МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Зоогеография

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 28
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 28 64 28 64
Итого 72 108 72 108

Программу составил(и):
кандидат биологических наук, доцент, Важов С.В.

Рецензент(ы):
доктор биологических наук, профессор, Мацюра А.В.

Рабочая программа дисциплины
Зоогеография

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины «Зоогеография» является формирование целостного
представления о фауне Земли и ее структуре. Освоение дисциплины предполагает:
- изучение ареалов определенных видов;
- изучение закономерностей формирования фаун под влиянием природных и
антропогенных факторов;
- формирование экологического образа мышления

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основы зоогеографии;
Особенности формирования фауны Земли под влиянием климатических и геофизических процессов;
Особенности формирования фауны Земли под влиянием антропогенных процессов.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять свои знания на практике, уметь осуществлять биогеографическое районирование территорий;
Формулировать и решать задачи, возникающие в ходе деятельности;
Обрабатывать полученные результаты, анализировать их с учетом имеющихся данных.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Принципами зоогеографического районирования и типизации животного населения;
Комплексом полевых и лабораторных исследований;
Приемами картографии, компьютерной обработки данных и моделирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в зоогеографию.
1.1. Зоогеография как часть биогеографии Лекции 8 2 ПК-2
1.2. Геологическая история Земли Лекции 8 2 ПК-2
1.3. Геологическая история земли Лабораторные 8 4 ПК-2
1.4. Геологическая история земли Сам. работа 8 10 ПК-2
Раздел 2. Общая характеристика океанической и материковой фауны
2.1. Островная фауна Лекции 8 2 ПК-2 Л2.4, Л2.3, Л2.1
2.2. Океаническая фауна Лекции 8 2 ПК-2 Л2.3
2.3. Островная фауна Лабораторные 8 4 ПК-2 Л2.3
2.4. Океаническая фауна Лабораторные 8 4 ПК-2 Л2.4
2.5. Океаническая фауна Сам. работа 8 16 ПК-2 Л2.4
Раздел 3. Характеристика основных зоогеографических областей.
3.1. Нотогейская суша Лекции 8 2 ПК-2 Л2.3
3.2. Палеогейская суша Лекции 8 2 ПК-2 Л2.4
3.3. Неогейская суша Лекции 8 2 ПК-2 Л2.4, Л2.3
3.4. Арктогейская суша Лекции 8 2 ПК-2 Л2.3
3.5. Нотогейская суша Палеогейская суша Лабораторные 8 4 ПК-2 Л2.1
3.6. Неогейская суша Арктогейская суша Лабораторные 8 4 ПК-2 Л2.3
3.7. Неогейская суша Арктогейская суша Сам. работа 8 16 ПК-2 Л2.3
Раздел 4. Зоогеографическое районирование Алтайского края
4.1. Зоогеографическое районирование Алтайского края Лекции 8 4 ПК-2 Л2.2
4.2. Зоогеографическое районирование Алтайского края Лабораторные 8 4 ПК-2 Л2.5, Л2.1
4.3. Зоогеографическое районирование Алтайского края Сам. работа 8 22 Л2.5, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Воронов А.Г. Биогеография с основами экологии: М.: Изд-во МГУ, 1987 28
Л2.2 Ревякина, Надежда Васильевна География Алтайского края: учебное пособие АГУ, 2004 г.
Л2.3 Абдурахманов Г.М. Основы зоологии и зоогеографии: Учебник для вузов М.: Академия, 2001 15
Л2.4 Лопатин И .К Зоогеография: М.: Выш. шк, 1989 50
Л2.5 Красная книга Алтайского края. Особо охраняемые природные территории: Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Зоогеография Богданов И. И.. Геоэкология с основами биогеографии: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Флинта,2011. -210с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83074
Э2 Зоогеография Харченко, Н.А. Харченко. — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2015. — 432 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/58168 — Загл. с экрана.
Э3 Зоогеография Машкин, В.И. Методы изучения охотничьих и охраняемых животных в полевых условиях. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2013. — 432 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/12969 — Загл. с экрана.
Э4 Курс на Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
423Л препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные.
404Л лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Зоогеография».
Дисциплина «Зоогеография» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете ««Зоогеография». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачету.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.