Закреплена за кафедрой | Кафедра экономической географии и картографии |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.02. География |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_02_География-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 26 | 26 | 26 | 26 |
Практические | 28 | 28 | 28 | 28 |
Сам. работа | 27 | 27 | 27 | 27 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономической географии и картографии
Протокол от 20.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент
1.1. | формирование у будущих специалистов способность использовать базовые знания, основные подходы и методы экономико-географических исследований, уметь применять на практике теоретические знания по политической географии и геополитике, географии основных отраслей экономики, их основные географические закономерности, факторы размещения и развития. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02 |
ОПК-4 | способностью использовать в географических исследованиях знания об общих основах социально-экономической географии, географии населения с основами демографии, геоурбанистики |
ПК-3 | способностью использовать базовые знания, основные подходы и методы экономико-географических исследований, уметь применять на практике теоретические знания по политической географии и геополитике, географии основных отраслей экономики, их основные географические закономерности, факторы размещения и развития |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные подходы и методы экономико-географических исследований. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять на практике теоретические знания по политической географии и геополитике, географии основных отраслей экономики, их основные географические закономерности, факторы размещения и развития. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | экономическо-географических исследований. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Основные этапы, организация и информационное обеспечение экономико-географического исследования | ||||||
1.1. | Цели и задачи курса. Методологические основы и методические принципы региональных исследований. Основные этапы: инвентаризационный, оценочный, прогнозный, рекомендательный. Особенности методов, применяемых на разных этапах. | Лекции | 4 | 6 | ОПК-4, ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Рабочая программа исследования. Сбор и основные источники первичной информации, способы ее обработки. | Практические | 4 | 8 | ОПК-4, ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Изучение специальной литературы по методике и результатам экономико-географических исследований. Составление рабочей программы собственного исследования. | Сам. работа | 4 | 9 | ОПК-4, ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Раздел 2. Экономико-географическое изучение региональной системы | ||||||
2.1. | Регион как единая социальная эколого-экономическая система (СЭЭС) и его территориальная организация - основные категории экономической и социальной географии. Понятие о первичном объекте экономико-географических исследований. Комплексное, специализированное, отраслевое виды исследования. Взаимосвязь явлений в природе и обществе - главная теоретическая предпосылка для выявления и анализа территориальных сочетаний производительных сил, формирующих региональные СЭЭС. | Лекции | 4 | 10 | ОПК-4, ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Пространственно-временной анализ как один из главных принципов общественно-географических исследований. Исторический метод. Его значение и применение в общественной географии. Социологические методы в изучении общественных явлений и процессов. Картографический и картометрический методы исследований. Их преимущества и недостатки. Математический метод исследований, его возможности и области применения. Визуальные наблюдения как метод общественно-географических исследований. Специфика применения этого метода. Маршрутные и ключевые визуальные наблюдения. Искусство визуальных наблюдений. Meтодика фиксации маршрутных наблюдений. Понятие о масштабе исследований. Условия выбора и использования различных территориальных и временных масштабов. Макро-, мезо- и микромасштабы исследований. | Практические | 4 | 10 | ОПК-4, ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Экономико-географическое изучение социально-экономической системы (СЭС) региона: Экономико-географическое положение(ЭГП), как фактор возникновения и развития. Методы оценки ЭГП; Транспортно-географическое положение как фактор возникновения и развития. Транспортные тарифы и их влияние на территориальные СЭС; Природные условия и ресурсы СЭС. Покомпонентные и комплексные оценки природно-ресурсного потенциала СЭС; Население и особенности его расселения. Трудовые ресурсы как фактор развития СЭС. Методы оценки количества и качества трудовых ресурсов. | Сам. работа | 4 | 9 | ОПК-4, ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Раздел 3. Экономико-географическое изу¬чение предприятия, организации, фирмы | ||||||
3.1. | Основные территориальные формы организации производства: промпункты, промцентры, промузлы. Их особенности и различия. Влияние рыночной экономики на формирование новой территориальной организации промышленности и государственные механизмы регулирования. Основные организационные формы современного производства и особенности их изучения. | Лекции | 4 | 10 | ОПК-4, ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Особенности экономико-географического исследования предприятий и их территориальных сочетаний в их взаимодействии со смежниками и конкурентами. Понятие о принципах выбора площадки для размещения промышленного предприятия: условия и факторы. Инженерная инфраструктура и обустройство. | Практические | 4 | 10 | ОПК-4, ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Экономико-географические исследования промышленности: факторы развития и размещения, объем и динамика производства, отраслевая структура, перспективы развития - рост производства и его факторы, рост эффективности производства и его источники, совершенствование специализации, рациональное использование сырья, топлива, энергии, трудовых ресурсов, охрана природы, совершенствование производственных связей, формирование промышленных пунктов, узлов, комплексов. Экономико-географические исследования сельского хозяйства: географическое положение, природные условия; с\х угодья, их структура и оценка; меры по улучшению с\х угодий (мелиорация, химизация, культуртехнические работы); использование с\х угодий (пашни, сенокосов и пастбищ); уровень развития с\х: объем и динамика производства, эффективность производства, развитие различных отраслей (подотраслей) и форм организации производства | Сам. работа | 4 | 9 | ОПК-4, ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Подготовка к экзамену | Экзамен | 4 | 27 | ОПК-4, ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Б. А. Красноярова, Е. П. Крупочкин, Е. В. Мардасова | Методы экономико-географических исследований : учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Е.Н. Перцик | История, теория и методология географии: Учебник | М.: Юрайт, 2018 | elibrary.asu.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Красноярова Б.А. | Регионоведение: учебно-методическое пособие. | Барнаул: Изд-во АлтГУ. , 2011 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Федеральная служба государственной статистики | www.gks.ru | ||
Э2 | издательский сайт по экономгеографии и регионоведению | www.urss.ru | ||
Э3 | официальный сайт журнала «Эксперт РА» | www.raexpert.ru | ||
Э4 | Курс в Moodle «Методы экономико-географических исследований» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная) 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Методы экономико-географических исследований» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Методы экономико-географических исследований» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Методы экономико-географических исследований» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные практикумы по дисциплине «Методы экономико-географических исследований» не предусмотрены. 8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Курсовые работы по дисциплине «Методы экономико-географических исследований» направлены на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической литературы, статистических и картографических материалов по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации, пользоваться методами экономико-географических исследований. Курсовые работы должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы КР, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 20 до 35 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе проводимого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании работы. В приложение (приложения) к курсовой работе могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте КР. 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Методы экономико-географических исследований» Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |