МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные вопросы истории Центральной Азии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильАктуальные проблемы политического и социально-экономического развития государств Центральной Азии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_ЦА-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 64
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 64 64 64 64
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ист.н., профессор, Лысенко Юлия Александровна;к.ист.н., доцент, Анисимова Инна Владимировна

Рецензент(ы):
к.ист.н., доцент, Бочкарева Ирина Борисовна

Рабочая программа дисциплины
Актуальные вопросы истории Центральной Азии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение (уровень магистратуры), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «1» июня 2016 г. № 784

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н.,доцент Глазунов Д.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н.,доцент Глазунов Д.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - формирование у студентов целостного представления по истории, экономике и культуре Центральной Азии, основных тенденциях и направлениях исторического развития государств Центральной Азии.
Задачи:
определить роль и место Центральной Азии в мировом историческом процессе;
выявить тенденции формирования и развития номадизма как особой системы жизнеобеспечения;
познакомить студентов с дискуссионными проблемами истории Центральной Азии нового и новейшего времени;
выявить основные тенденции политического и социально-экономического развития Центральной Азии в новое и новейшее время.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОК-4 готовность к работе в многонациональном и поликультурном коллективе, проявлять толерантное отношение к межкультурным и межрелигиозным различиям
ОК-6 готовность к публичному выступлению на профессиональные и научные темы, доводить собственные выводы, предложения, аргументы до сведения специалистов и неспециалистов
ОПК-4 способность учитывать в практической и исследовательской деятельности этнокультурные, этноконфессиональные и этнопсихологические параметры, определяющие менталитет населения различных регионов мира
ОПК-8 владение компаративными методами, способность давать аргументированное научное объяснение сходству и (или) различию стран и регионов мира, обусловленному историческими закономерностями
ОПК-9 владение методами структурно-функционального анализа политических, социальных и экономических институтов, характерных для различных стран и регионов мира, с учетом их культурно-исторической специфики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы исторического развития региона; тенденции и закономерности исторического развития ЦАР в контексте всемирно-исторического процесса; этнокультурные, этноконфессиональные и этнопсихологические параметры, определяющие менталитет населения центральноазиатского региона.
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять и проводить сравнительный анализ социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий народов Центральной Азии; давать сравнительную характеристику культурно-исторической специфики центральноазиатского региона.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами научного анализа исторических процессов; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-исследовательской деятельности; навыками участия в научных дискуссиях на профессиональные темы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Номадизм как система жизнеобеспечения.
1.1. 1. Номадизм как социально-экономическая система: методологические подходы в изучении. 2. Особенности организации властных институтов в кочевом казахском обществе. 3. Система социально-экономических связей в казахском кочевом обществе. Лекции 3 2 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.2
1.2. Работа с литературой по теме лекции Сам. работа 3 4 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Тенденции и противоречия присоединения Степного края и Туркестана к Российской империи (30 гг. XVIII – 70 гг. XIX в.).
2.1. 1. Особенности формирования российской колониальной системы. 2. Причины и основные тенденции начального этапа процесса присоединения к Российской империи (30-е гг. XVIII – начало XIX вв.). 3. Международное положение России в первой половине XIX в. и активизация ее наступательной политики в Южном Казахстане. Завершение присоединения Старшего жуза. (20 – 60-е гг. XIX в.). 4. Взаимодействие Российской империи с центральноазиатскими государствами - Хивинским ханством и Бухарским эмиратом. Система протекторатов. Лекции 3 2 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.2. Взаимодействие Российской империи с Хивинским ханством и Бухарским эмиратом. Практические 3 4 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.3. Работа с литературой по теме лекции Сам. работа 3 4 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 3. Концепция национальной политики Российской империи в Туркестанском генерал-губернаторстве и Степном крае и основные стратегии ее реализации (XIX - начало ХХ вв.).
3.1. 1. Методологические подходы в изучении национальной политики Российской империи в этнорегионах: историографический анализ. 2. Основные направления реализации концепции интеграции Казахстана и Средней Азии в общеимперское политико-правовое и социально-экономическое пространство. 3. Модернизация экономической системы, процессы урбанизации. 4. Аграрная политика Российской империи (вторая половина XIX – начало ХХ в.) 5. Итоги реализации интеграционных устремлений государства в регионе. Лекции 3 4 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.2. Крестьянская колонизация Степного края и Туркестана во второй половине XIX - начале ХХ вв. Практические 3 4 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.3, Л2.2
3.3. Изучение вопросов для самоконтроля Сам. работа 3 4 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 4. Трансформация социально—экономической системы традционных обществ центральноазиатского региона под влиянием модернизационных процессов (вторая половина XIX – начало ХХ в )
