МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Компьютерная графика (в землеустроительных и кадастровых работах)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильУправление земельными ресурсами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_УЗР-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 92
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 92 92 92 92
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.т.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Киселева А.О.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Компьютерная графика (в землеустроительных и кадастровых работах)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению 21.03.02 Землеустройство и кадастры, утвержденным Министерством образования и науки РФ от 1 октября 2015 № 1084

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.обучение студентов теоретическим и практическим основам компьютерной графики,
современным методам создания и редактирования графических документов земле-устройства и кадастра.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способностью использовать знание современных технологий сбора, систематизации, обработки и учета информации об объектах недвижимости современных географических и земельно-информационных системах (далее - ГИС и ЗИС)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы работы с графикой в компьютерной среде.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать основные методики обработки графики в компьютерной среде.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основами технологии подготовки графической документации землеустройства и кадастра средствами компьютерной графики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в компьютерную графику
1.1. Основные понятия компьютерной графики, используемое оборудование и программное обеспечение Сам. работа 2 13 ПК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Графические редакторы
2.1. Назначение и интерфейс редактора растровой графики GIMP. 1. принципы растровой графики; 2. интерфейс редактора растровой графики; 3. создание и сохранение растровых документов, форматы растровых файлов; 4. основные функции обработки растрового изображения, понятие слоя. Практические 2 2 ПК-8 Л1.1, Л2.1
2.2. Назначение и интерфейс редактора векторной графики Inkscape. 1. принципы векторной графики; 2. интерфейс редактора векторной графики; 3. создание и сохранение векторных документов, форматы векторных файлов; 4. основные функции обработки векторного изображения, понятие объекта, контура, слоя Практические 2 2 ПК-8 Л1.1, Л2.1
2.3. Графические редакторы Сам. работа 2 13 ПК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Технические средства компьютерной графики
3.1. Технические средства компьютерной графики Сам. работа 2 7 ПК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Сущность компьютерного черчения
4.1. Работа с растровым изображением в GIMP. 1. устранение дефектов растровой топографической основы; 2. окраска отдельных фрагментов изображения (угодий, водных объектов, лесных площадей и т.д.) Практические 2 2 ПК-8 Л1.1, Л2.1
4.2. Работа с векторным изображением в Inkscape. Формирование библиотеки условных знаков. 1. создание векторных объектов по слоям; 2. вычерчивание ситуации в условных знаках в соответствие с полученным фрагментом топографической основы; 3. вычерчивание условных знаков, используемых в землеустройстве и формирование библиотеки условных знаков в векторном виде Практические 2 2 ПК-8 Л1.1, Л2.1
4.3. Работа с векторным изображение в Inkscape. Оформление фрагмента векторной кадастровой карты. 1. отрисовка векторных объектов по растровой подложке; 2. изучение специфики оформления графических материалов кадастра в редакторе векторной графики Практические 2 2 ПК-8 Л1.1, Л2.1
4.4. Сущность компьютерного черчения Сам. работа 2 14 ПК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Цвет и модели цвета
5.1. Цвет и модели цвета Сам. работа 2 15 ПК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Работа с текстом в графических редакторах
6.1. Работа с текстом в графических редакторах GIMP и Inkscape. Оформление надписей на графических документах землеустройства и кадастра. 1. приемы создания и редактирования надписей в редакторе векторной графики Inkscape и редакторе растровой графики GIMP; 2. подбор размера, гарнитуры и цвета шрифтов в соответствии с топографическими условными знаками и знаками, применяемыми при землеустройстве Практические 2 2 ПК-8 Л1.1, Л2.1
6.2. Работа с текстом в графических редакторах Сам. работа 2 15 ПК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Технология подготовки топоосновы
7.1. Подготовка планово-картографической основы документов землеустройства средствами графического редактора.1. Компенсацию искажений сканированных изображений; 2. «сшивка» топоосновы из отдельных отсканированных фрагментов; 3. принципы цветовой коррекции изображения при подготовке планово-картографической основы; 4. окраска основного изображения на графических документах землеустройства Практические 2 2 ПК-8 Л1.1, Л2.1
7.2. Компоновка графических документов землеустройства средствами графического редактора. 1. вычерчивание элементов компоновки: рамка, экспликация, условные обозначения, штамп средствами графического редактора; 2. шрифтовое оформление документа и рациональное расположение надписей внутри требуемого формата листа; 3. приемы размещения основных элементов графического документа на определенном формате листа Практические 2 2 ПК-8 Л1.1, Л2.1
7.3. Технология подготовки топоосновы Сам. работа 2 15 ПК-8 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Боресков А.В., Шикин Е.В. Компьютерная графика: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Анамова Р.Р., Леонова С.А., Пшеничнова Н.В. Инженерная и компьютерная графика: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт,, 2017 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт редактора растровой графики GIMP gimp.ru
Э2 Официальный сайт редактора векторной графики INKSCAPE inkscape.paint-net.ru
Э3 Курс в Moodle «Компьютерная графика (в землеустроительных и кадастровых работах)» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
Corel DRAW Graphics Suite X5 Education License ML (61 - 300), серийный №LCCDGSX5MULAB (30 мест/лицензий)
MapInfo – лицензия для образовательных учреждений серийный №MINWRS1200026830
ENVI №лицензия 503626
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Компьютерная графика (в землеустроительных и кадастровых работах)»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Компьютерная графика (в землеустроительных и кадастровых работах)» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Компьютерная графика (в землеустроительных и кадастровых работах)» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Компьютерная графика (в землеустроительных и кадастровых работах)» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Компьютерная графика (в землеустроительных и кадастровых работах)» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Компьютерная графика (в землеустроительных и кадастровых работах)»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.