МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Культурная география

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 18
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 18 18 18 18
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Дирин Д.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Культурная география

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 География (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №955)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Познание истории становления и развития культурной географии;
изучение методологии современной культурной географии;
ознакомление с современными концепциями, теориями и направлениями культурной географии;
формирование представлений о территориальной дифференциации геокультурного пространства на разных иерархических уровнях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-8 способностью применять и анализировать методы рекреационно-географических исследований, оценивать механизмы организации рекреационно-туристской отрасли, основы ее эффективности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сущность и структуру культурной географии, историю ее появления и развития, основные концепции и методологию; закономерности и принципы функционирования, а также систематику геокультурных систем культурных ландшафтов, культурных районов и пр.).
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать культурно-географические знания на практике в целях региональной политики и рационального управления хозяйством на разных топологических уровнях; давать культурно-географическую характеристику территорий и осуществлять сравнительный анализ различных геокультурных регионов; применять свои знания для решения исследовательских и прикладных задач; выявлять и объяснять характер протекания геокультурных процессов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками геокультурной диагностики территории и геокультурного районирования; методами и инструментами картографирования культурных ареалов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Предмет и задачи курса «Культурная география».
1.1. Предмет культурной географии и ее место в системе наук. Культурологическая ветвь географии человека: тенденции формирования и этапы развития. «Широкий» и «узкий» взгляд на предмет культурной географии (географии культуры) в истории географической мысли. Отождествление культурной географии с географией человека: «pro» и «contra». География населения и география культуры. Соотношение культурной географии с социальной, экономической, политической географией. Связи культурной географии с физической географией, с культурологическими и историческими науками, этнологией. Характеристики культуры как региональные индикаторы. Территориальные общности людей и их поведение в геопространстве как объекты изучения в культурной географии. Лекции 7 2 ОК-6, ПК-8 Л1.1, Л3.1
1.2. Феномен культуры и проблемы ее географического изучения. Сущность культуры и многообразие ее определений. Глобалистские, структуралистские, функциональные, аксиологические, символические, технологические и др. интерпретации культуры. Классификация А. Кребера и К. Клакхона. Культура как "вторая природа". Человеческая деятельность и культура. Культура как надбиологический способ адаптации людей к окружающей среде. Знаки культуры. Культурные космосы. Универсализм и уникализм как парадигмы объяснения культурного процесса. Эволюция и диффузия в развитии культур. Географический подход к изучению культуры: почему он важен и в чем заключается? Множественность и пространственное разнообразие культур. Ментифакты, социофакты и артефакты в географических исследованиях. Культуры и образы жизни. Парадигма эквивалентности культур и ее значение для культурной географии. Практические 7 2 ОК-6, ПК-8 Л1.1, Л3.1
1.3. Место культурной географии в системе наук. Подходы разных национальных научных школ. Сам. работа 7 3 ОК-6, ПК-8 Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Раздел 2. Становление и развитие культурной географии как науки.
