Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 12 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-12-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | 19 | 15 | 18 | ||||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 22 | 22 | 16 | 16 | 16 | 16 | 78 | 78 |
Лабораторные | 32 | 32 | 36 | 36 | 20 | 20 | 20 | 20 | 108 | 108 |
Сам. работа | 52 | 52 | 59 | 59 | 36 | 36 | 45 | 45 | 192 | 192 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 0 | 0 | 27 | 27 | 54 | 54 |
Итого | 108 | 108 | 144 | 144 | 72 | 72 | 108 | 108 | 432 | 432 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой А. В. Мацюра
1.1. | Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с многообразием животных, механизмами их адаптации к окружающей среде, планетарной ролью и большим практическим значением для человека; на их примере продемонстрировать ход эволюционного процесса и другие биологические закономерности. Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен: – изучить место и роль животных в общей организации жизни; – изучить систему и филогению животного мира; – знать характеристику и систематическую структуру типов животных; – приобрести навыки опознавания представителей основных таксонов, в том числе наиболее практически значимых, мировой и региональной фауны; – приобрести навыки анатомо-морфологического исследования типичных зоологических объектов с использованием соответствующего оборудования и приборов; – получить представление об основных этапах филогенетического развития животных и закономерностях их эволюции. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.04 |
ОПК-3 | способностью понимать базовые представления о разнообразии биологических объектов, значение биоразнообразия для устойчивости биосферы, способностью использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов |
ОПК-6 | способностью применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | базовые представления о фаунистических объектах понимать значение биологического разнообразия для стабильности экологических систем основные принципы современной систематики и общие морфофизиологические особенности позвоночных животных на разных уровнях организации и в пределах основных таксонов основные принципы современной систематики и общие морфофизиологические особенности беспозвоночных животных на разных уровнях организации и в пределах основных таксонов; их роль в природе, различных экосистемах и народном хозяйстве. Понятие о филогенетических связях |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать способы наблюдения использовать способы описания фаунистических систем культивировать животных для вивария выделять общие и частные морфофизиологические особенности характерные для разных систематических групп беспозвоночных и позвоночных животных |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками идентификации зоологических объектов методами проведения наблюдений, описания и сравнительного анализа при изучении животных составления коллекций позвоночных животных методами проведения наблюдений, описания и сравнительного анализа при изучении животных с использованием живых объектов, коллекционного материала, микропрепаратов |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Предмет и задачи зоологии. Система животного мира. Многообразие животных | ||||||
1.1. | Предмет и задачи зоологии. Краткая история становления зоологии как науки. Классификация животных | Лекции | 1 | 4 | ОПК-3 | Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л1.5 |
1.2. | Роль животных в биосфере и жизни человека. Методы наблюдения, описания, таксономических исследований, коллекционирования | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.3 |
1.3. | Основы систематики животного мира. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.3 |
Раздел 2. Раздел 2. Подцарство Рrotozoa–Простейшие | ||||||
2.1. | Общая характеристика подцарства простейшие - их морфология, основы физиологии, образ жизни, географическое распространение, происхождение. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.3 |
2.2. | Систематический обзор. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.3 |
2.3. | Свободноживущие и паразитические простейшие | Лабораторные | 1 | 12 | ОПК-6 | Л2.3 |
2.4. | Циклы развития паразитических простейших. Теории и происхождение многоклеточных | Сам. работа | 1 | 20 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.3 |
Раздел 3. Раздел 3. Подцарство Metazoa –Многоклеточные | ||||||
3.1. | Отличительные особенности организации многоклеточных | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.3 |
Раздел 4. Раздел 4. Тип Spongia –Губки | ||||||
4.1. | Общая характеристика организации животных типа Губки | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.3 |
4.2. | Систематический обзор современных губок | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.3 |
