МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социально-экономическая география Алтайского края

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильУправление земельными ресурсами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_УЗР-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Рыгалова Н.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Социально-экономическая география Алтайского края

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.10.2015г. №1084)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов теоретических знаний о специфике природных, социальных и экономических явлений и процессов на территории Алтайского края;
формирование навыков использования полученных знаний для проведения региональных географических исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью использовать знания для управления земельными ресурсами, недвижимостью, организации и проведения кадастровых и землеустроительных работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы знаний о специфике природных, социальных и экономических явлений и процессов на территории Алтайского края
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать полученные знания для проведения региональных географических исследований
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования теоретических знаний по географии основных отраслей экономики на практике

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в социально-экономическую географию Алтайского края
1.1. ЭГП Алтайского края. Образование Алтайского края. Административно-территориальное деление Алтайского края Лекции 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Оценка экономико-географического положения Алтайского края Практические 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.3. Оценка экономико-географического положения муниципального района Алтайского края Практические 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.4. Введение в социально-экономическую географию Алтайского края Сам. работа 8 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Население Алтайского края
2.1. История заселения Алтайского края. Демографическая, этническая структура населения края. Расселение населения. Миграции населения. Урбанизация. Сельское расселение Лекции 8 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. Оценка демографической ситуации в муниципальном районе Алтайского края Практические 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.3. Уровень жизни населения Алтайского края Практические 8 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.4. Население Алтайского края Сам. работа 8 10 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Производственный комплекс Алтайского края
3.1. Этапы исторического развития хозяйства края. Ресурсный потенциал Алтайского края. Отраслевая структура промышленности. Отрасль электро-энергетики. ТЭК. Отрасли черной и цветной металлургии. Металлообработка. Машиностроение. Пищевая промышленность. Легкая промышленность. Производство строительных материалов. Лесная промышленность. Химическая промышленность Лекции 8 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.2. Анализ внутрикраевой дифференциации товарооборота Практические 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.3. Отраслевая структура промышленного производства Алтайского края Практические 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.4. Отраслевая структура промышленного производства муниципального района Алтайского края Практические 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.5. Промышленный потенциал городов края Практические 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.6. Производственный комплекс Алтайского края Сам. работа 8 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. Агропромышленный комплекс Алтайского края
4.1. Сельскохозяйственное освоение территории Алтайского края и особенности развития АПК. Состав АПК. Структура АПК Алтайского края. Растениеводство. Животноводство. География размещения подотраслей. Перспективы развития сельского хозяйства Лекции 8 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.2. Внутрикраевая дифференциация производства сельскохозяйственной продукции Практические 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.3. Оценка сельскохозяйственной специализации муниципального района Алтайского края Практические 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.4. Агропромышленный комплекс Алтайского края Сам. работа 8 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 5. Туристско-рекреационная деятельность на территории Алтайского края
5.1. История рекреационного освоения территории Алтайского края. Туристско-рекреационный потенциал. Туристское районирование территории края. Основные субъекты туризма и показатели функционирования сферы туризма. Перспективы развития туризма и рекреации в Алтайском крае Лекции 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.2. Основные направления туристско-рекреационного развития региона Практические 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.3. Туристско-рекреационная деятельность на территории Алтайского края Сам. работа 8 10 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 6. Экологические проблемы Алтайского края. Охрана окружающей среды
6.1. Экологические проблемы Алтайского края. Загрязнение атмосферного воздуха. Состояние водных ресурсов. Проблема истощения и загрязнения земельных ресурсов. Состояние растительного и животного мира. Проблема обращения с отходами. Радиационная опасность. Основные мероприятия, направленные на охрану окружающей среды, проводимые в регионе Лекции 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.2. Экологические проблемы Алтайского края. Основные мероприятия, направленные на охрану окружающей среды, проводимые в регионе Практические 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.3. Экологические проблемы Алтайского края. Охрана окружающей среды Сам. работа 8 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 7. Основные проблемы и перспективы социально-экономического развития Алтайского края
7.1. Наиболее значимые проблемы социально-экономического развития региона. Основные «точки роста». Основные направления развития региона, предусмотренные Стратегией развития Алтайского края на период до 2025 года Лекции 8 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
7.2. Развитие промышленности и сельского хозяйства Алтайского края: современное состояние, проблемы и перспективы Практические 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
7.3. Основные проблемы и перспективы социально-экономического развития Алтайского края Сам. работа 8 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 авт.-сост. Ю. В. Козырева, Н. В. Рыгалова География Алтайского края: учебно-методическое пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Троцковский А.Я. Алтайское село: тенденции и механизмы социального развития: монография Барнаул: АГУ, 2011
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Рыгалова Н.В. Практикум по курсу «Социально-экономическая география Алтайского края» : Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Алтайкрайстат. akstat.gks.ru
Э2 «Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года». Утв. законом АК от 21 ноября 2012 г. №86-ЗС. www.altaicpp.ru
Э3 Уровеньжизни // Территориальный орган Федеральной службы государственной ста-тистики по Алтайскому краю. http://akstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/akstat/ru/ statistics/standards_of_life/
Э4 Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов на 2008-2017 годы // Официальный сайт Алтайского края. www.altairegion22.ru
Э5 Сайт Российского союза туриндустрии www.rostourunion.ru
Э6 Состояние и перспективы развития оздоровительного туризма в Алтайском крае. russiaturforum.com
Э7 Алтай туристический www.altairegion22.ru
Э8 Ежегодные экологические доклады «О состоянии и об охране окружающей среды в Алтайском крае» // Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края http://altaipriroda.ru/doklady/eko_doklady–
Э9 Особо охраняемые природные территории Алтайского края // Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края. altaipriroda.ru
Э10 Инвестиционный портал Алтайского края invest.alregn.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России (http://gks.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Социально-экономическая география Алтайского края»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Социально-экономическая география Ал-тайского края» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следуетзаписывать дословно всю лекцию. Целесооб-разно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желатель-но запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавате-лям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запом-нить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения препо-давателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Социально-экономическая география Алтайского края» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом до-ма, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материа-ла, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практиче-ским занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскомузанятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включа-ет:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому ма-териалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем по-ставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизве-дению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступаю-щий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоис-точникам.
На семинаре студенты ведут конспект.Конспект– это систематизированное, логич-ное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором доста-точно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присут-ствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.
8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Социально-экономическая география Алтайского края» не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимсяпривыполнении курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Социально-экономическая география Алтайского края» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение кон-спекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семина-рах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной ли-тературой. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине приведен в РПД «Социально-экономическая география Алтайского края»
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Социально-экономическая география Алтайского края», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размыш-ляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков са-мостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем ре-ферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 ин-тервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего неболь-шого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследо-вания и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
Всписок литературы (источников и литературы) студент включает только те доку-менты, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.