2.1. Историография культурной географии. Национальные традиции и школы. Географический детерминизм, индетерминизм и поссибилизм в культурной географии. Этапы развития западноевропейской культурной географии. «География человека» во Франции: от Элизе Реклю до учеников Видаля де ла Блаша. «Культурные районы» и «культурные ландшафты» А. Геттнера и О. Шлютера. Карл Зауэр — основоположник американской культурной географии. Берклийская школа последователей К. Зауэра и ее место в формировании культурной географии как научной дисциплины. Культурная география в США и Западной Европе в середине и второй половине XX в. Классические труды Ф. Вагнера, Дж.Ф. Картера, Т. Джордана, С. Холла, К Фена, К. Рупперта. В. Зелински о культурах как территориальных общностях людей. Сциентистские и антисциентистские установки в культурной географии второй половины XX в. Западная «гуманистическая география» 1970-1980-х гг. Школа П. Клаваля во Франции. Постмодерн в современной западной культурной географии. Лекции 7 6 ОК-6, ПК-8 Л1.1, Л3.1
2.2. Российская научная школа культурной географии. Антропокультурные подходы в дореволюционной русской географии. Л.И. Мечников о роли географической среды в генезисе и пространственной динамике очагов культуры. Антропогеографические и культурно-географические исследования А.И. Воейкова, Д.Н. Анучина, П.П. и В.П. Семеновых-Тян-Шанскнх, В.Г. Богораз-Тана, А.А. Крубера. «Район и страна» В.П. Семенова-Тян-Шанского(1928). Причины забвения дореволюционных традиций культурно-географических исследований в научном сообществе советских географов с конца 1920-х — начала 1930-х гг. Роль идей Н.Н. Баранского, Л.Е. Иофа, P.M. Кабо, B.M. Гохмана, Б.Б. Родомана в гуманизации отечественной географии и освоении геокультурной тематики. Вклад советских этнографов в изучение географии традиционной культуры народов мира. Теоретико-методологические проблемы географии культуры в работах российских ученых в 1980-90-е гг. Работы Ю.А. Веденина по географии искусства. Современный этап развития отечественной культурной географии: Работы В.Н. Стрелецкого, В.Н. Калуцкого, В.Л. Каганского, Р.Ф. Туровского и др. Практические 7 6 ОК-6, ПК-8 Л1.1, Л3.1
2.3. «Предыстория» культурной географии. Античные авторы, классики Ренессанса и европейского Просвещения о географическом разнообразии культур, зависимости их развития от характера природных условий. Карл Риттер о значении земного пространства для человека и культуры. «Антропогеография» Фридриха Ратцеля, ее роль в развитии культурно-географических идей. Сам. работа 7 3 ОК-6, ПК-8 Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Раздел 3. Теоретико-методические основы культурной географии.
3.1. Геокультурное пространство и культурный ландшафт. Суть понятия «геокультурное пространство» (ГКП). Свойства ГКП и факторы его дифференциации. Культура в ландшафте и ландшафт в культуре. Роль и место культуры в формировании ландшафтной оболочки Земли. Восприятие ландшафта как феномен культуры. Эстетика ландшафта. Образы ландшафта в культуре народов мира. Понятие о культурных ландшафтах и их соотношении с естественными и антропогенными ландшафтами. Дискуссия о культурном ландшафте в зарубежной и отечественной географии. Аксиологические и дезаксиологические трактовки термина «культурный ландшафт». Основные направления научной разработки проблематики культурного ландшафта в современной географии: конструктивистское, экологическое, гуманитарное направления. «Природный» и «культурный» слои в культурном ландшафте. Элементы материальной и духовной, традиционной и инновационной культуры, «живой» культуры и культурного наследия как ландшафтно-дифференцирующие и ландшафтно-дескриптивные признаки. Лекции 7 4 ОК-6, ПК-8 Л1.1, Л3.1
3.2. Антропогенез и география культуры. Антропогенез, социогенез и культурогенез, их взаимосвязь. В поисках прародины человечества: моноцентрические и полицентрические гипотезы. Географическая среда, биология человека и его культурная адаптация к физико-географическим условиям. Исторические ступени антропогенеза и сапиентации, их региональные очаги и геокультурные аспекты. Прогресс орудий труда как «вектор» сапиентации. «Кластеры» культурных признаков разных человеческих популяций, их географическое распространение. Динамика изначальной Ойкумены: человек заселяет Землю. Формирование и география человеческих рас. Есть ли связь между расой и культурой? Практические 7 4 ОК-6, ПК-8 Л1.1, Л3.1
3.3. Географическая среда и многообразие культур. Взаимодействие человека и природы в разных природных регионах Земли и его две стороны. Зависимость общества от физико-географических условий среды на разных ступенях культурной эволюции. Воздействие человеческой культуры на окружающую среду и ландшафты. Фактор ландшафтного разнообразия в зарождении культур. Географическая зональность и дифференциация культур. Жизнь людей в постоянно влажных тропиках, в аридной тропической полосе, в умеренных и приполярных широтах (сопоставление). Климат и образ жизни. Культуры равнин и культуры гор. Пустыня и общество. Значение рек и морей в происхождении, развитии и взаимодействии культур. Изолированные островные культуры. Экологические кризисы в истории человечества, их региональные особенности и влияние на культурный процесс в разных ландшафтных зонах. Сам. работа 7 3 ОК-6, ПК-8 Л1.1, Л3.1
Раздел 4. Раздел 4. Этноязыковой и конфессиональный факторы дифференциации геокультурного пространства.
