МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научно-исследовательский семинар

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_СУ-1-2019
Часов по учебному плану 360
в том числе:
аудиторные занятия 160
самостоятельная работа 200
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1, 2, 3, 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 18 10,5 15 8
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 40 40 40 40 40 40 40 40 160 160
Сам. работа 86 86 14 14 86 86 14 14 200 200
Итого 126 126 54 54 126 126 54 54 360 360

Программу составил(и):
доктор социологических наук, профессор, Максимова Светлана Геннадьевна

Рецензент(ы):
доктор социологических наук, доцент, Черепанова Мария Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Научно-исследовательский семинар

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.обучение студентов навыкам академической работы, включая подготовку и проведение исследований, написание научных работ;
обсуждение проектов и готовых исследовательских работ студентов;
выработка у студентов навыков научной дискуссии и презентации исследовательских результатов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен проводить фундаментальные и прикладные социологические исследования и представлять их результаты
ПК-1 Способен к разработке предложений по совершенствованию методов проведения социологических и маркетинговых исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современные тенденции и направления методологических разработок в области социологических исследований;
основные этапы разработки программы эмпирической части магистерского исследования, общий план анализа данных;
сущность процессов саморазвития и самореализации, их роль и значение в развитии личности и решении профессиональных задач в области социологии управления; теоретические основы осуществления саморазвития и самореализации, способы и подходы к их изучению и формированию; принципы разработки и осуществления программ саморазвития и самореализации в области научных исследований в социологии управления
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать содержание проблем социологии управления, выделять их факторы, находить возможные пути решения; применять полученные знания на практике;
разрабатывать инструментарий и процедуры сбора данных, собирать, обрабатывать, анализировать и интерпретировать данные;
оценить соответствие исследовательского инструментария методологическим основам исследования;
обрабатывать данные комплексных исследований в соответствии с методологическими требованиями;
корректно формулировать научные выводы;
представлять результаты комплексных исследований.
диагностировать, оценивать и анализировать результаты собственной профессиональной деятельности, эффективности ее организации, уровень общекультурного, профессионального и личностного развития; выстраивать траекторию саморазвития, проектировать деятельность по самореализации; планировать и поэтапно выстраивать процесс саморазвития и самореализации в соответствии с поставленными целями и задачами в области социологии управления
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками методологического анализа, основными статистическими программами, приемами анализа качественных данных;
технологиями планирования и реализации исследований в области социологии управления;
приемами оценки качества исследований;
навыками проведения экспертной оценки исследовательских программ и результатов их реализации, разработки исследовательских программ, самостоятельной организации и проведения социологических исследований.
навыками диагностики результатов саморазвития и самореализации профессиональной деятельности в области социологии управления; способами постановки цели и задач саморазвития и самореализации, определения направлений их совершенствования для решения конкретных профессиональных и творческих задач, общекультурного и личностного развития; основными способами разработки программ саморазвития и самореализации, эффективными формами и методами их реализации; методами поиска, отбора, систематизации и классификации информации, современными информационными технологиями и средствами для решения задач саморазвития и самореализации профессиональной деятельности в области социологии управления; навыками рефлексии собственной деятельности и личностного развития.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Научное исследование и его характеристики
1.1. Проблемное поле современных исследований. Постановка проблемы исследования (исследовательского вопроса). Практические 1 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Основные элементы программы исследования. Основные источники, используемые в ходе подготовительного этапа Практические 1 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Составление библиографии и обзора литературы. Практические 1 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Составление библиографии и обзора литературы. Сам. работа 1 18 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Степень разработанности проблемы и поиск нерешенных проблем и вопросов в рамках выбранного направления исследований. Практические 1 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Степень разработанности проблемы и поиск нерешенных проблем и вопросов в рамках выбранного направления исследований. Сам. работа 1 20 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Поиск релевантной литературы. Описание системы поиска. Ключевые слова и предметные каталоги. Практические 1 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Поиск релевантной литературы. Описание системы поиска. Ключевые слова и предметные каталоги. Сам. работа 1 16 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Отработка навыков академического письма, подготовка концептуализации понятий