4.3. | Особенности строения представителей губок по классам | Лабораторные | 1 | 4 | ОПК-6 | Л2.3 |
4.4. | Работа с терминологическим словарем | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.3 |
Раздел 5. Раздел 5. Тип Coelenterata –Кишечнополостные | ||||||
5.1. | Общая морфофизиологическая характеристика типа Кишечнополостные | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.3, Л1.1 |
5.2. | Морфология кишечнополостных по классам | Лабораторные | 1 | 6 | ОПК-6 | Л2.3 |
5.3. | Сравнительная характеристика морфологии жизненных форм. Таблица. | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.3 |
Раздел 6. Раздел 6. Тип Ctenophora –Гребневики | ||||||
6.1. | Тип Ctenophora –Гребневики | Сам. работа | 1 | 1 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.3 |
Раздел 7. Раздел 7. Тип Plathelminthes – Плоские черви | ||||||
7.1. | Общая характеристика организации плоских червей | Лекции | 1 | 4 | ОПК-3 | Л2.3 |
7.2. | Разноообразие паразитических плоских червей | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.3 |
7.3. | Разноообразие паразитических плоских червей | Лабораторные | 1 | 10 | ОПК-6 | Л2.3 |
7.4. | Сравнительная характеристика циклов развития паразитических плоских червей | Сам. работа | 1 | 15 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.3 |
Раздел 8. Раздел 8. Тип Nemathelminthes – Круглые черви | ||||||
8.1. | Морфофизиология собственно круглых червей | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3 | Л2.3 |
8.2. | Многообразие круглых червей | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3 | Л2.3 |
8.3. | Строение основных представителей собственно круглых червей | Лабораторные | 2 | 6 | ОПК-6 | Л2.3 |
8.4. | Общая характеристика организации первичнополостных животных | Лекции | 2 | 4 | ОПК-3 | Л2.3 |
8.5. | Сравнительный обзор био- и геогельминтов | Сам. работа | 2 | 14 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.3 |
Раздел 9. Раздел 9. Тип Annelida –Кольчатые черви | ||||||
9.1. | Характеристика кольчатых червей как целомических животных | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3 | Л2.3 |
9.2. | Систематический обзор кольчатых червей | Лекции | 2 | 1 | ОПК-3 | Л2.3 |
9.3. | Сравнительная морфология групп целомических животных | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-6 | Л2.3 |
9.4. | Работа с терминологическим словарем. Схематические рисунки внутреннего строения кольчатых червей. | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.3 |
Раздел 10. Раздел 10. Тип Mollusca –Моллюски | ||||||
10.1. | Общая характеристика типа моллюски | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3 | Л2.3 |
10.2. | Отличительные черты организации представителей разных классов | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3 | Л2.3 |
10.3. | Сравнительная морфология представителей разных классов в типе Моллюски | Лабораторные | 2 | 6 | ОПК-6 | Л2.3 |
10.4. | Практическое значение моллюсков | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-3, ОПК-6 | |
Раздел 11. Раздел 11. Тип Echinodermata –Иглокожие | ||||||
11.1. | Общая характеристика типа Иглокожие | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3 | Л2.3 |
11.2. | Сравнительная морфология представителей разных классов в типе Иглокожие | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.3 |
11.3. | Морфология представителей разных классов в типе | Лабораторные | 2 | 6 | ОПК-6 | |
Раздел 12. Раздел 12. Тип Arthropoda –Членистоногие | ||||||
12.1. | Общая характеристика Членистоногих как самой многочисленной группы | Лекции | 2 | 1 | ОПК-3 | Л2.3 |
12.2. | Общая характеристика морфофизиологии жабернодышащих | Лекции | 2 | 1 | ОПК-3 | Л2.3 |
12.3. | Общая характеристика морфофизиологии трахейнодышащих | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3 | Л2.3 |
12.4. | Общая характеристика морфофизиологии хелицеровых | Лекции | 2 | 1 | ОПК-3 | Л2.3 |
12.5. | Особенности морфологии представителей разных классов | Лабораторные | 2 | 14 | ОПК-6 | Л2.3 |
12.6. | Систематический обзор насекомых | Сам. работа | 2 | 15 | ОПК-3, ОПК-6 | |
Раздел 13. Теории происхождения одноклеточных и многоклеточных животных. Филогенетические связи типов | ||||||
13.1. | Теории происхождения одноклеточных и многоклеточных животных. Филогенетические связи типов. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.4 |
Раздел 14. Происхождение хордовых животных. Отличие от беспозвоночных. | ||||||
14.1. | Происхождение хордовых животных. | Лекции | 3 | 1 | ОПК-3 | Л2.4, Л1.3 |
14.2. | Отличие позвоночных от беспозвоночных. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.4, Л1.3 |
Раздел 15. Подтип Туникаты. Особенности организации асцидий, сальп и аппендикулярий. | ||||||
15.1. | Основные черты организации подтипа. Класс Асцидии. Класс Сальпы. Сальпы и боченочники. Класс Аппендикулярии как группа личиночнохордовых неотенического происхождения. | Лекции | 3 | 1 | ОПК-3 | Л2.4, Л1.3, Л2.5 |
