МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы дистанционного зондирования в территориальном планировании

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.04.02. География
ПрофильМониторинг и планирование окружающей среды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_04_02_МиПОС-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 20 20 20 20
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., и.о. зав. кафедрой экономической географии и картографии , Крупочкин Е.П.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Методы дистанционного зондирования в территориальном планировании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.02 География (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 28.08.2015г. №908)

составлена на основании учебного плана:
05.04.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у будущих специалистов знаний, умений и навыков использования дистанционных и фотограмметрических методов для решения научно-практических задач при разработке и реализации схем территориального планирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью использовать современные компьютерные технологии при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче географической информации и для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности
ПК-4 способностью использовать современные методы обработки и интерпретации общей и отраслевой географической информации при проведении научных и прикладных исследований
ПК-5 владением знаниями об истории географических наук, методологических основах и теоретических проблемах географии и подходах к их решению в исторической ретроспективе, понимать современные проблемы географической науки и использовать фундаментальные географические представления в сфере профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о современных методах и технологиях в области территориального планирования и градостроительства в целом; о возможностях и опыте комплексного применения технологий фотограмметрической обработки, дешифрирования ДДЗ и ГИС, при решении задач в области градостроительства; историю развития методов дистанционного зондирования, технологию аэрокосмической съемки и дешифрирования снимков; актуальные проблемы и потребности градоустройства в контексте с теоретико-методическими возможностями дистанционных методов.
3.2.Уметь:
3.2.1.формулировать задачи по созданию продуктов фотограмметрической обработки и дешифрирования (ортофотопланы, цифровые модели рельефа и местности, элементы топоосновы и др.), использовать формализованные методы их решения с учетом лучших мировых практик; ставить задачи, связанные с использованием материалов аэрокосмической съемки для целей градостроительного проектирования и функционального зонирования территорий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.доступным арсеналом методов и технологий дешифрирования материалов аэрокосмической съемки в условиях ограниченных сроков и ресурсов; владеть знаниями, умениями, навыками и способностями к решению сложных многокомпонентных задач при проведении дистанционных исследований для обустройства территорий; способами получения материалов аэрокосмической и аэрофотосъемки, а также методами и технологическими компьютерной обработки снимков.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Понятие об аэрокосмических методах в территориальном планировании и земельном кадастре.
1.1. Дистанционные методы и дистанционное зондирование: концептуальные подходы. История развития дистанционных методов в России и за рубежом. Современный уровень развития дистанционного зондирования. Технические и технологические особенности съемок. Принципы работы ЛА и съемочных систем. Влияние уровня развития средств радионавигации (Глонасс и GPS) на качество и производительность съемки. Дистанционное зондирование (ДЗ) в системе наук и учебных дисциплин. Положение учебной дисциплины «ДЗ в территориальном планировании» в общей классификации учебных и научных дисциплин. Взаимосвязь «ДЗ в территориальном планировании» с методами геоинформатики. Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Ознакомление с фотографическими методами. Изучение телевизионных методов. Изучение технологии сканерной съемки. Ознакомление с фотограмметрической обработкой сканерных снимков. Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Физические основы дистанционного зондирования. Технические и технологические принципы получения аэрокосмических снимков.
2.1. Физические основы аэрокосмической съемки. Электромагнитное излучение. Электромагнитный спектр. Источники излучения. Характеристики собственного излучения Земли. Искусственное освещение местности. Влияние атмосферы на регистрируемое излучение. Методы регистрации излучения. Фотохимическая регистрация излучения. Электрическая регистрация излучения. Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Изучение принципов радиолокационной съемки. Изучение активных и пассивных съемочных систем. Ознакомление с классификацией космических снимков Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Раздел 3. Просмотр изображений в программах ErdasImagine и ПК ENVI. Географическое связывание трех различных изображений.
3.1. Изучение настроек параметров ERDAS IMAGINE и ENVI. Настройка ядра, настройка и изучение основных модулей. Вид. Интерфейс вида. Добавление изображений. Настройка параметров изображений. Открывание нескольких окон просмотра изображений. Географическое связывание видов, операция «Link». Параметры КСЯ для связанных окон. Лабораторные 2 2 ОПК-2, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Изучение свойств и принципов обработки аэрокосмических снимков. Ознакомление с понятием компьютерного дешифрирования. Изучение изобразительных свойства аэрокосмических снимков. Ознакомление с психологическими и физиологическими основами визуального дешифрирования. Освоение методики визуального дешифрирования снимков. Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Раздел 4. Координатная привязка и геометрическое трансформирование снимков. Привязка снимка к снимку вручную и в автоматизированном режиме.
