Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Биоразнообразие и ресурсы животного мира |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Биоразн-12-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | Целями освоения дисциплины «Орнитология» являются является подробное знакомство с миром птиц: видовым разнообразием, происхождением и эволюцией, географическим распространением, морфологическим и анатомическим строением, физиологией, экологией, поведением, значением в жизни человека, рациональным использованием и охраной. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:отличительные черты класса птиц в связи с приспособлением их к полету. Уметь: свободно оперировать базовыми представлениями по орнитологии, применять их в практической деятельности, критически анализировать полученную информацию и грамотно представлять результаты исследований. Владеть: навыками к научно-исследовательской работе, преподаванию орнитологии, ведению дискуссии |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04 |
ПК-3 | способностью применять методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований, использовать современную аппаратуру и вычислительные комплексы (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - схемы проведения учетов птиц в различных биотопах; - методы компьютерной обработки полевых данных и основные программы для представления данных учетов птиц; - основные типы презентации данных полевого исследования в орнитологии. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - организовывать и проводить авифаунистические исследования; - работать с научной литературой, оформлять результаты исследований в виде проектов, заявок и отчетов, критически анализировать полученную информацию и грамотно представлять результаты исследований, владеть навыками обработки полевых данных и презентаций результатов исследований; - обрабатывать полевые данные и презентовать результаты исследований. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - методами научного коллекционирования птиц; - навыками обработки полевых данных и презентаций результатов исследований; - методами критического анализа полученной информации и грамотным представлением результатов исследований. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в орнитологию. Содержание, предмет, задачи и структура, взаимосвязь с другими науками. Методы изучения птиц. Учеты численности птиц. Методы отлова и мечения. Кольцевание птиц. Исследование гнездовой биологии, состава кормов и трофического поведения. Формы и методы измерения птиц. Мониторинг птиц. | ||||||
1.1. | Введенпие в орнитологию. Учеты численности птиц. Методы отлова и мечения. Кольцевание птиц. Исследование гнездовой биологии, состава кормов и трофического поведения. Формометрия и мониторинг птиц. | Лекции | 1 | 2 | ПК-3 | Л1.1 |
1.2. | Учеты численности птиц | Лабораторные | 1 | 2 | ПК-3 | Л1.2 |
1.3. | Применение современных технических средств для учетов числености птиц | Лабораторные | 1 | 2 | ПК-3 | Л1.2 |
1.4. | Методы непрямой оценки численности | Лабораторные | 1 | 2 | ПК-3 | Л1.3 |
1.5. | Методы матобработки полевых данных | Сам. работа | 1 | 12 | ПК-3 | Л1.1 |
Раздел 2. Происхождение птиц. Гипотезы происхождения и эволюции птиц. Предки современных птиц. Палеоорнитология. Ископаемые остатки птиц. Современная систематика птиц. Современное состояние научной системы класса. Подробная характеристика отрядов, широко распространенных в Алтайском крае, их видовое разнообразие. | ||||||
2.1. | Систематика птиц | Лекции | 1 | 0 | ПК-3 | Л2.1 |
2.2. | Происхождение и систематика птиц | Лабораторные | 1 | 2 | ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.3 |
2.3. | Подробная характеристика отрядов, широко распространенных в Алтайском крае, их видовое разнообразие. | Сам. работа | 1 | 18 | ПК-3 | Л2.1, Л1.2 |
Раздел 3. Периодические явления в жизни птиц. Суточные и сезонные ритмы. Регуляция размножения. Линька. Фотопериодическая регуляция. | ||||||
3.1. | Миграции птиц | Лекции | 1 | 2 | ПК-3 | Л2.1, Л1.2 |
3.2. | Изучение миграции птиц | Лабораторные | 1 | 2 | ПК-3 | |
3.3. | Линька и размножение птиц | Лабораторные | 1 | 2 | ПК-3 | |
3.4. | Физиологические механизмы адаптации птиц и ориентация | Сам. работа | 1 | 18 | ПК-3 | Л2.1, Л1.3 |
Раздел 4. Охрана птиц и ее методы. Исторические предпосылки охраны. Охрана мест обитания, ключевых орнитологических территорий, редких и исчезающих птиц. Птицы из Красных книг. | ||||||
4.1. | Методы охраны птиц и территорий | Лекции | 1 | 2 | ПК-3 | Л1.2 |
4.2. | Законодательная и методическая база охраны местообитаний и видов птиц | Лабораторные | 1 | 2 | ПК-3 | Л1.3 |
4.3. | Лесное хозяйство и охрана птиц | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-3 | Л2.1 |
Раздел 5. Прикладная орнитология. Авиационная и медицинская орнитологии. Птицы и эпидемиологическая обстановка. Птицы как охотничий ресурс. Птицы и сельское хозяйство. | ||||||
5.1. | Прикладная орнитология | Лекции | 1 | 2 | ПК-3 | Л1.2 |
5.2. | Авиационная и медицинская орнитология. Птицы и эпидемиологическая обстановка. | Лабораторные | 1 | 4 | ПК-3 | Л1.1 |
5.3. | Птицы как охотничий ресурс. Птицы и сельское хозяйство. | Лабораторные | 1 | 4 | ПК-3 | Л1.2 |
5.4. | Городская орнитология | Лабораторные | 1 | 2 | ПК-3 | Л2.2 |
5.5. | Контроль и управление поведением птиц | Сам. работа | 1 | 18 | ПК-3 | Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. риложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. риложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. риложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Т.А. Дауда, А.Г. Кощаева | Экология животных : учебное пособие | Лань, 2015 | |
Л1.2 | Резникова, Ж. И. | Экология, этология, эволюция. Межвидовые отношения животных в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/454355AE-AED0-4B97-A9EE-316DBFE270CD |
Л1.3 | Резникова, Ж. И. | Экология, этология, эволюция. Межвидовые отношения животных в 2 ч. Часть 2 . : Учебник для вузов | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/3B6D2B3D-2502-4CC3-B048-8D14507BFF8B |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Рябицев В.К. | Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири: справочник-определитель | Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2001 | |
Л2.2 | Кучин А.П. | Птицы Алтая. Воробьиные: | Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1982 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/); Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
423Л | препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования | Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные. |
404Л | лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Избранные главы орнитологии». Дисциплина «Избранные главы орнитологии» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Избранные главы орнитологии». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |