МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы территориального управления и стратегического планирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.04.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильКадастр недвижимости и кадастровая деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план21_04_02_КНиКД-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Кротов А.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.;

Рабочая программа дисциплины
Основы территориального управления и стратегического планирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.04.02 Землеустройство и кадастры (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015г. №298)

составлена на основании учебного плана:
21.04.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование общих и специальных знаний о территориальном управлении и стратегическом планировании;
формирование у будущих специалистов методологические, методические и практические навыки анализа факторов формирования и развития территориальных систем и стратегического планирования ими.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ОПК-2 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.алгоритм действия представителей всех должностей в условиях чрезвычайных ситуаций; применяемые в таких случаях методы защиты с учетом принятых сейчас норм поведения; о специфических различиях восприятия и поведения в разных социальных, этнических, конфессиональных и культурных группах населения.
3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться методикой руководства коллективом в области основной профессиональной деятельности, полностью отвечая за принятые решения, организовать работу своего подчиненного коллектива в своей профессиональной области.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками принятия решений при нестандартных ситуациях; знаниями о поведении сторонних индивидов и подчиненных в чрезвычайных ситуациях; аппаратом самостоятельного принятия решений при руководстве коллективом в сфере своей профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение.
1.1. Вводная лекция Лекции 1 1 ОК-2, ОПК-2 Л1.1
1.2. Введение. Практические 1 1 ОК-2, ОПК-2 Л1.1
1.3. Изучение специальной литературы по методологии территориального управления стратегического планирования. Выделение этапов становления территориального управления и стратегического планирования и особенностей их реализации. Сам. работа 1 9 ОК-2, ОПК-2 Л1.1
Раздел 2. Теоретико-методические основы территориального управления.
2.1. Системная парадигма и теория сложных многоуровневых систем в современной науке. Лекции 1 1 ОК-2, ОПК-2 Л1.1
2.2. Теоретико-методические основы территориального управления. Практические 1 2 ОК-2, ОПК-2 Л1.1
2.3. Рассмотрение циклов Кондратьева Н., Шумпетера И., Кузнеца С, Митчелла У., Тоффлера Э., Шлезингера A.M., Чижевского А.Л. Форрестора Дж. и др. Изучение теорий циклического развития и управление, теории стабилизирующего отбора (Шмальгаузен И.И.). Знакомство с индустриальными волнами (Иноземцев В.Л., Форрестор Дж. и др.), теорией циклично-генетической динамики (Яковец Ю. и др.), теорией смены технологических укладов (Глазьев Ю.). Оценка на применяемость концепций инновационных циклов и диффузия нововведений (Хегерстрандт Т., Бабурин В. и др.). Сам. работа 1 9 ОК-2, ОПК-2 Л1.1
Раздел 3. Понятие и основные стадии управления. Государство как субъект управления.
3.1. Понятие управления. Подходы классиков управления к оценке значимости отдельных этапов управленческих процедур. Государство как субъект управления. Лекции 1 1 ОК-2, ОПК-2 Л1.1
3.2. Понятие и основные стадии управления. Государство как субъект управления. Практические 1 2 ОК-2, ОПК-2 Л1.1
3.3. Знакомство с отраслевым, территориальным и программно-целевым управлением, циклами смены организации управления в России и СССР. Изучение территориальной организация как частного случая самоорганизации сложных систем, соотношения между территориальной организацией, территориальной структурой и комплексностью (Алаев Э.Б., Афанасьевский Е.А., Калашникова Т.М., Крючков В.Г., Майергойз И. и др.). Рассмотрение основных подходов к управлению региональным развитием (Александров И.Г., Кржижановский Г.М, Мосунов В.П., Никульников Ю.С., Пчелинцев О.С, Раевский СВ., Ронкин Г.С. и др.). Исторический обзор смены управленческих приоритетов в России и СССР (Севастьянов В., Бабурин В. и др.). Сам. работа 1 9 ОК-2, ОПК-2 Л1.1
Раздел 4. Стратегическое планирование как важнейшее звено территориального управления.
