МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Геоинформационные технологии при ведении кадастра

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильУправление земельными ресурсами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_УЗР-1-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 99
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 99 99 99 99
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.г.н., и.о. зав. кафедрой экономической географии и картографии, Крупочкин Е.П.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Геоинформационные технологии при ведении кадастра

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению 21.03.02 Землеустройство и кадастры, утвержденным Министерством образования и науки РФ от 1 октября 2015 № 1084

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.обучение студентов теоретическим и практическим основам информационных технологий, применяемым в землеустройстве и кадастре, современным методам создания, обработки и использования информации землеустройства и кадастра.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью использовать знания для управления земельными ресурсами, недвижимостью, организации и проведения кадастровых и землеустроительных работ
ПК-7 способностью изучения научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта использования земли и иной недвижимости
ПК-8 способностью использовать знание современных технологий сбора, систематизации, обработки и учета информации об объектах недвижимости современных географических и земельно-информационных системах (далее - ГИС и ЗИС)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.нормативно-правовое обеспечение, классификацию, структуру информационных систем, способы и методы получения научно-технической информации, необходимой в процессе управления земельными ресурсами, основные понятия и определения информационных технологий, принципы и способы хранения землеустроительной и кадастровой информации в государственных информационных ресурсах, принцип действия основных технических и программных средств информационных технологий
3.2.Уметь:
3.2.1.применение технологий при создании электронных карт для целей ГКН, кадастрового учета земельных участков, использовать базы и банки данных для накопления и переработки кадастровой информации, использовать пакеты прикладных программ, использовать на практике возможности ГИС-продуктов для создания цифровых моделей местности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования данных кадастра недвижимости для эффективного управления земельными ресурсами и объектами недвижимости, навыками подготовки списка нормативно-правовых актов по определенной теме в области землеустройства и кадастра, представлениями о видах угроз безопасности информационных тех-нологий, представлениями о способах защиты от угроз безопасности информационных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия и нормативно-правовое обеспечение информационных технологий
1.1. Понятие ИТ. Цель ИТ. Цикл жизни информации. Характеристики информации. Нормативно-правовое обеспечение ИТ. Основные понятия ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». ФЗ «О техническом регулировании» Лекции 4 2 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.2. Понятие ИТ. Цель ИТ. Цикл жизни информации. Характеристики информации Сам. работа 4 14 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Система землеустроительной и кадастровой информации
2.1. Информация и ее основные виды в землеустройстве и кадастре. Специфика землеустроительной и кадастровой информации. Способы хранения документированной информации землеустройства и кдастра. Архивные фонды организаций и специализированные государственные фонды и базы данных, осуществляющие хранение информации в области землеустройства и кадастра. Понятие информационного взаимодействия, его виды Лекции 4 4 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
2.2. Работа с государственным информационным ресурсом ФГИС ТП Практические 4 2 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
2.3. Система землеустроительной и кадастровой информации Сам. работа 4 14 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Техническое и программное обеспечение ИТ
3.1. Понятие технического обеспечения. Понятие программного обеспечения. Этапы развития технических средств. Устройство ПК. Классификация программного обеспечения. системное программное обеспечение. Прикладное программное обеспечение Лекции 4 6 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
3.2. Подготовка землеустроительной документации в текстовом редакторе Практические 4 2 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
3.3. Обработка землеустроительной и кадастровой информации средствами электронных таблиц Практические 4 2 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
3.4. Подготовка презентации на заданную тему Практические 4 2 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
3.5. Техническое и программное обеспечение ИТ Сам. работа 4 14 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Гис-технологии в землеустройстве и кадастре
4.1. Понятие о географических инфор-мационных системах (ГИС) и земельно-информационных системах (ЗИС), их структура, классификация и применение. Способы представления, хранения и отображения информации в ГИС и ЗИС. Создание компьютерных землеустроительных карт и атласов. Обзор программных средств, обеспечивающих создание ГИС в землеустроительном производстве.Классические ГИС профессионального уровня. MapInfoProfessional Лекции 4 6 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
4.2. Подготовка исходных данных. Сканирование плановой основы территории сельскохозяйственного предприятия Практические 4 2 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
4.3. Регистрация плановой основы территории сельскохозяйственного предприятия в инструментальной ГИС MapInfo Практические 4 2 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
4.4. Векторизация плановой основы территории сельскохозяйственного предприятия. Построение цифровой модели территории хозяйства Практические 4 2 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
4.5. Программные средства и технология анализа территории с помощью технологий ГИС и ЗИС. Зонирование территории сельскохозяйственных организаций Практические 4 2 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
4.6. Гис-технологии в землеустройстве и кадастре Сам. работа 4 15 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Работа в вычислительных сетях
5.1. Понятие информационной сети. Вычислительные сети. Классификация вычислительных сетей. Компоненты коммуникационной сети Лекции 4 4 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
5.2. Работа с официальным сайтом Росреестра в сети Интернет Практические 4 2 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
5.3. Работа с официальным сайтом Минэкономразвития в сети Интернет Практические 4 2 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
5.4. Работа в вычислительных сетях Сам. работа 4 14 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Справочные правовые системы
6.1. Понятие справочных правовых систем. Принципы хранения информации в справочных правовых системах. Виды СПС. Консультант плюс. Гарант Лекции 4 2 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
6.2. Знакомство с системой «Консультант+» Практические 4 2 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
6.3. Работа в системе «Консультант+». Построение списка документов в области землеустройства и кадастра. Запрос по реквизитам Практические 4 2 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
6.4. Знакомство с системой «Гарант» Практические 4 2 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
6.5. Работа в системе «Гарант». Построение списка документов в области землеустройства и кадастра. Запрос по реквизитам Практические 4 2 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
6.6. Справочные правовые системы Сам. работа 4 14 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Безопасность компьютерных систем
7.1. Понятие безопасности КС. Понятие санкционированного и несанкционированного доступа. Угрозы безопасности Лекции 4 2 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
7.2. Безопасность компьютерных систем Сам. работа 4 14 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1
7.3. Подготока к экзамену. Экзамен 4 27 ПК-2, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К.В. Шошина, Р.А. Алешко Геоинформационные системы и дистанционное зондирование.Ч.1.: учебное пособие Архангельск : ИД САФУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=312310
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зеливянская О.Е. Геоинформационные системы: лабораторный практикум Ставрополь : СКФУ, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт компании ESTIMAP– актуальная о ГИС MapInfo www.esti-map.ru
Э2 Официальный сайт компании Microsoft – актуальная информация о программных продуктах Microsoft www.microsoft.com
Э3 Курс в Moodle «Геоинформационные технологии при ведении кадастра» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
Corel DRAW Graphics Suite X5 Education License ML (61 - 300), серийный №LCCDGSX5MULAB (30 мест/лицензий)
MapInfo – лицензия для образовательных учреждений серийный №MINWRS1200026830
ENVI №лицензия 503626
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Геоинформационные технологии при ведении кадастра»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Геоинформационные технологии при ведении кадастра» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Геоинформационные технологии при ведении кадастра» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Геоинформационные технологии при ведении кадастра не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Геоинформационные технологии при ведении кадастра» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Геоинформационные технологии при ведении кадастра»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.