МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Планирование использования земель

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильУправление земельными ресурсами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_УЗР-1-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 62
самостоятельная работа 91
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
д.г.н., зав. кафедрой экономической географии и картографии, Дунец А.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Планирование использования земель

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.10.2015г. №1084)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., д.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., д.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение основных положений планирования, понятия планирования использова-ния земель и особенности системы государственного планирования использования и охраны земель,формирование представлений о функциях и принципах планирования использова-ния земель, формирование представлений о методах разработки плановых мероприятий, инфор-мационного обеспечения и эффективности планирования и охраны земель

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью использовать знания для управления земельными ресурсами, недвижимостью, организации и проведения кадастровых и землеустроительных работ
ПК-4 способностью осуществлять мероприятия по реализации проектных решений по землеустройству и кадастрам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы рационального использования земельных ресурсов; основные мероприятия по снижению антропогенного воздействия на территорию; системные показатели повышения эффективности использования земель; методику разработки предпроектных и прогнозных материалов (документов) по использованию и охране земельных ресурсов; состав и содержание документов по планированию и использованию земель; технико-экономическое обоснование вариантов решений по планированию использования земель; методику территориального зонирования и планирования развития городов; этапы и задачи формирования систем землевладений и землепользований.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать знания о земельных ресурсах страны и мира при разработке мероприятий по снижению антропогенного воздействия на территорию в пределах муниципального образования, субъекта Федерации, региона; пользоваться нормативно-правовыми актами в области планирования использования и охраны земель; применять знания об экологической и экономической экспертизе программ, схем и проектов социально-экономического развития территории; применять знания о современных технологиях, применяемых при планировании рационального использования земель; разрабатывать технико-экономическое обоснование вариантов решений по планированию использования земель; решать задачи перераспределений угодий на межотраслевом и межрегиональном уровнях управления и хозяйственного развития; решать задачи формирования зональных систем землевладений и землепользований, размещения природоохранной, социальной и производственной инфраструктуры.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью к обобщению и систематизации информации, используемой при планировании использования земель; навыками применения современных законов и нормативно-правых актов в области рационального использования и охраны земель; терминологией, принятой в процессе планирования использования земель; умением использовать в своей деятельности материалы прогнозирования, планирования и организации территории; навыками применения современных технологий для эффективного решения задач планирования использования земельных ресурсов; методикой территориального зонирования и планирования использования земель; навыками решения задач размещения природоохранной, социальной и производственной инфраструктуры; способностью использовать материалы прогнозирования, планирования и организации территорий, административно-территориальных образований в схемах землеустройства и территориального планирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы планирования использования земель.
1.1. Теоретические основы планирования использования земель и их охраны. Лекции 8 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Понятие планирования использования земель. Место планирования в системе управления земельными ресурсами. Цели и задачи планирования. Понятие прогнозирования. Сходства и отличия планирования и прогнозирования. Практические 8 3 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Теоретические основы планирования использования земель. Сам. работа 8 8 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Система землеустройства и территориального планирования административно-территориального образования.
2.1. Особенности территориального планирования и землеустройства административно-территориального образования на современном этапе. Лекции 8 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Роль и значение территориального планирования. Базовые блоки систем землеустройства и территориального планирования. Нормативно-правовое регулирование в области планирования и организации рационального использования земель и их охраны. Документы территориального планирования. Практические 8 3 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Система землеустройства и территориального планирования административно-территориального образования. Сам. работа 8 8 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Содержание документов землеустройства.
3.1. Содержание документов землеустройства федерального и регионального значения. Лекции 8 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Понятие, цели и задачи схем землеустройства и территориального планирования. Структура и содержание схем землеустройства. Организация системы землевладений и землепользований. Практические 8 3 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Содержание документов землеустройства. Сам. работа 8 8 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Содержание документов территориального планирования.
4.1. Содержание документов территориального планирования федерального и регионального значения. Лекции 8 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Структура и содержание схем территориального планирования. Текстовая и графическая часть схемы территориального планирования. Анализ зарубежного опыта планирования использования земель. Практические 8 3 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Содержание документов территориального планирования. Сам. работа 8 8 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Методические основы землеустройства муниципального образования.
5.1. Методические основы землеустройства муниципального образования. Лекции 8 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Понятие, цели и задачи землеустройства административного района. Роль и значение схемы землеустройства административного района. Современные требования, предъявляемые к схемам землеустройства административного района. Практические 8 4 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Методические основы землеустройства муниципального образования. Сам. работа 8 8 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Природно-сельскохозяйственное районирование и функциональное зонирование.
6.1. Природно-сельскохозяйственное районирование (ПСХР) и функциональное зонирование. Лекции 8 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Понятие, цели и задачи ПСХР. Нормативно-правовое обеспечение ПСХР. Понятие цели и задачи функционального зонирования территории и его применение. Практические 8 4 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Природно-сельскохозяйственное районирование и функциональное зонирование. Сам. работа 8 9 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Отраслевые вопросы прогнозирования, планирования и организации территории.
7.1. Отраслевые вопросы прогнозирования, планирования и организации территории административно-территориального образования. Лекции 8 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.2. Особенности отраслевого планирования. Планирование использования земель с/х назначения. Развитие градостроительства в регионе. Организация социального и культурно-бытового обслуживания. Развитие систем особо охраняемых территорий, инженерной и транспортной инфраструктуры. Практические 8 4 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.3. Отраслевые вопросы прогнозирования, планирования и организации территории. Сам. работа 8 9 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Формирование землевладений и землепользований административно-территориального образования.
8.1. Формирование землевладений и землепользований административно-территориального образования. Лекции 8 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.2. Планирование использования земель с/х назначения. Понятие землевладений и землепользований. Распределение землевладений и землепользований в Российской Федерации. Экономические основы формирования структуры землевладений и землепользований с/х назначения на перспективу. Практические 8 4 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.3. Формирование землевладений и землепользований административно-территориального образования. Сам. работа 8 9 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 9. Развитие и размещение агропромышленного комплекса.
9.1. Развитие и размещение агропромышленного комплекса Административно-территориального образования. Лекции 8 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.2. Основы развития и размещения АПК. Показатели различия между территориальными зонами и единицами ПСХР. Определение оптимальной специализации с/х производства в административно-территориальном образовании на перспективу. Практические 8 4 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.3. Развитие и размещение агропромышленного комплекса. Сам. работа 8 8 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 10. Методика разработки мероприятий по планированию рационального использования и охране земельных ресурсов.
10.1. Методика разработки мероприятий по планированию рационального использования и охране земельных ресурсов в схемах землеустройства и территориального планирования. Лекции 8 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
10.2. Правовые основы охраны земель. Структура мероприятий по охране земель. Предотвращение захламления и загрязнения земель. Рекультивация нарушенных земель. Противоэрозионная организация территории. Практические 8 4 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
10.3. Методика разработки мероприятий по планированию рационального использования и охране земельных ресурсов. Сам. работа 8 8 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 11. Эффективность организационно-территориальных мероприятий.
11.1. Эффективность организационно-территориальных мероприятий схемы землеустройства административно-территориального образования. Лекции 8 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
11.2. Характеристика экономической эффективности. Состав и содержание организационно-территориальных мероприятий схемы землеустройства. Система показателей эффективности организационно-территориальных мероприятий схемы землеустройства. Методика расчета экономической эффективности. Практические 8 4 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
11.3. Эффективность организационно-территориальных мероприятий. Сам. работа 8 8 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
11.4. Подготовка к экзамену. Экзамен 8 27 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ильина И.Н., Леонард К.С., Лопатников Д.Л., Хорева О.Б. Региональная экономика и управление развитием территорий: Учебник и практикум М: Издательство Юрайт, 2016 biblio-online.ru
Л1.2 Перцик Е.Н. Территориальное планирование: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лимонов Л.Э. Региональная экономика и пространственное развитие в 2 т. том 1: Учебник М : Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии, государственное управление в сфере использования и охраны земель rosreestr.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Планирование использования земель»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Планирование использования земель» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Планирование использования земель» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Планирование использования земель» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Планирование использования земель» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Планирование использования земель»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.