МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Кадастровые работы в отношении земельных участков

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.04.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильКадастр недвижимости и кадастровая деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план21_04_02_КНиКД-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 80
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 80 80 80 80
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.т.н., доцент кафедры экономической географии и картографии , Киселева А.О.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Кадастровые работы в отношении земельных участков

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательным стандарт высшего образования по направлению 21.04.02 Землеустройство и кадастры, утвержденным Министерством образования и науки РФ от 30.03.2015 N 298

составлена на основании учебного плана:
21.04.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование необходимых знаний и умений, позволяющих обеспечить проведение кадастровых работ в отношении земельных участков;
формирование представлений о способах установления, восстановления и закрепления на местности границ земельного участка;
знакомство с основными нормативно-правовыми документами в области проведения кадастровых работ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью осваивать новые технологии ведения кадастров, систем автоматизированного проектирования в землеустройстве
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теоретические основы производства кадастровых работ.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать основные методы производства кадастровых работ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками и спецификой производства кадастровых работ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Основные понятия и цели производства кадастровых работ
1.1. История развития межевания в России. Основные понятия и цели межевания. Содержание межевания объектов. Технологическая схема производства кадастровых работ. Законодательные акты в области регулирования земельных отношений Лекции 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.2. История развития межевания Древней Руси. Межевание в период социалистического развития России. Развитие межевания на современном этапе. Изучение основных понятий и определений дисциплины. Изучение основных законодательных актов в области производства кадастровых работ. Работа с сайтом http://portal.rosreestr.ru. Практические 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.3. Основные понятия и цели производства кадастровых работ Сам. работа 4 20 ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. 2. Государственное регулирование производства кадастровых работ в отношении земельных участков
2.1. Государственное регулирование производства кадастровых работ. Кадастровая деятельность. Кадастровый инженер. Выполнение кадастровых работ Лекции 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.2. Требования, предъявляемые к кадастровым инженерам Практические 4 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.3. Государственное регулирование производства кадастровых работ. Сам. работа 4 20 ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. 3. Документы, получаемые в результате производства ка-дастровых работ в отношении зе-мельных участков.
3.1. Способы образования земельных участков. Геодезические сети и местные системы координат и их использование при межевании. Межевой план. Требования, предъявляемые к подготовке межевого плана. Порядок согласования границ земельных участков. Разделы межевого плана. Заключение кадастрового инженера. Оформление межевого плана в случаях раздела, образования, объединения, перераспределения земельных участков. Лекции 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.2. Способы образования земельных участков. Геодезические сети и местные системы координат и их использование при межевании. Межевой план. Требования, предъявляемые к подготовке межевого плана. Порядок согласования границ земельных участков. Разделы межевого плана. Заключение кадастрового инженера. Оформление межевого плана в случаях раздела, образования, объединения, перераспределения земельных участков. Практические 4 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.3. Проект межевания. Требования, предъявляемые к подготовке проекта межевания. Особенности подготовки материалов для государственного кадастрового учета по землям сельскохозяйственного назначения. Общее собрание участников долевой собственности. Утверждение и согласование проекта межевания. Практические 4 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.4. Изучение требований, предъявляемых к составлению проекта межева-ния. Изучение ФЗ №101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Заполнение основных разделов проекта межевания и основных разделов межевого плана, подготовленного в результате образования земель путем выдела в счет доли (долей) из земель с/х назначения. Изучение процедуры и особенностей согласования и утверждения проекта межевания. Практические 4 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.5. Документы, получаемые в результате проведения кадастровых работ в отношении земельных участков. Сам. работа 4 20 ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. 4. Подготовка пакета документов для государственного кадастрового учета в электронном виде
4.1. Подготовка электронного пакета документов для государственного кадастрового учета Понятие об xml-схемах. Усиленная квалифицированная электронная подпись кадастрового инженера Практические 4 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1
4.2. Подготовка пакета документов для государственного кадастрового учета в электронном виде. Сам. работа 4 20 ПК-3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Васильева Н.В. Основы землепользования и землеустройства: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 К.В. Шошина, Р.А. Алешко Геоинформационные системы и дистанционное зондирование.Ч.1.: учебное пособие Архангельск : ИД САФУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=312310
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии–публичная кадастровая карта, актуальная информация об объектах недвижимости, сведения о которых содержаться в Государственном кадастре недвижимости https://pkk5.rosreestr.ru - Росреестр
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1. Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Кадастровые работы в отношении земельных участков»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Кадастровые работы в отношении земельных участков» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Кадастровые работы в отношении земельных участков» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2.Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
• В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3.Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Кадастровые работы в отношении земельных участков» не предусмотрены.

8.4.Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Кадастровые работы в отношении земельных участков» не предусмотрены.

8.5.Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине приведен в РПД «Кадастровые работы в отношении земельных участков»
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Кадастровые работы в отношении земельных участков», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.