4.1. Стратегическое планирование как важнейшее звено территориального управления. Лекции 1 1 ОК-2, ОПК-2 Л1.1
4.2. Стратегическое планирование как важнейшее звено территориального управления. Практические 1 1 ОК-2, ОПК-2 Л1.1
4.3. Знакомство с экономико-географическим прогнозированием как начальной стадии планирования. Изучение циклично-генетическая динамика в качестве современной парадигмы прогнозирования (Яковец Ю. и др). Выявление приоритетов в прогнозировании, горизонтов и уровней прогнозов. Рассмотрение методов и моделей прогнозирования. Сравнить интуитивные, изыскательские и нормативные методы прогнозирования. Использование деловых игр по экономической и социальной географии (Бабурин В.). Изучение комплексных схем решения и методов с обратной связью (Янч Э. и др.). Обзор работ Римского и Будапештского клубов. Изучение технологии прогнозирования и организации прогнозирования. Методы географического прогнозирования (ЗвонковаТ.В., Саушкин Ю.Г., Симонов Ю.Г., Спектор И.Р., Трофимов A.M. Шарыгин М.Д. и др.). Сам. работа 1 9 ОК-2, ОПК-2 Л1.1
Раздел 5. Сущность государственного управления, основные виды и методы. Государственная политика.
5.1. Возникновение потребности в изучении государственного управления. Виды государственного управления и их различия. Практические 1 2 ОК-2, ОПК-2 Л1.1
5.2. Сущность государственного управления, основные виды и методы. Государственная политика. Практические 1 2 ОК-2, ОПК-2 Л1.1
5.3. Оценить различные сущность, цели, содержание, задачи государственной политики в процессе государственного управления. Рассмотреть модели разработки государственной политики, виды и направления государственной политики в определенной сфере общественной жизни (финансовая, социальная, региональная, экономическая, аграрная и т. п.). Классифицировать государственную политику по характеру и. реализации: распределительная, перераспределительная, регулирующая, право-административная, внешнестратегическая, антикризисная. Соотнести уровни государственной политики: макроуровень, метауровень, микроуровень. Выявить факторы, влияющие на разработку и реализацию государственной политики в процессе государственного управления: эффективность реализации государственной политики и ее мониторинг (информационная система, аналитическая система, оперативная система). Определить различия в оценках организации. Выявить типы оценок: оценка процесса реализации, оценка результатов, оценка последствий, оценка эффективности. Сам. работа 1 9 ОК-2, ОПК-2 Л1.1
Раздел 6. Система организации государственного и муниципального управления в России.
6.1. Усложненный тип Российской Федерации, ее смешанный принцип федерализма. Понятие "муниципальное управление". Практические 1 2 ОК-2, ОПК-2 Л1.1
6.2. Система организации государственного и муниципального управления в России. Практические 1 2 ОК-2, ОПК-2 Л1.1
6.3. Классифицировать направления региональной политики и этапы ее становления. Изучить позитивный и негативный опыт реализации региональной политики. Рассмотреть пути совершенствования государственной региональной политики в России, возможности усиления региональных аспектов социально-экономической политики. Познакомиться с методами расчета трансфертов из ФФПР (введение объективных оценок бюджетных потребностей и налогового потенциала регионов). Проанализировать направления ин-вестиционной деятельности государства по улучшению качества экономического пространства. Выявить системы экономических регуляторов, ориентированных на усиление интеграции. Сам. работа 1 9 ОК-2, ОПК-2 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Осейчук, В. И. Теория государственного управления : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная служба государственной статитстики http:// www.gks.ru
Э2 Официальный сайт Алтайского края www.altairegion22.ru
Э3 Официальный сайт Правительства России www.gov.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Основы территориального управления и стратегического планирования»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Основы территориального управления и стратегического планирования» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Основы территориального управления и стратегического планирования» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Основы территориального управления и стратегического планирования» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Основы территориального управления и стратегического планирования» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Основы территориального управления и стратегического планирования»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.