Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 12 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 28 | 64 | 28 | 64 |
Итого | 72 | 108 | 72 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | Целью освоения дисциплины «Зоогеография» является формирование целостного представления о фауне Земли и ее структуре. Освоение дисциплины предполагает: - изучение ареалов определенных видов; - изучение закономерностей формирования фаун под влиянием природных и антропогенных факторов; - формирование экологического образа мышления |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04 |
ПК-2 | способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основы зоогеографии; Особенности формирования фауны Земли под влиянием климатических и геофизических процессов; Особенности формирования фауны Земли под влиянием антропогенных процессов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Применять свои знания на практике, уметь осуществлять биогеографическое районирование территорий; Формулировать и решать задачи, возникающие в ходе деятельности; Обрабатывать полученные результаты, анализировать их с учетом имеющихся данных. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Принципами зоогеографического районирования и типизации животного населения; Комплексом полевых и лабораторных исследований; Приемами картографии, компьютерной обработки данных и моделирования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в зоогеографию. | ||||||
1.1. | Зоогеография как часть биогеографии | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | |
1.2. | Геологическая история Земли | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | |
1.3. | Геологическая история земли | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-2 | |
1.4. | Геологическая история земли | Сам. работа | 8 | 10 | ПК-2 | |
Раздел 2. Общая характеристика океанической и материковой фауны | ||||||
2.1. | Островная фауна | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.4, Л2.3, Л2.1 |
2.2. | Океаническая фауна | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.3 |
2.3. | Островная фауна | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-2 | Л2.3 |
2.4. | Океаническая фауна | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-2 | Л2.4 |
2.5. | Океаническая фауна | Сам. работа | 8 | 16 | ПК-2 | Л2.4 |
Раздел 3. Характеристика основных зоогеографических областей. | ||||||
3.1. | Нотогейская суша | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.3 |
3.2. | Палеогейская суша | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.4 |
3.3. | Неогейская суша | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.4, Л2.3 |
3.4. | Арктогейская суша | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.3 |
3.5. | Нотогейская суша Палеогейская суша | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-2 | Л2.1 |
3.6. | Неогейская суша Арктогейская суша | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-2 | Л2.3 |
3.7. | Неогейская суша Арктогейская суша | Сам. работа | 8 | 16 | ПК-2 | Л2.3 |
Раздел 4. Зоогеографическое районирование Алтайского края | ||||||
4.1. | Зоогеографическое районирование Алтайского края | Лекции | 8 | 4 | ПК-2 | Л2.2 |
4.2. | Зоогеографическое районирование Алтайского края | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-2 | Л2.5, Л2.1 |
4.3. | Зоогеографическое районирование Алтайского края | Сам. работа | 8 | 22 | Л2.5, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Воронов А.Г. | Биогеография с основами экологии: | М.: Изд-во МГУ, 1987 | 28 |
Л2.2 | Ревякина, Надежда Васильевна | География Алтайского края: учебное пособие | АГУ, 2004 г. | |
Л2.3 | Абдурахманов Г.М. | Основы зоологии и зоогеографии: Учебник для вузов | М.: Академия, 2001 | 15 |
Л2.4 | Лопатин И .К | Зоогеография: | М.: Выш. шк, 1989 | 50 |
Л2.5 | Красная книга Алтайского края. Особо охраняемые природные территории: | Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002 | ||
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Зоогеография | Богданов И. И.. Геоэкология с основами биогеографии: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Флинта,2011. -210с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83074 | ||
Э2 | Зоогеография | Харченко, Н.А. Харченко. — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2015. — 432 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/58168 — Загл. с экрана. | ||
Э3 | Зоогеография | Машкин, В.И. Методы изучения охотничьих и охраняемых животных в полевых условиях. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2013. — 432 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/12969 — Загл. с экрана. | ||
Э4 | Курс на Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/); Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
320Л | медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду; |
423Л | препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования | Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные. |
404Л | лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Зоогеография». Дисциплина «Зоогеография» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете ««Зоогеография». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачету. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |