МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Картография

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 27
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 27 27 27 27
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., и.о. зав. кафедрой экономической географии и картографии , Крупочкин Е.П.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Картография

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 География (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №955)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать знания для решения важных практических задач, связанных с территориальным планированием, направлениями хозяйственного освоения территорий, разведкой полезных ископаемых, рациональной эксплуатацией природных ресурсов, охраной окружающей среды;
ознакомитьстудентов с географическими и инженерными задачами, которые решаются на картах, их свойствах, методах проектирования, составления и редактирования, системах условных обозначений, принципах генерализации, математических элементах, способах работы с картами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 способностью использовать знания в области топографии и картографии, уметь применять картографический метод в географических исследованиях
ПК-11 способностью использовать навыки преподавания географических дисциплин в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.объект, предмет и содержание картографического метода исследования; методические подходы проектирования и составления общегеографических, тематических и специальных карт.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать знания, умения и навыки для составления и использования карт, а также при самостоятельном обучении новым темам в рамках курса картографии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками преподавания эколого-географических дисциплин в организациях, предусматривающие использование картографических произведений для научных исследований и популяризации экологической тематики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Карта как инструмент познания окружающей действительности. Терминология, ключевые категории картографии
1.1. Терминологический аппарат. Понятие о карте. Элементы и свойства карты. Классификация географических карт. Специальные картографические модели Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.2. Карты, классификация карт Практические 3 2 ОПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.3. Карта как инструмент познания окружающей действительности. Терминология, ключевые категории картографии Сам. работа 3 2 ОПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 2. Теоретические концепции картографии. Картография как наука. Представления о современной картографии. Картография в системе наук. Математическая картография
2.1. Определение картографии. Теоретические концепции в картографии. Структура картографии. Основные исторические этапы отечественной картографии. Картография в системе наук Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.2. Анализ содержания обзорных общегеографических карт. Практические 3 2 ОПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.3. Теоретические концепции картографии. Картография как наука. Представления о современной картографии. Картография в системе наук. Математическая картография Сам. работа 3 2 ОПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 3. Математические законы построения карт. Математическая основа. Задачи математической картографии. Виды искажений.
3.1. Понятие об отображении земной поверхности на плоскости. Понятие о картографической проекции. Понятие о картографических сетках. Системы координат. Системы отсчета. Понятие о масштабах. Эллипс искажений Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
3.2. Анализ тематической карты Практические 3 2 ОПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
3.3. Математические законы построения карт. Математическая основа. Задачи математической картографии. Виды искажений Сам. работа 3 2 ОПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 4. Картографические проекции. Классификация проекций. Способы получения (разработки) картографических проекций
4.1. Классификация картографических проекций. Равноугольные поперечно-цилиндрические проекции. Конические проекции. Азимутальные проекции. Цилиндрические проекции. Выбор и распознавание картографических проекций Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
4.2. Определение картографических проекций Практические 3 2 ОПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
4.3. Картографические проекции. Классификация проекций. Способы получения (разработки) картографических проекций Сам. работа 3 2 ОПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 5. Методологические принципы формирования знаковых систем. Картографическая семиотика
5.1. Картографическая семиотика. Условные знаки. Понятие «Язык карты». Графические переменные Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
5.2. Легенда и условные знаки карты Практические 3 2 ОПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
5.3. Методологические принципы формирования знаковых систем. Картографическая семиотика Сам. работа 3 2 ОПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 6. Способы карто-графического изображения в современной картографии
6.1. Способ значков. Способ качественного и количественного фона. Способ линейных знаков. Точеченый способ. Способ ареалов. Способ знаков движения. Способ локализованных диаграмм. Картограммы и картодиаграммы. Изолинейный способ. Псевдоизолинии. Неклассические способы. Венкий способ. Дазиметрический способ. Лекции 3 4 ОПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
6.2. Построение карты плотности населения Алтайского края способом картограмм Практические 3 2 ОПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
6.3. Способы картографического изображения в современной картографии Сам. работа 3 2 ОПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 7. Картографирование рельефа земной поверхности.
7.1. Общие требования. Перспективные изображения. Способы штрихов. Горизонтали. Гипсометрические шкалы. Условные обозначения рельефа. Светотеневая пластика. Отмывка рельефа. Освещенные горизонтали. Блок-диаграммы. Высотные отметки. Цифровые модели рельефа (ЦМР Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
7.2. Построение изолинейной карты плотностных показателей Практические 3 2 ОПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
7.3. Картографирование рельефа земной поверхности Сам. работа 3 2 ОПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 8. Картографическая генерализация
8.1. Понятие генерализации. Факторы, влияющие на генерализацию. Виды генерализации. Геометрическая точность и содержательное подобие. Географические принципы генерализации. Генерализация разнотипных объектов Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
8.2. Понятие генерализации. Факторы, влияющие на генерализацию. Виды генерализации. Геометрическая точность и содержательное подобие. Географические принципы генерализации. Генерализация разнотипных объектов Практические 3 2 ОПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
8.3. Картографическая генерализация Сам. работа 3 2 ОПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 9. Общая схема проектирования и составления географических карт. Подготовка карт к изданию
9.1. Основные виды издательских оригиналов. Способы создания издательских оригиналов. Технологические схемы подготовки карт к изданию. Общая технологическая схема создания тематических карт – карты природы и социально-экономические карты Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
9.2. Основные виды издательских оригиналов. Способы создания издательских оригиналов. Технологические схемы подготовки карт к изданию. Общая технологическая схема создания тематических карт – карты природы и социально-экономические карты. Практические 3 4 ОПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
9.3. Общая схема проектирования и составления географических карт. Подготовка карт к изданию Сам. работа 3 2 ОПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 10. Место и роль географических информационных систем (ГИС) в картографии
10.1. Географические информационные системы. Основные понятия и определения. Классификация ГИС. Связь ГИС с другими научными дисциплинами и технологиями. Вопросы организации, хранения и обработки картографической информации. Принципы представления графической информации на компьютере. Форматы графических файлов, составные части ГИС. Подсистема ввода информа-ции и вывода изображений. Понятие о базах данных. Выбор ГИС. Краткая характеристика отечественных и зарубежных ГИС. Требования к ГИС. Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
10.2. Место и роль географических информационных систем (ГИС) в картографии Практические 3 4 ОПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
10.3. Место и роль географических информационных систем (ГИС) в картографии Сам. работа 3 2 ОПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 11. Методы использования карт
11.1. Из истории использования карт. Картографический метод исследования. Система приемов анализа карт. Описания по картам. Графические приемы. Графоаналитические приемы. Приемы математико-картографического моделирования Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
11.2. Картографические методы исследования Практические 3 2 ОПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
11.3. Методы использования карт Сам. работа 3 2 ОПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 12. Исследования по картам
12.1. Способы работы с картами. Изучение структуры. Изучение взаимосвязей. Изучение динамики. Картографические прогнозы. О надежности исследований по картам Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
12.2. Способы работы с картами. Картографические прогнозы. О надежности исследований по картам Практические 3 2 ОПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
12.3. Исследования по картам Сам. работа 3 5 ОПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
12.4. Подготовка к экзамену Экзамен 3 27 ОПК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О.А. Пасько Практикум по картографии: учебное пособие Томск : ТПУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=442802
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. М. Берлянт Картография: учеб. для вузов М. : Аспект Пресс, 2002
Л2.2 В.С. Кусов Основы геодезии, картографии и космоаэросъемки: учеб. пособие для вузов М. : Академия, 2009
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 А. А. Лагутин, Р. И. Райкин Дистанционное зондирование Земли из космоса: учеб. пособие Барнаул : [АЗБУКА], 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 СКАНЭКС, GeoMixer kosmosnimki.ru
Э2 GIS-Lab gis-lab.info
Э3 Курс в Moodle «Картография» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
Corel DRAW Graphics Suite X5 Education License ML (61 - 300), серийный №LCCDGSX5MULAB (30 мест/лицензий)
MapInfo – лицензия для образовательных учреждений серийный №MINWRS1200026830
ENVI – лицензия Teaching License №503626-1
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1. Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Картография»
В ходе лекционных занятий по дисциплине «Картография» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Картография» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект.Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Картография» не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Картография» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Картография»
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Картография», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.