15.2. | Класс Асцидии - особенности биологии. Класс Сальпы - особенности метагенеза. Класс Аппендикулярии - черты уникальности. | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-6 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.5 |
15.3. | Гипотезы о происхождении и эволюции личиночнохордовых. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-6 | Л1.3, Л2.5 |
Раздел 16. Подтип Бесчерепные. Черты сходства с беспозвоночными. | ||||||
16.1. | Организация, развитие и биология ланцетника. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3 | Л1.3, Л2.5 |
16.2. | Отличительные черты строения бесчерепных по сравнению с позвоночными. | Лабораторные | 3 | 8 | ОПК-6 | Л1.1, Л2.5, Л1.4 |
16.3. | Систематика подтипа. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-6 | Л1.3, Л2.5 |
Раздел 17. Подтип Vertebrata. Класс Cyclostomata. Систематика группы. Строение речной миноги. | ||||||
17.1. | Класс Круглоротые. | Лекции | 3 | 4 | ОПК-3 | Л1.3, Л2.5 |
17.2. | Характеристика круглоротых как бесчелюстных, отличающихся особым строением органов дыхания и пищеварения. | Лабораторные | 3 | 2 | ОПК-6 | Л1.1, Л1.3, Л2.5 |
17.3. | Место круглоротых в системе позвоночных. Современные отряды. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.2, Л1.3, Л2.5 |
Раздел 18. Систематика кл. Chondrichthyes. Отличительные особенности акул, скатов и химер. Изучение внешней и внутренней морфологии акул и скатов. | ||||||
18.1. | Отличительные особенности акул, скатов и химер. | Лекции | 3 | 4 | ОПК-3 | Л1.3, Л2.5 |
18.2. | Систематика кл. Chondrichthyes. | Лабораторные | 3 | 2 | ОПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.5 |
18.3. | Подкласс Цельноголовые | Сам. работа | 3 | 14 | ОПК-3, ОПК-6 | Л1.3, Л2.5 |
Раздел 19. Внешняя и внутренняя морфология костных рыб на примере окуня. | ||||||
19.1. | Отличительные особенности костных рыб по сравнению с хрящевыми. | Лекции | 3 | 4 | ОПК-3 | Л1.3, Л2.5 |
19.2. | Проведение вскрытия костной рыбы. | Лабораторные | 3 | 2 | ОПК-6 | Л1.1, Л1.3, Л2.5 |
19.3. | Отличительные особенности костных рыб по сравнению с хрящевыми. | Сам. работа | 3 | 12 | ОПК-3, ОПК-6 | Л1.3, Л2.5 |
Раздел 20. Систематика кл. Osteichthyes. Основные надотряды. Определение костных рыб. | ||||||
20.1. | Подкласс Лопастеперые. Подкласс Лучеперые. Группа Костистые рыбы. Надотряды костистых рыб. | Лабораторные | 3 | 2 | ОПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.5 |
Раздел 21. Изучение внешнего и внутреннего строения земноводных на примере остромордой лягушки. Проведение вскрытия. | ||||||
21.1. | Общая морфологическая и биологическая характеристика амфибий. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3 | Л1.3, Л2.5 |
21.2. | Особенности строения в связи с двойственностью приспособлений к водному и наземному образу жизни. | Лабораторные | 4 | 4 | ОПК-6 | Л1.1, Л1.3, Л2.5, Л2.6 |
21.3. | Географическое распространение земноводных. Хозяйственное значение земноводных. | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-3, ОПК-6 | Л1.3, Л2.5 |
Раздел 22. Систематика кл. Amphibia. Определение хвостатых и бесхвостых земноводных | ||||||
22.1. | Разделение земноводных на отряды: хвостатые и бесхвостые. | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-6 | Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.5 |
22.2. | Отряд Безногие. Характеристика семейств, их главнейших представителей. | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-3, ОПК-6 | Л1.3, Л2.5 |
Раздел 23. Внешняя и внутренняя морфология пресмыкающихся на примере прыткой ящерицы. Проведение вскрытия. | ||||||
23.1. | Морфологическая и биологическая характеристика рептилий. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3 | Л1.3, Л2.1 |
23.2. | Особенности метаболизма рептилий. Систематика рептилий. | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-6 | Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
23.3. | Географическое распространение рептилий. Экономическое значение рептилий. | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-3, ОПК-6 | Л1.3, Л2.1 |
Раздел 24. Систематика кл.Reptilia. Определение черепах, ящериц и змей. | ||||||
24.1. | Подкласс Черепахи. Подкласс Архозавры. Подкласс Чешуйчатые. Отряды: ящерицы, змеи, хамелеоны. | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-6 | Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
24.2. | Подкласс Клювоголовые. Котилозавры. Вымирание древних пресмыкающихся и причина этого явления. | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-3, ОПК-6 | Л1.3, Л2.1 |
Раздел 25. Изучение внешнего и внутреннего строения птиц на примере сизого голубя. Проведение вскрытия. Черты приспособленности птиц к полету. | ||||||
25.1. | Класс Птицы. Обзор организации птиц как амниот, приспособившихся к полету. | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3 | Л1.3, Л2.1 |
