МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы землеустройства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильУправление земельными ресурсами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_УЗР-2-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 113
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 113 113 113 113
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.с.-х.н., ст.преп. кафедры экономической географии и картографии, Латышева О.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы землеустройства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.10.2015г. №1084)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.приобретение знаний, формирование навыков и умений, связанных с общей теорией землеустройства;
о месте землеустройства в системе рационального использования и охраны земель;
об историческом аспекте развития землеустройства и его принципов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью использовать знания о земельных ресурсах для организации их рационального использования и определения мероприятий по снижению антропогенного воздействия на территорию
ПК-2 способностью использовать знания для управления земельными ресурсами, недвижимостью, организации и проведения кадастровых и землеустроительных работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия земельных отношений, земельного строя, категории земельного фонда страны и виды угодий, принципы рационального использования земельных ресурсов, принципы управления земельными ресурсами, недвижимостью, основные виды кадастровых и землеустроительных работ при организации рационального использования земельных ресурсах и при проведении землеустройства
3.2.Уметь:
3.2.1.различать виды и формы землеустройства, выделять свойства земли, природные и экономические свойства, учитываемые при землеустройстве, мероприятия по снижению антропогенного воздействия на территорию в пределах конкретного землепользования, муниципального образования, субъекта Федерации и региона
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.представлениями о современной концепции землеустройства и основных направлениях совершенствования землеустройства, навыками применения различных системных показателей, используемых при повышении эффективности использования земель, экологической и экономической экспертизы программ, схем и проектов социально-экономического развития территории, навыками по сбору, систематизации, обработки и учета информации о земельных участках и объектах недвижимости.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие и функции Земли.
1.1. Понятие и функции земли. Земля как природный ресурс. Земля как средство производства. Земля как объект социально-экономических отношений. Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Особенности использования земли как основного средства производства в сельском и лесном хозяйстве и других отраслях народного хозяйства, взаимодействие земли с другими средствами производства. Практические 2 4 ОПК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Понятие и функции Земли. Сам. работа 2 19 ОПК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Введение в землеустройство.
2.1. Понятие рационального использования и охраны земель. Происхождение понятия «землеустройство». Теории землеустройства. Современное понимание землеустройства. Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Критерии рационального использования земель. Практические 2 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Свойства земли, природные и экономические свойства, учитываемые при землеустройстве. Практические 2 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. Введение в землеустройство. Сам. работа 2 19 ОПК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Земельные ресурсы и их использование.
3.1. Понятие земельных ресурсов. Категории земель и понятие об их правовом режиме. Деление категорий земель на угодья. Виды угодий. Сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья. Специфика их хозяйственного использования. Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Категории земель и виды угодий. Практические 2 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Характеристика земельного фонда по формам собственности. Практические 2 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.4. Земельные ресурсы и их использование. Сам. работа 2 19 ОПК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Земельный строй и земельные реформы.
4.1. Земельные отношения и земельный строй. Понятие о землевладении и землепользовании. Формы землепользований и организации территорий. Элементы организации территории. Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.2. Землевладение и землепользование, правовые аспекты. Формы землепользования и организации территории. Практические 2 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.3. Исторический опыт землеустройства. Организация землеустройства в России во времена правления Ивана III. Реформы землеустройства второй половины 16-17 века. Петровская реформа, организация землеустройства во времена правления Екатерины II. Земельная реформы 1861 г. Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.4. Особенности земельных реформ 15 – 19 веков. Практические 2 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.5. Столыпинская аграрная реформа. Реформы использования земель в первые годы советской власти. Землеустройство в период с 1928 по 1970. Землеустроительные мероприятия в 80-90 г. Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.6. Особенности Столыпинской земельной реформы. Практические 2 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.7. Землеустройство советского периода. Практические 2 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.8. Земельный строй и земельные реформы. Сам. работа 2 19 ОПК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Виды, формы и объекты землеустройства.
5.1. Виды и формы землеустройства. Межхозяйственное (территориальное) землеустройство. Внутрихозяйственное землеустройство. Участковое землеустройство. Объекты землеустройства. Участники землеустройства. Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.2. Особенности землеустройства различных территорий. Практические 2 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.3. Виды, формы и объекты землеустройства. Сам. работа 2 19 ОПК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 6. Концепция современного землеустройства.
6.1. Современные концепции землеустройства в РФ. Концепции землеустройства 1998 – 2000 годов (С.Н. Волков, А.З. Родин, Н.В. Комов и др.). Основные положения концепции. Концепция землеустройства 2009 года (С.Н. Волков и др.) и основные направления совершенствования землеустройства в настоящее время. Объединения в области землеустройства. Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.2. Современные проблемы землеустройства. Практические 2 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.3. Концепция современного землеустройства. Сам. работа 2 18 ОПК-2, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.4. Подготовка к экзамену. Экзамен 2 27 ОПК-2, ПК-2 Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Васильева Н.В. Основы землепользования и землеустройства: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лютягина Е.А. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды: Учебник и практикум Юрайт, 2018 urait.ru
Л2.2 О. Е. Астафьева, А. В. Питрюк Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды: учебник М. : Академия, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) rosreestr.ru
Э2 Главное управление имущественных отношений Алтайского края www.altairegion-im.ru
Э3 Курс в Moodle «Основы землеустройства» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
MapInfo – лицензия для образовательных учреждений серийный №MINWRS1200026830
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Основы землеустройства»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Основы землеустройства» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Основы землеустройства» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Основы землеустройства» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Основы землеустройства» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Основы землеустройства»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.