МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

ГИС в экономической и социальной географии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 18,5 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 36 36
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 36 36 9 9 45 45
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
к.г.н., и.о. зав. кафедрой экономической географии и картографии , Крупочкин Е.П.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
ГИС в экономической и социальной географии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 География (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №955)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков по созданию цифровых пространственных данных для ГИС на основе различных источников информации, а также получение базовых знаний и практических навыков для решения задач пространственного моделирования и анализа цифровых геоданных.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-10 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-7 способностью применять на практике методы экономико-географических исследований, экономико-географического районирования, социально-экономической картографии для обработки, анализа и синтеза экономико-географической информации, владением навыками территориального планирования и проектирования различных видов социально-экономической и природоохранной деятельности, умением применять на практике основные модели и инструменты региональной политики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.стандартные социально-экономические задачи, решаемые с использованием геоинформационных систем и технологий;
содержание и назначение методов экономико-географических исследований и социально-экономического картографирования
для получения объективных аналитических оценок;
методические подходы для обработки, анализа и синтеза экономико-географической информации, предусматривающие использование ГИС и других информационных систем;
содержание и специфику методов экономико-географических исследований, экономико-географического районирования, социально-экономической картографии и геоинформатики;
существующие технологические и алгоритмические приемы для обработки, анализа и синтеза экономико-географической информации;
типовые подходы и иметь представление о методологии территориального планирования и проектирования различных видов социально-экономической и природоохранной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.решать типовые экономико-географические задачи на стыке экономики, географии, демографии, картографии и геоинформатики;
применять методы и технические приемы математико-картографического моделирования, реализуемые в ГИС-системах;
применять на практике методы экономико-географических исследований для получения объективных аналитических оценок структуры и состояния территориальных социально-экономических систем;
применять на практике методы экономико-географических исследований, экономико-географического районирования, социально-экономической картографии и геоинформатики;
использовать известные и доступные технологические и алгоритмические приемы для обработки, анализа и синтеза экономико-географической информации;
применять типовые подходы и методы разработки схем территориального планирования и проектирования различных видов социально-экономической и природоохранной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами и способами решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры;
приемами получения и анализа статистических данных с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
технологией математико-картографического моделирования социально-экономической ситуации на примере региона посредством использования ГИС-инструментария;
навыками применения на практике методов экономико-географических исследований, экономико-географического районирования, социально-экономической картографии и геоинформатики;
навыками территориального планирования и проектирования различных видов социально-экономической и природоохранной деятельности;
ГИС-инструментарием, необходимым для реализации на практике оценочных и прогнозных, необходимых для принятия решений в региональной политике.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1.Введение. Теоретические вопросы геоинформатики.
1.1. Геоинформатика в системе наук. Концепция геоинформационного картографирования. Геоматика, геоинформатика и смежные дисциплины. Конвергенция геоинформатики и дистанционного зондирования. Понятия «ГИС», «ГИС-технология», «геоинформация» и «геоданные». Теоретико-методические аспекты использования геоинформации для целей тематического картографирования. Лекции 4 4 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Изучение интерфейса и функциональных возможностей ГИС с открытой архитектурой (ArcGIS, MapInfo Pro). Свободные ГИС на платформе GDAL – QGIS, GIS Grass. Практические 4 4 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Теоретические вопросы геоинформатики. Сам. работа 4 9 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Периодизация в развитии теории и технологии геоинформатики. Геоинформатика в 21 веке.
2.1. Становление геоинформатики: 20 век. Зарубежная и отечественная геоинформатика. Рынок геоинформатики и факторы его развития. Принципиальные особенности отечественного рынка геоинформатики. Сравнительный анализ европейской и американской моделей рынка геоинформатики. Лекции 4 4 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Основы работы с векторно-ориентированными ГИС. Механизм разработки проектов на базе ГИС MapInfo Pro. Практические 4 4 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Периодизация в развитии теории и технологии геоинформатики. Геоинформатика в 21 веке. Сам. работа 4 9 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Раздел 3.Проект разработки федерального геопортала России. Европейская программа «INSPIRE»: опыт внедрения.
3.1. Анализ потребностей и уровня обеспеченности достоверными геоданными научных и производственных предприятий страны. Проблемы геоинформационно-картографического обеспечения регионов и пути ее решения. Стратегические проекты в области геоинформатики (МЧС, Министерство обороны, Минобрнауки РФ). Европейский проект INSPIRE: опыт реализации. Лекции 4 4 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Топология данных в ГИС. Практические 4 4 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Проект разработки федерального геопортала России. Европейская программа «INSPIRE»: опыт внедрения. Сам. работа 4 9 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Раздел 4. Формирование инфраструктуры пространственных данных: теория и опыт реализации ИПД в регионах.
4.1. Понятие инфраструктуры пространственных данных. Опыт создания и реализации ИПД в проектах регионального развития. Законотворческая деятельность в области ИПД. ИПД и геоинформационное обеспечение градостроительной деятельности. Муниципальные ГИС и вопросы ИПД. Особенности применения регионального узла ИПД в схемах разработки обобщенных информационных баз данных. Лекции 4 6 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Системы координат в ГИС. Математическая основа электронных карт. Практические 4 6 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Формирование инфраструктуры пространственных данных: теория и опыт реализации ИПД в регионах. Сам. работа 4 9 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Раздел 5. Источники пространственных данных для ГИС.
