МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Механизм реализации субъективных процессуальных прав

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильГражданский процесс. Трудовое право
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_ГП-с,ТП-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 10 10 10 10
в том числе инт. 4 4 4 4
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст. преподаватель, М.А. Боловнев

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, А.Е. Канакова

Рабочая программа дисциплины
Механизм реализации субъективных процессуальных прав

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Е.С. Аничкин, д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой Е.С. Аничкин, д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является получение комплексных знаний о механизме и правилах реализации субъективных процессуальных прав участников гражданского и арбитражного процесса, а также способах их обеспечения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10 способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные тенденции модернизации организационно – управленческой деятельности руководителей юридических служб.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять инновационные подходы при распределении нагрузки работников юридических служб.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками организации работы при подготовки к судебным разбирательствам гражданских дел, а также их ведении.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Обеспечение субъективных процессуальных прав участников гражданского и арбитражного процесса
1.1. Механизм обеспечения прав участников процесса; понятие субъективного процессуального права, содержание субъективного процессуального права Лекции 1 2 ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.2. Механизм обеспечения прав участников процесса; понятие субъективного процессуального права, содержание субъективного процессуального права Практические 1 2 ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.3. Механизм обеспечения прав участников процесса; понятие субъективного процессуального права, содержание субъективного процессуального права Сам. работа 1 22 ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Механизм обеспечения реализации субъективных процессуальных прав участников гражданского и арбитражного процесса
2.1. Конкретизация субъективных процессуальных прав участников гражданского и арбитражного процесса; пределы реализации субъективных процессуальных прав; деятельность судов общей юрисдикции и арбитражных судов в механизме реализации субъективных процессуальных прав Лекции 1 0 ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л3.1
2.2. Конкретизация субъективных процессуальных прав участников гражданского и арбитражного процесса; пределы реализации субъективных процессуальных прав; деятельность судов общей юрисдикции и арбитражных судов в механизме реализации субъективных процессуальных прав Практические 1 2 ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л3.1
2.3. Конкретизация субъективных процессуальных прав участников гражданского и арбитражного процесса; пределы реализации субъективных процессуальных прав; деятельность судов общей юрисдикции и арбитражных судов в механизме реализации субъективных процессуальных прав Сам. работа 1 24 ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Лабораторный практикум
3.1. Доверителем выдано поручение представителю добиться удовлетворения ходатайства об отложении судебного разбирательства с целью последующего заключения сторонами и утверждения судом мирового соглашения, направленного на окончание производства по делу. Необходимо продумать, сформулировать и составить в правильной последовательности перечень процессуальных действий, подлежащих совершению с описанием формы и способа реализации каждого из них с расчетом вероятности получения положительного результата от каждого из них. Практические 1 2 ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л3.1
Раздел 4. Защита прав участников гражданского и арбитражного процесса
4.1. Превентивные меры в механизме защиты субъективных процессуальных прав; процессуальные меры защиты субъективных прав; процессуальная ответственность Лекции 1 0 ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л3.1
4.2. Превентивные меры в механизме защиты субъективных процессуальных прав; процессуальные меры защиты субъективных прав; процессуальная ответственность Практические 1 2 ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л3.1
4.3. Превентивные меры в механизме защиты субъективных процессуальных прав; процессуальные меры защиты субъективных прав; процессуальная ответственность Сам. работа 1 24 ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л3.1
Раздел 5. Эффективность правового регулирования
5.1. Понятие эффективности правового регулирования и методика ее оценки Лекции 1 0 ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л3.1
5.2. Понятие эффективности правового регулирования и методика ее оценки Практические 1 2 ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л3.1
5.3. Понятие эффективности правового регулирования и методика ее оценки Сам. работа 1 22 ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л3.1
Раздел 6. Зачет
6.1. Зачет Зачет 1 4 ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Предусмотрены приложенем к настоящей программе.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Является приложением к настоящей программе.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.В. Решетникова Практика применения арбитражного процессуального кодекса РФ: Профессиональный комментарий Юрайт, 2023 https://urait.ru/book/dokazyvanie-v-grazhdanskom-processe-531341
Л1.2 А.А. Власов Арбитражный процесс: Учебник для вузов Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Юрист: Научно-практический и информационный ИГ "Юрист", Ежемесячно
Л2.2 Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Журнал российского права: Норма, Ежемесячно
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Механизм реализации субъективных процессуальных прав: Рабочая программа АлтГУ, 2017 www.law.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Арбитражного суда Алтайского края www.altai-krai.arbitr.ru
Э2 Сайт Алтайского краевого суда kraevoy.alt.sudrf.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows, Microsoft office.
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационные справочные системы:
СПС "Консультант Плюс" (инсталированный ресурс АлтГУ или http: // www.consultant.ru/);
СПС "Гарант".
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных "Scopus" (http: // www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
213С учебный зал судебных заседаний - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 50 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M; проектор: марка Epson - 1 единица; герб, флаг РФ; стол и кресла для судей; стол для адвоката; стол для прокурора; стол секретаря судебного заседания; трибуна; юридическая литература (кодексы)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Механизм реализации субъективных процессуальных прав" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
В учебном процессе используются активные формы и методы обучения, такие, например, как деловые игры, использование материалов конкретных гражданских дел и т.п. Применяются технические средства обучения, наглядные пособия.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.

Критерии оценки

Оценки «зачтено» заслуживает студент, продемонстрировавший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой.
Оценка «незачтено» выставляется студенту, имеющему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.