МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория аукционов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 16
Направление подготовки38.03.01. Экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_Э-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н, Хвалынский Д.С.

Рецензент(ы):
професссор, д.э.н.Мамченко О.П.

Рабочая программа дисциплины
Теория аукционов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 ЭКОНОМИКА
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 27.04.2018 г. № 8
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
професссор, д.э.н.Мамченко О.П.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 27.04.2018 г. № 8
Заведующий кафедрой професссор, д.э.н.Мамченко О.П.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение студентами такого раздела теории экономических механизмов, как теория аукционов, позволяет ознакомиться и сформировать навыки работы с универсальными экономическими механизмами поддержки принятия управленческих решений по размещению любого вида ресурса в условиях конкуренции среди получателей данного ресурса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач
ПК-11 способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.терминологией теории аукционов и теории экономических механизмов;
основные принципы функционирования экономических механизмов;
классификацию аукционов;
проблемы имплементации аукционов;
электронные торговые площадки;
порядок планирования закупок товаров, работ, услуг;
способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
действующее законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
3.2.Уметь:
3.2.1.строго доказывать все утверждения, сделанные при изложении материала курса;
моделировать гибридные аукционы;
сравнивать и выбирать электронные торговые площадки, проходить аккредитацию и работать на электронных торговых площадках;
проводить сравнительный анализ организации закупок для государственных и муниципальных нужд в различных странах;
использовать полученные знания в научно-исследовательской работе;
выявлять актуальные проблемы в отношениях, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок;
оценивать современные взгляды экономистов и правоведов на обсуждаемые проблемы в сфере закупок, давать им критическую оценку, формулировать собственные представления на исследуемый вопрос или проблему;
делать выводы о тенденциях развития контрактной системы в России.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.конструирования экономических механизмов;
проведения аукционов на электронных торговых площадках;
расчетов в целях выбора вариантов моделей развития системы государственных и муниципальных закупок и источников их финансирования;
самостоятельного исследования в области осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд;
исследования современных проблем в области государственных и муниципальных закупок.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Теория аукционов
1.1. Аукционы: первые примеры. Основные виды аукционов. Современные аукционы. Игровое представление аукционов Проблемы теории и практики аукционов. Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Викри: Теорема об эквивалентности доходов. Ограничения теории. Аукционы с общей информацией. “Проклятие победителя”. Упорядочение аукционов по ожидаемым доходам. Лекции 7 4 ОПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.3. Оптимальные аукционы Практические 7 2 ОПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.4. Одновременные аукционы. Проблема стратегического снижения спроса крупными участниками. Аукцион равномерной цены и его неэффективность. Аукцион Аузубеля. Сравнение с комбинаторным аукционом Викри. Аукционы FCC, 1994 – 1998: правила, стратегии участников, результаты. “Нечестные стратегии”: шифрованные ставки. Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.5. Одновременные аукционы для нескольких объектов Практические 7 2 ОПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.6. Эффективные аукционы. Неэффективность реальных аукционов и трудности имплементации эффективных механизмов. Связь оптимальности и эффективности. Несимметричные аукционы. Аукционы с бюджетным ограничением. Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.7. Эффективные аукционы Практические 7 2 ОПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.8. Плата за вход. Эффективность решения об участиии в аукционе. Влияние дополнительного участника на результаты аукциона. Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.9. Участие в аукционе Практические 7 2 ОПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.10. 3G аукционы в Европе: правила, стратегии, результаты. Раздел рынка и регулирование. Повышение конкуренции: англо-голландский аукцион. Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.11. Европейские аукционы мобильного спектра Практические 7 2 ОПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.12. Европейские аукционы мобильного спектра Сам. работа 7 22 ОПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.13. Продажа товаров на Интернет-аукционах. Правила и стратегии: преимущество последних ставок. Открытость как способ поддержания сговора. Лекции 7 1 ОПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.14. Интернет-аукционы Практические 7 2 ОПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.15. Интернет-аукционы Сам. работа 7 22 ОПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.16. Альтернативные способы закупок и продаж Лекции 7 1 ОПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.17. Альтернативные способы закупок и продаж Практические 7 2 ОПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.18. Опыт использования аукционов в системе публичных закупок. Проблемы эффективности. Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.19. Аукционы в системе публичных закупок Практические 7 4 ОПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.20. Обзор электронных площадок и их функциональности. Проведение аукционов и участие в них на основе площадки РТС-Тендер. Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.21. Электронные площадки для проведения аукционов в России Практические 7 4 ОПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.22. Электронные площадки для проведения аукционов в России Сам. работа 7 22 ОПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
смотри приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
смотри приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
смотри приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Демешев, Б.Б. Моделирование аукционов: Учебник ДМК Пресс, 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Николенко С.И. Теория экономических механизмов: учеб. пособие Интернет-Университет Информационных Технологий, 2011 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тамбовцев, В.Л. Введение в экономическую теорию контрактов : Введение в экономическую теорию контрактов Москва : ИНФРА-М, 2004, 29.12.2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276647
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moddle "Теория аукционов" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Интернет-браузер
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
407аС лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 19 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка MSI модель MS7267 - 14 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом и расписанием учебных занятий. Язык обучения (преподавания) — русский. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

При формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения, который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения.

8.1. Образовательные технологии
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в информационной образовательной среде.

8.2. Лекции
Лекционный курс предполагает систематизированное изложение основных вопросов учебного плана.

Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству студентов на самостоятельное изучение материала.

8.3. Семинарские (практические) занятия
Семинарские (практические занятия) представляют собой детализацию лекционного теоретического материала, проводятся в целях закрепления курса и охватывают все основные разделы.

Основной формой проведения семинаров и практических занятий является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, а также решение задач и разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях. В обязанности преподавателя входят: оказание методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса.

Активность на практических занятиях оценивается по следующим критериям:

ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем;
участие в дискуссиях;
выполнение проектных и иных заданий;
ассистирование преподавателю в проведении занятий.
Доклады и оппонирование докладов проверяют степень владения теоретическим материалом, а также корректность и строгость рассуждений.

Оценивание практических заданий входит в накопленную оценку.

8.4. Самостоятельная работа студента
Для успешного усвоения курса необходимо не только посещать аудиторные занятия, но и вести активную самостоятельную работу. При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны:

просматривать основные определения и факты;
повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;
изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;
самостоятельно выполнять задания, аналогичные предлагаемым на занятиях;
использовать для самопроверки материалы фонда оценочных средств;
выполнять домашние задания по указанию преподавателя.