4.1. Этническая мозаика и пространственная дифференциация культуры. В чем проявляется «этничность» культуры? Этнические основания геокультурного разнообразия. Человечество – мозаика народов. Примордиалистские, инструменталистские и конструктивистские концепции этноса в мировой культурной антропологии. Теории этноса в отечественной этнологии. Понятие этнической идентичности. Этническое расселение как объект изучения географической науки. Его основные типы и формы. Отражение особенностей этнического расселения в географии культуры. Понятия материальной и формальной аккультурации. Этнические меньшинства как культурные общности. Культурная география этнических диаспор. Лекции 7 4 ОК-6, ПК-8 Л1.1, Л3.1
4.2. Языки народов и пространственная дифференциация культуры. Язык как связующее звено культуры и как культурно-дифференцирующий фактор. Лингвистическая классификация народов мира. Понятие о говорах, диалектах, языках, языковых группах и семьях. Возникновение, обособление и распространение по земному шару языковых групп и семей. Этнолингвистический состав населения разных континентов и регионов мира. География языковых семей и языковых групп народов России. Практические 7 4 ОК-6, ПК-8 Л1.1, Л3.1
4.3. Религиозный аспект пространственной дифференциации культуры. Роль религий в дифференциации культур на разных ступенях истории человечества. Зарождение и эволюция религиозных верований. Отражение в религиозных культах особенностей географической среды. Отношение к природе в различных религиях. Конфессиональная мозаика человечества: племенные, национальные, мировые религии. Миграции людей и распространение религиозных идей. Особенности формирования конфессионального состава населения и современная география религий в отдельных регионах и частях света. Межконфессиональные разломы в современном мире. Конфессиональный фактор в этнических и территориальных конфликтах. Мировые религии как объект изучения культурной географии. Распространение мировых религий (буддизм, христианство, ислам) по Земному шару: очаги возникновения, факторы и волны пространственной экспансии (сравнение). Особенности расселения и динамика численности христиан, мусульман и буддистов в отдельных регионах мира. Различия религиозных этик буддизма, христианства и ислама, их культурно-, социально- и экономико-географические следствия. Влияние мировых религий на образ жизни, бытовой уклад, формирование и трансформацию политических институтов в разных регионах Земли. Сам. работа 7 3 ОК-6, ПК-8 Л1.1, Л3.1
Раздел 5. Раздел 5. Хозяйственно-культурная дифференциация человечества.
