МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Кадастровая оценка земли

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильУправление земельными ресурсами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_УЗР-2-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 63
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 63 63 63 63
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.с.-х.н., старший преподаватель кафедры экономической географии и картографии, Латышева О.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Кадастровая оценка земли

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.10.2015г. №1084)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование теоретических представлений о земле, как объекте оценки;
формирование методических и практических представлений об основных принципах, подходах к оценке;
изучение специфики проведения кадастровой оценки земель различных категорий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
ОПК-3 способностью использовать знания современных технологий проектных, кадастровых и других работ, связанных с землеустройством и кадастрами
ПК-9 способностью использовать знания о принципах, показателях и методиках кадастровой и экономической оценки земель и других объектов недвижимости
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные подходы и методы массовой оценки земельных участков и других объектов недвижимости, информационную основу государственной кадастровой оценки, порядок проведения государственной кадастровой оценки, нормативно-правовые акты, регулирующие проведение государственной кадастровой оценки
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать внешнюю и внутреннюю информацию, необходимую для проведения кадастровой оценки земельных участков и других объектов недвижимости, строить эконометрические модели, необходимые для определения степени влияния различных показателей на стоимость имущества при проведении кадастровой оценки недвижимости, применять данные ГКОЗ для расчета земельного налога, подбирать объекты оценки и методические подходы, используемые для определения их стоимости, рассчитывать стоимость земель
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами экспертного анализа результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, полученных в рамках массовой и индивидуальной оценки, а также отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, составленного в целях оспаривания результатов кадастровой оценки соответствующего объекта, навыками составления перечня объектов недвижимости для проведения государственной кадастровой оценки, навыками расчета УПКСЗ различных категорий, навыками современных технологий проведения государственной кадастровой оценки земель

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Основные понятия и теоретические положения оценки земель
1.1. Понятие, цель и задачи оценки земли. Виды оценки земель Лекции 6 2 ОК-3, ОПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Исторический опыт проведения оценки земель в России Практические 6 2 ОК-3, ОПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Основные понятия и теоретические положения оценки земель Сам. работа 6 6 ОК-3, ОПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Экономические теории стоимости и оценки земель
2.1. Основные положения теории стоимости. Земельная рента и ее учет при оценке земельных участков Лекции 6 2 ОК-3, ОПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Стоимость (цена) земли согласно теории издержек производства. Цена земли в теории факторов производства. Понятие «цена земли» в трудовой теории стоимости. Трансформация понятие о земельной ренте в теориях Д. Рикардо, Й.Г. фон Тюнена. Современные виды ренты Практические 6 2 ОК-3, ОПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Экономические теории стоимости и оценки земель Сам. работа 6 4 ОК-3, ОПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Принципы, подходы и методы оценки земельных участков
3.1. Принципы оценки земельных участков. Подходы и методы оценки земельных участков Лекции 6 2 ОК-3, ОПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Классификация оценочных принципов. Сравнительный подход к оценке земельных участков и методы его составляющие Затратный подход к оценке земельных участков и методы его составляющие Доходный подход к оценке земельных участков и методы его составляющие Практические 6 8 ОК-3, ОПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Принципы, подходы и методы оценки земельных участков Сам. работа 6 14 ОК-3, ОПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Раздел 4. Массовая (кадастровая) оценка земли и иных объектов недвижимости
4.1. Предпосылки развития кадастровой оценки земель в России. Правовая основа проведения кадастровой оценки. Информационная основа кадастровой оценки Лекции 6 2 ОК-3, ОПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.2. Система массовой оценки земель в 90-е гг. Возникновение института кадастровой оценки земель. Федеральные нормативно-правовые акты в области оценки. Информационная основа ГКО. АИС «Мониторинг рынка недвижимости» Практические 6 4 ОК-3, ОПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.3. Массовая (кадастровая) оценка земли и иных объектов недвижимости Сам. работа 6 8 ОК-3, ОПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Раздел 5. Порядок проведения государственной кадастровой оценки
5.1. Порядок проведения государственной кадастровой оценки. Организация работ по государственной кадастровой оценке в системе ФГБУ ФКП Росреестра. Оспаривание результатов государственной кадастровой оценки Лекции 6 2 ОК-3, ОПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.2. Принятие решения о проведении ГКО. Формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих ГКО. Процедура отбора исполнителя работ по ГКО. Экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости. Внесение результатов кадастровой оценки в ГКН Практические 6 6 ОК-3, ОПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.3. Порядок проведения государственной кадастровой оценки Сам. работа 6 8 ОК-3, ОПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 6. Раздел 6. Ведение фонда данных государственной кадастровой оценки
6.1. Основные положения ведения фонда данных государственной кадастровой оценки. Ведение автоматизированной информационной системы фонда данных государственной кадастровой оценки Лекции 6 2 ОК-3, ОПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.2. Состав фонда данных ГКО. АИС ФД ГКО Практические 6 4 ОК-3, ОПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.3. Ведение фонда данных государственной кадастровой оценки Сам. работа 6 6 ОК-3, ОПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 7. Раздел 7. Использование данных государственной кадастровой оценки земель в экономическом механизме управления земельными ресурсами
7.1. Формирование платного землепользования. Применение данных кадастровой оценки для расчета налога Лекции 6 2 ОК-3, ОПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
7.2. Функции земельных платежей в системе управления земельными ресурсами. Порядок расчета арендной платы. Порядок расчета земельного налога. Особенности расчета налога на имущество организации и физических лиц Практические 6 6 ОК-3, ОПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
7.3. Использование данных государственной кадастровой оценки земель в экономическом механизме управления земельными ресурсами Сам. работа 6 8 ОК-3, ОПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 8. Раздел 8. Государственная кадастрова оценка земель различных категорий
8.1. Методические основы проведения ГКОЗ НП. Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. Методические основы проведения ГКОЗ СН. Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения. Методические основы проведения ГКОЗ специального назначения. Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, транспорта и иного специального назначения. Методические основы проведения ГКОЗ ООПТ. Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель ООПТ. Методические основы проведения ГКОЗ ВФ. Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель водного фонда Лекции 6 4 ОК-3, ОПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
8.2. Порядок расчета удельного показателя кадастровой стоимости земель населенных пунктов. Порядок расчета удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения. Порядок расчета удельного показателя кадастровой стоимости земель специального назначения. Порядок расчета удельного показателя кадастровой стоимости земель ООПТ. Порядок расчета удельного показателя кадастровой стоимости земель водного фонда. Практические 6 4 ОК-3, ОПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
8.3. Государственная кадастровая оценка земель различных категорий Сам. работа 6 9 ОК-3, ОПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
8.4. Подготовка к экзамену Экзамен 6 27 ОК-3, ОПК-3, ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Жигулина Т.Н., Латышева О.А. Кадастровая оценка земли: АлтГУ, 2016
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Иванова Е.Н. Оценка стоимости недвижимости: КноРус, 2008
Л2.2 Тепман Л.Н. Оценка недвижимости: ЮНИТИ-[ДАНА], 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) – актуальная нормативно-правовая информация о государственной кадастровой оценке земель в Российской Федерации. В разделе «Фонд данных государственной кадастровой оценки» доступны для скачивания 1) Поступившие проекты отчетов об определении кадастровой стоимости; 2) сведения и материалы, поступившие в соответствии со статьями 24.12 - 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в rosreestr.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Кадастровая оценка земли»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Кадастровая оценка земли» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Кадастровая оценка земли» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Кадастровая оценка земли» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Кадастровая оценка земли» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Кадастровая оценка земли»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.