5.1. Пространственные геоданные: типизация, структура и функции. Стандартизированные и свободные геопространственные данные. Данные инструментальной наземной съемки. Топогеодезическая пространственно-координированная информация. Особенности использования аэрокосмической информации в ГИС-проектах для бизнеса. Проблемы и перспективы использования лазерной и радарной топографических съемок. Лекции 5 3 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Аппаратно-технические и программные средства ввода и дигитализации пространственных данных. Практические 5 3 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.3. Источники пространственных данных для ГИС. Сам. работа 5 1 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Раздел 6. Программные и аппаратные средства ввода и обработки геоданных.
6.1. Программы и ГИС-приложения обработки пространственно-координированной информации. Функциональные возможности ввода и обработки данных: проприетарные и свободные (бесплатные) ГИС-пакеты. Алгоритмизация процедур ввода и обработки пространственных данных в ГИС. Общие и частные технологические схемы. Лекции 5 3 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Ввод данных геодезических съемок в ГИС. Принципы и способы конвертации геоданных при автоматизированной обработке результатов геодезических измерений. Практические 5 3 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.3. Программные и аппаратные средства ввода и обработки геоданных. Сам. работа 5 2 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Раздел 7. Вывод и визуализация данных, использование периферийных устройств.
7.1. Использование средств компьютерного дизайна для подготовки вывода пространственных геоданных. Технология совместного комбинирования графических и ГИС-пакетов – Adobe Illustrator, CorelDraw и др. для оформления проектов и вывода на печать. Разработка и использование обменных форматов для подготовки вывода данных. Цветовые модели, используемые при создании и графической визуализации электронных продуктов. Классификация периферийных устройств. Программные и аппаратные средства вывода и визуализации данных. Лекции 5 4 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.2. Использование сканерных технологий. Методы регистрации аналоговых картографических данных. Практические 5 4 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.3. Вывод и визуализация данных, использование периферийных устройств. Сам. работа 5 2 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Раздел 8. Производство векторных карт, разработка ГИС-моделей для решения задач экономической и социальной географии.
8.1. Технологические подходы разработки векторных цифровых карт. Понятия «сканерная и векторная технология». Технологические подходы разработка и использования ГИС-моделей для решения задач экономической и социальной географии. Создание интегральных ГИС-моделей качества жизни населения, экономико-эколого-географическая оценка территории. Использование ГИС-технологий для управления природными ресурсами, оценки природных условий. Примеры использования ГИС для прогнозирования геодемографической ситуации (программы стратегического развития в Алтайском регионе). Лекции 5 4 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.2. Использование функции конвертации данных в ГИС. Обменный формат системы MapInfo. Практические 5 4 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.3. Производство векторных карт, разработка ГИС-моделей для решения задач экономической и социальной географии. Сам. работа 5 2 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 9. Раздел 9. Прикладные аспекты использования ГИС-технологий в географических исследованиях.
9.1. Классификация ГИС-моделей, примеры их реализации в субъектах страны. Социально-экономическая информация в ГИС-проектах для бизнеса. Использование ГИС-технологий для организации мониторинга за состоянием геосистем в области природопользования и охраны окружающей среды. Состояние проекта федерального картографического портала (совместно ГосГисЦентр и Росреестр РФ). Научные проекты, реализуемые на кафедре экономической географии и картографии АлтГУ. Лекции 5 4 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
9.2. Основные задачи и свойства муниципальных ГИС. Кадастровые и городские ГИС. Практические 5 4 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
9.3. Прикладные аспекты использования ГИС-технологий в географических исследованиях. Сам. работа 5 2 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
9.4. Подготовка к экзамену. Экзамен 5 27 ОПК-10, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. В. С. Тикунова Сборник задач и упражнений по геоинформатике: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2005
Л1.2 Д.А. Ловцов; А.М. Черных Геоинформационные системы: учебное пособие Москва: Российская академия правосудия, 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 К.В. Шошина, Р.А. Алешко Геоинформационные системы и дистанционное зондирование.Ч.1.: учебное пособие Архангельск : ИД САФУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=312310
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ScanEx Web Geomixer kosmosnimki.ru
Э2 GIS-Lab: географические информационные системы и дистанционное зондирование gis-lab.info
Э3 Официальный сайт ГИС-ассоциации России www.gisa.ru
Э4 Официальный сайт Алтайского края www.altairegion22.ru
Э5 Курс в Moodle «ГИС в экономической и социальной географии» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
MapInfo – лицензия для образовательных учреждений серийный №MINWRS1200026830
ArcGIS – клиентский номер межкафедрального ГИС-класса ФГБОУ ВО АлтГУ №377279
ENVI – лицензия Teaching License №503626-1
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «ГИС в экономической и социальной географии»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «ГИС в экономической и социальной географии» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по «ГИС в экономической и социальной географии» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «ГИС в экономической и социальной географии» не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «ГИС в экономической и социальной географии» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «ГИС в экономической и социальной географии».
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.