5.1. Хозяйственно-культурное многообразие народов мира как объект изучения географов. Мировая схема «форм хозяйственной деятельности» Э. Хана, ее развитие в работах К. Зауэра, Д. Грига и других зарубежных ученых. Концепция хозяйственно-культурных типов (ХКТ) в советской этнографии (работы СП. Толстова, М.Г. Левина, Н.Н. Чебоксарова, Б.В. Андрианова, В.П. Алексеева). ХКТ и историко-этнографические области. Принципы выделения ХКТ. Роль естественно-географических условий в их генезисе. Основные макрогруппы ХКТ, соотношение между ними в разные исторические эпохи. ХКТ доаграрных обществ: собиратели, охотники и рыболовы. Их распространение по Земному шару на рубеже нашей эры, к началу Нового времени и в современную эпоху (по Н.Н. Чебоксарову и Б.В. Андрианову). Лекции 7 4 ОК-6, ПК-8 Л1.1, Л3.1
5.2. Геокультурные аспекты урбогенеза и урбанизации. Урбогенез и урбанизация: соотношение понятий и пространственно-временные рамки. Исторические стадии урбогенеза и урбанизации, их отражение в географии городов, в динамике городских сетей. Типы городов как культурных центров. Особенности городов разных культурно-исторических регионов, областей и стран. Специфическое социокультурное пространство города – интеллектуальное, языковое, коммуникативное. Открытость города. Город как субъект и пространство диалога культур. Восприятие города на Западе и на Востоке. Города как культурные анклавы. Города как очаги нововведений. Понятие о социокультурном потенциале города. Современная урбанизация как пространственное распространение городского образа жизни. Практические 7 6 ОК-6, ПК-8 Л1.1, Л3.1
5.3. История и факторы становления и развития ХКТ. Историко-географичсскис особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему. География Неолитической революции. Центры происхождения культурных растений и доместикации животных. Значение горных и предгорных районов в генезисе земледельческо-скотоводческих культур. Ступени эволюции производящего хозяйства и культурная дифференциация народов мира. Влияние земледельческой культуры на плотность и размещение населения. Виды аграрной деятельности и разнообразие образов жизни. Ручные и пашенные земледельцы. Кочевые и оседлые скотоводы. Роль ирригации в становлении очагов высокой культуры. Области «великих исторических рек» как культурные регионы. Культурно-географические различия между областями мотыжного и плужного земледелия. Районы переложного, подсечно-огневого и залежного земледелия в I-II тысячелетиях н.э. География номадических культур Евразии и Африки Сам. работа 7 3 ОК-6, ПК-8 Л1.1, Л3.1
Раздел 6. Раздел 6. Геокультурное пространство современного мира и его динамика.
6.1. Культурные районы современного мира. Основы культурного районирования. Регионализм как феномен культуры. Культурный район как территориальная общность людей. Однородные и узловые культурные районы. Проблема отбора наиболее важных признаков при культурном районировании. Культурные границы, их барьерная и контактная функции. Цивилизации, историко-культурные области и локальные культурные комплексы как таксономические единицы культурного районирования. Сетки культурных районов мира (сравнение). Культурные районы России. Устойчивость культурных районов. Лекции 7 6 ОК-6, ПК-8 Л1.1, Л3.1
6.2. Миграции людей и пространственная диффузия культуры. Взаимодействие между культурными мирами. Понятие о пространственной диффузии явлений культуры. Диффузионистские концепции в этнологии и культурной антропологии (работы Ф. Ратцеля, Л. Фробениуса, Ф. Гребнера и др.), их влияние на развитие культурной географии. Виды, элементы и фазы пространственной диффузии культуры. Роль культурных контактов в истории человечества. Явления культуры как признак взаимной связи между народами. Пространственная мобильность, устойчивость и способность к заимствованию у разных элементов культуры. Волны «великих переселений» народов и распространение культур по Земному шару. Миграции кочевников: их причины и культурные последствия для разных регионов Земли. Барьеры на пути культурной диффузии: физико-географические и цивилизационно-культурные. Роль морей в культурных контактах. Практические 7 6 ОК-6, ПК-8 Л1.1, Л3.1
6.3. Глобализация и судьбы локальных культур. Глобализация и ее культурно-географические последствия. Традиционализм и модернизация в мировом и региональных контекстах. Географическое многообразие форм взаимодействия традиционной и инновационной культуры. Проблема устойчивости традиционных институтов в условиях глобализации. Тождественны ли друг другу «вестернизация» и «модернизация» традиционных обществ? Сохранение культурного разнообразия как императив устойчивого развития человечества. Сам. работа 7 3 ОК-6, ПК-8 Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Калуцков В. Н. География России: учебник и практикум для прикладного бакалавриата М: Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Д. А. Дирин Культурная география: учеб.-метод. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Культурная география» portal.edu.asu.ru
Э2 Культурная география России. Часть 1. Теоретический и специальный разделы. www.ecoross.ru
Э3 энциклопедия народов мира www.etnolog.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Культурная география»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Культурная география» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Культурная география» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Культурная география» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Культурная география» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Культурная география»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.