4.1. 1. Роль политики интеграции Российской империи в процессах трансформации социально-экономической системы центральноазиатских окраин Российской империи. 2. Изменения в традиционной социальной системе центральноазиатских обществ. 3. Усиление процессов социальной мобильности населения Степного края и Туркестана. Развитие системы образования. 4. Народно-осовободительное движение казахского народа как реакция на модернизационные процессы. Лекции 3 2 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
4.2. Этнополиические процессы в центральноазиатских окраинах Российской империи. Практические 3 4 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.3, Л2.2
4.3. Подготовка к тесту Сам. работа 3 4 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 5. Центральная Азия в годы двух российских революций: особенности и характер революционного движения.
5.1. 1. Казахстан накануне революционных потрясений: проблемы социально-экономического развития и межэтнических взаимоотношений. 2. Общественно-политическое движение в Степном крае и Туркестане в начале ХХ ва. 3. Февральская буржуазно-демократическая революция и ее влияние на общественно-политическую жизнь Степном крае и Туркестане. 4. Программа партии большевиков по национальному вопросу и Октябрьская революция в Степном крае и Туркестане. Лекции 3 2 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.2
5.2. Гражданская война и иностранная интервенция в Степном крае и Туркестане. Практические 3 2 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.2
5.3. Подготовка к тесту Сам. работа 3 8 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.2
Раздел 6. Советская Центральная Азия в 20-30 гг. ХХ в.
6.1. 1. НЭП и особенности ее реализации в КазАССР и республиках Средней Азии. 2.Сталинская индустриализация и ее значение для развитие народно-хозяйственного комплекса республик советской Центральной Азии. 3. Коллективизация сельского хозяйства. Массовое оседание кочевых и полукочевых хозяйств: динамика процесса и последствия. Лекции 3 2 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.2
6.2. Культурное строительство в КазССР и республиках Средней Азии. Практические 3 2 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.2
6.3. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 3 8 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.2
Раздел 7. Казахстан и республики Средней азии в уловиях Великой Отечественной войны
7.1. 1. Казахстан и республики Средней Азии - арсенал фронта. 2. Эвакуация промышленных объектов и населения из фронтовой части СССР на территории республик Советской Центральной Азии. Особенности процесса и проблемы. 3. Народы советских центральноазиатских республик на фронтах Великой Отечественной войны. Лекции 3 2 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.2
7.2. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 3 8 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.2
7.3. Казахстан и республики Средней Азии в послевоенный период. Практические 3 4 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.2
Раздел 8. Демократизация жизни советского общества в годы перестройки и события декабря 1986 г. в Казахстане.
8.1. 1. Основные тенденции общественно-политического развития СССР в 70-80 е. гг ХХ в. 2. Демократизация общественно-политической жизни в СССР. Казахстан в годы перестройки. 3. Декабрьские события 1986 г. в Алма-Ате и их оценки. Практические 3 4 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.2
8.2. Подготовка презентации Сам. работа 3 8 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.2
Раздел 9. Тенденции и проблемы формирования политической и социально-экономической системы государств постсоветской Центральной Азии.
9.1. 1. Этапы конституционного развития государств Центральной Азии. Формирование политической системы демократического типа: тенденции и проблемы. 2. Модернизация экономической системы. Основные этапы формирования экономики рыночного типа. 3. Трансформация социальной системы. Социальная политика государств Центральной Азии. Лекции 3 2 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.2
9.2. Подготовка к семинару Сам. работа 3 8 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.2
Раздел 10. Интеграция суверенного Казахстана в мировое политическое и экономическое пространство: тенденции и основные направления.
10.1. Подготовка к семинару Сам. работа 3 8 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.2
10.2. 1. Процесс признания суверенности Республики Казахстан мировым сообществом. Основные принципы внешнеполитической доктрины РК. 2. Направления международного сотрудничества РК. Членство республики в международных организациях. 3. Сотрудничество РК и КНР в сфере экономики и безопасности. Лекции 3 2 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Социально-экономические и политические предпосылки присоединения казахских жузов к России.
2. Присоединение Младшего жуза. Абулхаир-хан и его роль в принятии казахами Младшего жуза Российского подданства. Характер и условия подданства.
3. Начало присоединения территорий Среднего и Старшего жузов в 40- е гг. ХVIII вв.
4. Эволюция органов власти и управления по «Уставам» 1822 г. и 1824 г. и реформам 60-х гг. XIX века.
5. Правовое положение различных слоев казахского общества по «Уставам» и реформам 60- х гг. XIX века.
6. Социальная программа реформ. Последствия реформ 20-60-х гг. XIX века.
7. Участие казахов в крестьянской войне Е. Пугачева.
8. Восстание казахов Младшего жуза под руководством С. Датова в 1783-1797 гг.
9. Восстание казахов Букеевского ханства под руководством И. Тайманова.
10. Народное движение К. Касымова: его особенности, характер, цели и основные этапы
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сахаров, А.Н История России с древнейших времен до наших дней : учебник : в 2-х т Москва : Проспект, , 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 АлтГУ, Ист. фак., Каф. востоковедения, Алтайский междунар. центр азиат. исслед. Политика России и Китая в Центральной Азии во второй половине XIX - начале XXI в.: [монография] [Азбука], 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 Ганиев Р. Т. Россия и Центральная Азия с древнейших времен и до современности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Уральского университета, 2014 biblioclub.ru
Л2.3 Любичанковский С.В. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XVII — ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. http://www.kaznu.kz/ru/
Э2 2. http://www.elibrary.ru/
Э3 3. http://www.lib.okno.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.