4.1. Создание набора опорных точек, оценка их качества (точности). Использование для координатной привязки одного снимка к другому. Создание и использование геометрической модели трансформирования. Географическое связывание вьюеров. Создание опорных точек. Использование редактора опорных точек. Оценка качества преобразования. Контроль ошибок контрольных точек - RMS. Привязка изображения. Проверка точности привязки. Лабораторные 2 2 ОПК-2, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Изучение методов радиометрической и геометрической коррекции космических снимков. Ознакомление с методами преобразования снимков и создания производных изображений. Изучение и описание (математическое и физическое) принципа коллинеарности, лежащего в основе фотограмметрической обработки Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Раздел 5. Создание мозаики из трех космических снимков, полученных разными сенсорами и использование AOI (Рабочую область) для определения экстента выходного изображения – мозаики.
5.1. Настройка входных данных: Wasia1_mss.img – снимок Landsat MSS, Wasia2_mss.img – снимок Landsat MSS, Wasia3_tm.img – снимок Landsat TM. Процесс объединения отдельных изображений в единое изображение: 1) добавление изображений в мозаику выравнивание их яркостного контраста, 2) определение линии сшивки в области перекрытия двух соседних изображений, 3) создание результирующего изображения. Лабораторные 2 2 ОПК-2, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.2. Изучение фондовых материалов ДЗЗ в географических исследованиях и территориальном планировании. Изучение и сравнительный анализ снимков в видимом, ближнем и среднем инфракрасном (световом) диапазоне. Изучение дешифровочных свойств фотографических и сканерных снимков Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 6. Раздел 6. Автономная классификация (Unsupervised Classification).
6.1. Использование инструмента Unsupervised Classification (Автономная Классификация). Определение количества классов автономной классификации. Методы и алгоритмы классификации. Создание тематического изображения. Редактор атрибутов. Задание имен классов, настройка легенды. Создание файла эталонов. Лабораторные 2 2 ОПК-2, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1
6.2. Ознакомление с электронными (цифровыми) фондами космических снимков. Оценка значимости фондов с позиции географии и территориального планирования. Изучение опыта использования архивных материалов ДЗЗ, разного пространственного разрешения, для решения практических задач в области территориального планирования. Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 7. Раздел 7. Создание набора эталонов (Signature Colection, ROI). Оценка качества эталонов.
7.1. Создание набора эталонов – образцов поиска и обучения. Использование инструментария AOI и ROI – областей интереса. Классификация с обучением. Инструментарий «выращивание из затравки» (Region Grow Properties). Редактор эталонов (Signature Editor). Гистограммы (Histograms), статистики (Statistics), профили (Profiles), характеристики разделимости (Separability). Диаграммы средних значений спектральных яркостей (Signature Mean Plot Tools). Оценка обучающих данных Лабораторные 2 2 ОПК-2, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1
7.2. Изучение способов соотношения пространственного и спектрального разрешения. Изучение соотношения пространственного и временного разрешения. Изучение соотношения пространственного и географического разрешения. Ознакомление с показателями географического разрешения Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 8. Раздел 8. Классификация многозональных снимков на основе созданных эталонов, методом наибольшего правдоподобия. Генерализация полигонов тематического растра.
8.1. Создание файла эталонов. Параметрические правила классификации. Классификация методом максимального подобия. Классификация с обучением. Генерализация полигонов, полученных в результате классификации (Generalizing Polygons). Процедуры Clump, Eliminate – «клампирование». Копирование атрибутов изображений. Специфика создания и и использования обучающих алгоритмов Коханена (SOM) в программе Neris (ScanEX) Лабораторные 2 2 ОПК-2, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1
8.2. Изучение спектрального разрешения сканерных снимков. Ознакомление с понятием ПЗС-съемки. Изучение и оценка эффективности сканерных систем. Ознакомление с принципами лазерной съемки. Изучение программы картирования теплового потока (НСММ). Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 9. Раздел 9. Слияние изображений с различным разрешением (Resolution Merge).
9.1. Пространственное слияние нескольких изображений. Слияние панхроматического снимка с многозональным снимком для получения многозонального изображения с высоким разрешением. Выравнивание контраста выходного изображения Лабораторные 2 2 ОПК-2, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1
9.2. Ознакомление со снимками в тепловом инфракрасном диапазоне. Изучение дешифровочных характеристик и потенциальных возможностей гиперспектральных снимков оптического диапазона. Ознакомление со свойствами и спектральными библиотеками снимков радиодиапазона Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 10. Раздел 10. Создание композиции карты.
10.1. Вьюер перспективного изображения (Image Drape Viewer). Способы загрузки, обработки визуализации цифровой модели рельефа (ЦМР, DEM). Связывание перспективного и обычного вьюеров. Параметры наблюдателя во Вьюере перспективного изображения. Параметры освещения во Вьюере перспективного изображения. Создание новой композиции карты. Параметры области вывода изображения. Создание географической сетки и зарамочного оформления. Лабораторные 2 2 ОПК-2, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1
10.2. Ознакомление с основными способами компьютерной классификации объектов по снимкам. Изучение автономной и управляемой классификациями снимков. Ознакомление с принципами постклассификационной обработки многозональных космических снимков Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 11. Раздел 11. Решение архитектурно-планировочной задачи по выбору оптимального расположения гидротехнического сооружения с помощью моделирования ситуации в среде ГИС (инструментарий – gis tools).
11.1. Способы построения графической модели. Задание исходных объектов, определение промежуточных растров. Методы создания буферных зон по условию запуск модели. Лабораторные 2 2 ОПК-2, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1
11.2. Изучение приборов и технических комплексов для инструментального и автоматизированного дешифрирования. Ознакомление с принципами контурного визуального дешифрирования АФС. Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 12. Раздел 12. Построение графической модели, позволяющей создать тематическое растровое изображение потенциально эрозионно-опасных территорий (в территориальном планировании – зоны риска).
12.1. Методы создания графической модели. Задание исходных объектов. Определение условий эрозионно-опасных участков. Перекодирование данных. Запуск модели. Лабораторные 2 2 ОПК-2, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1
12.2. Ознакомление с методами подготовки цифровой карты дешифрированного АФС.Особенности распознавания рельефа, растительности, почв, грунтов и элементов гидрографии на АФС. Изучение приборов и технических комплексов для инструментального и автоматизированного дешифрирования Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. Ф. Книжников, В. И. Кравцова, О. В. Тутубалина Аэрокосмические методы географических исследований: учеб. для вузов М. : Академия, 2004
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Червяков В.А., Крупочкин Е.П., Барышникова О.Н. и др. Теория и технология регионального картографического моделирования: геоинформационные подходы: монография АлтГУ. Барнаул: [Изд-во АлтГУ, 2005
Л2.2 Лагутин А.А., Суторихин И.А., Синицин В.В., Жуков А.П., Шмаков И.А. Использование данных MODIS для мониторинга крупных промышленных центров юга Западной Сибири: Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт российской компании «Сканекс» – официального поставщика и распространителя программного обеспечения и космических снимков на территории РФ. www.scanex.ru
Э2 Официальный сайт ГИС-ассоциации России www.gisa.ru
Э3 Официальный сайт Института территориального планирования «ГРАД» www.itpgrad.com
Э4 Официальный сайт международной компании «Digital Globe» - официального поставщика космических снимков в странах мира. www.digitalglobe.com
Э5 Официальный сайт научно-технического журнала по дистанционному зондированию и геоинформатике «Geomatics» www.geomatica.ru
Э6 Официальный сайт журнала «Геопрофи» www.geoprofi.ru
Э7 Курс в Moodle «Методы дистанционного зондирования в территориальном планировании» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MapInfo – лицензия для образовательных учреждений серийный №MINWRS1200026830
ENVI – лицензия Teaching License №503626-1
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Методы дистанционного зондирования в территориальном планировании»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Методы дистанционного зондирования в территориальном планировании» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Методы дистанционного зондирования в территориальном планировании» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Практические занятия по дисциплине «Методы дистанционного зондирования в территориальном планировании» не предусмотрены.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные занятия помогаю студентам в изучении и закреплении знаний, полученных в процессе изучения теоретического курса (или его раздела), кроме этого выполнение лабораторных работ позволяет применять изученный материал на практике.
При подготовке к лабораторным занятиям по курсу «Методы дистанционного зондирования в территориальном планировании» студенты должны:
- получить индивидуальное задание от преподавателя и ознакомиться с указаниями по его выполнению;
- в соответствии с изучаемой темой подготовить материал для проверки;
- лабораторная работа включает несколько обязательных разделов. В первом разделе определяется цель, задачи исследований и объект изучения. Во втором разделе поясняется методика или метод, который используется при выполнении работы. Он может быть взят из учебника, учебного пособия, либо выбран самим автором, в результате знакомства с литературными источниками. В третьем разделе дается подробное описание результатов работы.
Лабораторные занятия выполняются в специальной тетради для лабораторных и прак-тических работ, а также фиксируются в виде отчетных материалов (файлов) и сохраняются на сетевой студенческий ресурс: Geo-nt\\Stud\номер_курса\номер_группы\фамилия_студента.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Методы дистанционного зондирования в территориальном планировании» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Методы дистанционного зондирования в территориальном планировании»
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «ГИС в территориальном планировании», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.