25.2. | Проведение вскрытия птицы. Анатомо-морфологичепские особенности. | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-6 | Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
25.3. | Географическое распространение. Миграция и ориентация птиц. Экономическое значение. Домашние птицы и их происхождение. | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-3, ОПК-6 | Л1.3 |
Раздел 26. Систематика кл. Aves. Определение птиц | ||||||
26.1. | Систематика птиц. Подклассы: ящерохвостые, веерохвостые. | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
26.2. | Разделение веерохвостых птиц на основные группы: бескилевые, или ходящие птицы. Характеристика и краткий обзор главнейших отрядов. | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-6 | Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
26.3. | Происхождение птиц. | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-3, ОПК-6 | Л1.3, Л2.1 |
Раздел 27. Внешняя и внутренняя морфология млекопитающих на примере серой крысы. Проведение вскрытия. Уникальные черты строения млекопитающих. | ||||||
27.1. | Морфо-физиологическая организация млекопитающих как высшего класса позвоночных. | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
27.2. | Проведение вскрытия. Морфо-физиологическая организация млекопитающих как высшего класса позвоночных. | Лабораторные | 4 | 6 | ОПК-6 | Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
27.3. | Промысловые млекопитающие России. Домашние млекопитающие и их происхождение. Географическое распространение млекопитающих. | Сам. работа | 4 | 9 | ОПК-3, ОПК-6 | Л1.3, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. в Приложении ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. в Приложении ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
/СМ. в Приложении ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н. Н. Карташев, В. Е. Соколов, И. А. Шилов | Практикум по зоологии позвоночных: учеб. пособие для вузов/ | М. : Аспект Пресс, 2004 | 25 |
Л1.2 | Черепанов Г.О., Иванов А.О. | Палеозоология позвоночных: учеб. пособие | М.: Академия, 2007 | |
Л1.3 | Константинов В.М., Наумов С.П., Шаталова С.П. | Зоология позвоночных: учеб. для вузов | М.: Академия, 2000 | 52 |
Л1.4 | Иорданский Н. Н. | Эволюция жизни : учебное пособие для академического бакалавриата | М. : Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.5 | Овчаренко Н.Д., Кучина Е.А., Кудряшова И.В., Черевко Л.С. | Практикум по зоологии беспозвоночных : учебное пособие | АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/1040/read.7book?sequence=1&isAllowed=y |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Н. П. Наумов, Н. Н. Карташе | Зоология позвоночных: учеб. для вузов. Ч.2: | М. : Высш. шк, 1979 | 76 |
Л2.2 | Абдурахманов Г.М. | Основы зоологии и зоогеографии: Учебник для вузов | М.: Академия, 2001 | 15 |
Л2.3 | под ред. В. М. Константинова | Лабораторный практикум по зоологии позвоночных: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2004 | 29 |
Л2.4 | Лопатин И.К. | Функциональная зоология: учеб. пособие для вузов | Минск : Вышсш. школа, 2002. | 5 |
Л2.5 | Н. П. Наумов, Н. Н. Карташев. | Зоология позвоночных: учеб. для вузов. Ч.1: | М. : Высш. шк, 1979 | 68 |
Л2.6 | Ф. Я. Дзержинский | Сравнительная анатомия позвоночных животных: учеб. для вузов | М. : Аспект Пресс, 2005 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Бесплатная электронная биологическая библиотека [Электронный ресурс]. | http:// www.zoomet.ru | ||
Э2 | Информационный проект по вопросам российской природы [Электронный ресурс]. | http://www. biodat.ru. | ||
Э3 | Зоология позвоночных. ч.1. Низшие хордовые. Анамнии | elibrary.asu.ru | ||
Э4 | Курс на платформе "Moodle" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/); Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
404Л | лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
423Л | препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования | Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные. |
405Л | лаборатория беспозвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя – 2; лабораторные электрифицированные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 1 шт.; доска меловая 1 шт.; раковина; шкафы для хранениятаблиц и коллекций беспозвоночных животных – 6 единиц; тумбочки – 3 единицы; телевизор JVC-290С, микромер окулярный винтовой, бинокуляры МБС-10, видеоокуляр DCM-310, микроскопы: Альтами 104, МБС-10, микромед, Микмед-1 вар. 1; коллекции беспозвоночных животных, микропрепараты по зоологии беспозвоночных и БИР |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины Зоология. Дисциплина Зоология включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Зоология». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума и продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |