Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Актуальные проблемы политического и социально-экономического развития государств Центральной Азии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_01_ЦА-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 64 | 64 | 64 | 64 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н.,доцент Глазунов Д.А.
1.1. | Цель - формирование у студентов целостного представления по истории, экономике и культуре Центральной Азии, основных тенденциях и направлениях исторического развития государств Центральной Азии. Задачи: определить роль и место Центральной Азии в мировом историческом процессе; выявить тенденции формирования и развития номадизма как особой системы жизнеобеспечения; познакомить студентов с дискуссионными проблемами истории Центральной Азии нового и новейшего времени; выявить основные тенденции политического и социально-экономического развития Центральной Азии в новое и новейшее время. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-3 | готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала |
ОК-4 | готовность к работе в многонациональном и поликультурном коллективе, проявлять толерантное отношение к межкультурным и межрелигиозным различиям |
ОК-6 | готовность к публичному выступлению на профессиональные и научные темы, доводить собственные выводы, предложения, аргументы до сведения специалистов и неспециалистов |
ОПК-4 | способность учитывать в практической и исследовательской деятельности этнокультурные, этноконфессиональные и этнопсихологические параметры, определяющие менталитет населения различных регионов мира |
ОПК-8 | владение компаративными методами, способность давать аргументированное научное объяснение сходству и (или) различию стран и регионов мира, обусловленному историческими закономерностями |
ОПК-9 | владение методами структурно-функционального анализа политических, социальных и экономических институтов, характерных для различных стран и регионов мира, с учетом их культурно-исторической специфики |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные этапы исторического развития региона; тенденции и закономерности исторического развития ЦАР в контексте всемирно-исторического процесса; этнокультурные, этноконфессиональные и этнопсихологические параметры, определяющие менталитет населения центральноазиатского региона. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выявлять и проводить сравнительный анализ социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий народов Центральной Азии; давать сравнительную характеристику культурно-исторической специфики центральноазиатского региона. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами научного анализа исторических процессов; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-исследовательской деятельности; навыками участия в научных дискуссиях на профессиональные темы. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Номадизм как система жизнеобеспечения. | ||||||
1.1. | 1. Номадизм как социально-экономическая система: методологические подходы в изучении. 2. Особенности организации властных институтов в кочевом казахском обществе. 3. Система социально-экономических связей в казахском кочевом обществе. | Лекции | 3 | 2 | ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 | Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Работа с литературой по теме лекции | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 | Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Тенденции и противоречия присоединения Степного края и Туркестана к Российской империи (30 гг. XVIII – 70 гг. XIX в.). | ||||||
2.1. | 1. Особенности формирования российской колониальной системы. 2. Причины и основные тенденции начального этапа процесса присоединения к Российской империи (30-е гг. XVIII – начало XIX вв.). 3. Международное положение России в первой половине XIX в. и активизация ее наступательной политики в Южном Казахстане. Завершение присоединения Старшего жуза. (20 – 60-е гг. XIX в.). 4. Взаимодействие Российской империи с центральноазиатскими государствами - Хивинским ханством и Бухарским эмиратом. Система протекторатов. | Лекции | 3 | 2 | ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
2.2. | Взаимодействие Российской империи с Хивинским ханством и Бухарским эмиратом. | Практические | 3 | 4 | ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
2.3. | Работа с литературой по теме лекции | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 | Л1.1, Л2.3, Л2.2 |
Раздел 3. Концепция национальной политики Российской империи в Туркестанском генерал-губернаторстве и Степном крае и основные стратегии ее реализации (XIX - начало ХХ вв.). | ||||||
3.1. | 1. Методологические подходы в изучении национальной политики Российской империи в этнорегионах: историографический анализ. 2. Основные направления реализации концепции интеграции Казахстана и Средней Азии в общеимперское политико-правовое и социально-экономическое пространство. 3. Модернизация экономической системы, процессы урбанизации. 4. Аграрная политика Российской империи (вторая половина XIX – начало ХХ в.) 5. Итоги реализации интеграционных устремлений государства в регионе. | Лекции | 3 | 4 | ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
3.2. | Крестьянская колонизация Степного края и Туркестана во второй половине XIX - начале ХХ вв. | Практические | 3 | 4 | ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 | Л1.1, Л2.3, Л2.2 |
3.3. | Изучение вопросов для самоконтроля | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 | Л1.1, Л2.3, Л2.2 |
Раздел 4. Трансформация социально—экономической системы традционных обществ центральноазиатского региона под влиянием модернизационных процессов (вторая половина XIX – начало ХХ в ) | ||||||
4.1. | 1. Роль политики интеграции Российской империи в процессах трансформации социально-экономической системы центральноазиатских окраин Российской империи. 2. Изменения в традиционной социальной системе центральноазиатских обществ. 3. Усиление процессов социальной мобильности населения Степного края и Туркестана. Развитие системы образования. 4. Народно-осовободительное движение казахского народа как реакция на модернизационные процессы. | Лекции | 3 | 2 | ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
4.2. | Этнополиические процессы в центральноазиатских окраинах Российской империи. | Практические | 3 | 4 | ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 | Л1.1, Л2.3, Л2.2 |
4.3. | Подготовка к тесту | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 | Л1.1, Л2.3, Л2.2 |
Раздел 5. Центральная Азия в годы двух российских революций: особенности и характер революционного движения. | ||||||
5.1. | 1. Казахстан накануне революционных потрясений: проблемы социально-экономического развития и межэтнических взаимоотношений. 2. Общественно-политическое движение в Степном крае и Туркестане в начале ХХ ва. 3. Февральская буржуазно-демократическая революция и ее влияние на общественно-политическую жизнь Степном крае и Туркестане. 4. Программа партии большевиков по национальному вопросу и Октябрьская революция в Степном крае и Туркестане. | Лекции | 3 | 2 | ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 | Л1.1, Л2.2 |
5.2. | Гражданская война и иностранная интервенция в Степном крае и Туркестане. | Практические | 3 | 2 | ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 | Л1.1, Л2.2 |
5.3. | Подготовка к тесту | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 | Л1.1, Л2.2 |
Раздел 6. Советская Центральная Азия в 20-30 гг. ХХ в. | ||||||
6.1. | 1. НЭП и особенности ее реализации в КазАССР и республиках Средней Азии. 2.Сталинская индустриализация и ее значение для развитие народно-хозяйственного комплекса республик советской Центральной Азии. 3. Коллективизация сельского хозяйства. Массовое оседание кочевых и полукочевых хозяйств: динамика процесса и последствия. | Лекции | 3 | 2 | ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 | Л1.1, Л2.2 |
6.2. | Культурное строительство в КазССР и республиках Средней Азии. | Практические | 3 | 2 | ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 | Л1.1, Л2.2 |
6.3. | Подготовка к контрольной работе | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 | Л1.1, Л2.2 |
Раздел 7. Казахстан и республики Средней азии в уловиях Великой Отечественной войны | ||||||
7.1. | 1. Казахстан и республики Средней Азии - арсенал фронта. 2. Эвакуация промышленных объектов и населения из фронтовой части СССР на территории республик Советской Центральной Азии. Особенности процесса и проблемы. 3. Народы советских центральноазиатских республик на фронтах Великой Отечественной войны. | Лекции | 3 | 2 | ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 | Л1.1, Л2.2 |
7.2. | Подготовка к контрольной работе | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 | Л1.1, Л2.2 |
7.3. | Казахстан и республики Средней Азии в послевоенный период. | Практические | 3 | 4 | ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 | Л1.1, Л2.2 |
Раздел 8. Демократизация жизни советского общества в годы перестройки и события декабря 1986 г. в Казахстане. | ||||||
8.1. | 1. Основные тенденции общественно-политического развития СССР в 70-80 е. гг ХХ в. 2. Демократизация общественно-политической жизни в СССР. Казахстан в годы перестройки. 3. Декабрьские события 1986 г. в Алма-Ате и их оценки. | Практические | 3 | 4 | ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 | Л1.1, Л2.2 |
8.2. | Подготовка презентации | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 | Л1.1, Л2.2 |
Раздел 9. Тенденции и проблемы формирования политической и социально-экономической системы государств постсоветской Центральной Азии. | ||||||
9.1. | 1. Этапы конституционного развития государств Центральной Азии. Формирование политической системы демократического типа: тенденции и проблемы. 2. Модернизация экономической системы. Основные этапы формирования экономики рыночного типа. 3. Трансформация социальной системы. Социальная политика государств Центральной Азии. | Лекции | 3 | 2 | ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 | Л1.1, Л2.2 |
9.2. | Подготовка к семинару | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 | Л1.1, Л2.2 |
Раздел 10. Интеграция суверенного Казахстана в мировое политическое и экономическое пространство: тенденции и основные направления. | ||||||
10.1. | Подготовка к семинару | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 | Л1.1, Л2.2 |
10.2. | 1. Процесс признания суверенности Республики Казахстан мировым сообществом. Основные принципы внешнеполитической доктрины РК. 2. Направления международного сотрудничества РК. Членство республики в международных организациях. 3. Сотрудничество РК и КНР в сфере экономики и безопасности. | Лекции | 3 | 2 | ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 | Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Социально-экономические и политические предпосылки присоединения казахских жузов к России. 2. Присоединение Младшего жуза. Абулхаир-хан и его роль в принятии казахами Младшего жуза Российского подданства. Характер и условия подданства. 3. Начало присоединения территорий Среднего и Старшего жузов в 40- е гг. ХVIII вв. 4. Эволюция органов власти и управления по «Уставам» 1822 г. и 1824 г. и реформам 60-х гг. XIX века. 5. Правовое положение различных слоев казахского общества по «Уставам» и реформам 60- х гг. XIX века. 6. Социальная программа реформ. Последствия реформ 20-60-х гг. XIX века. 7. Участие казахов в крестьянской войне Е. Пугачева. 8. Восстание казахов Младшего жуза под руководством С. Датова в 1783-1797 гг. 9. Восстание казахов Букеевского ханства под руководством И. Тайманова. 10. Народное движение К. Касымова: его особенности, характер, цели и основные этапы |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Сахаров, А.Н | История России с древнейших времен до наших дней : учебник : в 2-х т | Москва : Проспект, , 2015 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | АлтГУ, Ист. фак., Каф. востоковедения, Алтайский междунар. центр азиат. исслед. | Политика России и Китая в Центральной Азии во второй половине XIX - начале XXI в.: [монография] | [Азбука], 2014 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Ганиев Р. Т. | Россия и Центральная Азия с древнейших времен и до современности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Издательство Уральского университета, 2014 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Любичанковский С.В. | ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XVII — ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. http://www.kaznu.kz/ru/ | |||
Э2 | 2. http://www.elibrary.ru/ | |||
Э3 | 3. http://www.lib.okno.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД. Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае. Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний. |