2.1. Обзор литературы и основные требования к нему. Анализ источников, его необходимость и основные направления. Поиск литературных источников Практические 1 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Обзор литературы и основные требования к нему. Анализ источников, его необходимость и основные направления. Поиск литературных источников Сам. работа 1 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Практические и теоретические результаты имеющихся научных исследований Практические 1 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Практические и теоретические результаты имеющихся научных исследований Сам. работа 1 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Последовательность процедур при подготовке литобзора, основные источники. Структура обзора литературы, основанная на проблемах, а не на описании отдельных текстов. Основные правила библиографического описания. Практические 1 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Последовательность процедур при подготовке литобзора, основные источники. Структура обзора литературы, основанная на проблемах, а не на описании отдельных текстов. Основные правила библиографического описания. Сам. работа 1 12 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Написание проекта исследования
3.1. Основные разделы проекта исследовательской работы: актуальность, цель и задачи, степень разработанности проблемы, выдвижение гипотез, подбор или сбор эмпирических данных, методы решения задач и тестирования гипотез Практические 2 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Основные правила постановки цели и задач исследования. Различия между объектом и предметом исследования. Соотношение объекта и генеральной совокупности. Выдвижение гипотез, их опора на имеющиеся теоретические и прикладные исследования. Практические 2 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Критерии тестируемости гипотез. Последовательность: задача – гипотеза – метод решения. Выбор данных, адекватных поставленным задачам и выдвинутым гипотезам. Практические 2 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Правильный подбор методов проведения исследования и анализа данных. Практические 2 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. Правильный подбор методов проведения исследования и анализа данных. Сам. работа 2 14 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Особенности постановки гипотез и методологии анализа разных типов данных
4.1. Различия между методами сбора данным и методами анализа данных. Практические 2 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Типы гипотез в количественных исследованиях и их тестирование. Основные задачи анализа количественных данных: типология, поиск взаимосвязей, поиск каузальных связей. Методы, адекватные каждому типу задач. Практические 2 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Теоретическая основа качественных методов в социологии. Основные методы качественных исследований. Практические 2 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Написание исследовательской работы: структура и методология исследования
5.1. Структура работы: титульный лист, оглавление, введение, содержательные главы: обзор литературы и результаты собственных исследований, заключение, список литературы, приложения. Практические 3 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Структура работы: титульный лист, оглавление, введение, содержательные главы: обзор литературы и результаты собственных исследований, заключение, список литературы, приложения. Сам. работа 3 20 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Введение и проект исследования. Основные элементы. Описание методологии. Практические 3 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.4. Введение и проект исследования. Основные элементы. Описание методологии. Сам. работа 3 20 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.5. Экономическая и социологическая теория как основа выдвижения гипотез. Обоснование гипотез с опорой на обзор литературы. Обоснование методов тестирования гипотез в тексте. Практические 3 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.6. Экономическая и социологическая теория как основа выдвижения гипотез. Обоснование гипотез с опорой на обзор литературы. Обоснование методов тестирования гипотез в тексте. Сам. работа 3 20 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.7. Представление данных. Описание вторичной базы и необходимые элементы. Описание первичной базы (собранной автором) и ее необходимые элементы. Практические 3 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.8. Представление данных. Описание вторичной базы и необходимые элементы. Описание первичной базы (собранной автором) и ее необходимые элементы. Сам. работа 3 16 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.9. Описание выборки и методики сбора данных. Практические 3 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.10. Описание выборки и методики сбора данных. Сам. работа 3 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Написание исследовательской работы: изложение результатов исследования
6.1. Изложение результатов собственного эмпирического исследования. Описательная часть: stylized facts. Описание и интерпретация данных. Как правильно структурировать изложение эмпирических результатов. Подтверждение гипотез. Практические 4 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Изложение результатов собственного эмпирического исследования. Описательная часть: stylized facts. Описание и интерпретация данных. Как правильно структурировать изложение эмпирических результатов. Подтверждение гипотез. Сам. работа 4 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.3. Количественные данные. Представление результатов методов статистического анализа данных. Таблицы, графики и диаграммы. Информативность как главный критерий демонстрации данных. Какие результаты применения методов нужно выносить в текст (кластерный и факторный анализ, регрессия). Оформление таблиц. Практические 4 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.4. Количественные данные. Представление результатов методов статистического анализа данных. Таблицы, графики и диаграммы. Информативность как главный критерий демонстрации данных. Какие результаты применения методов нужно выносить в текст (кластерный и факторный анализ, регрессия). Оформление таблиц. Сам. работа 4 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.5. Представление результатов качественного исследования. Оформление и цитат. Что вынести в приложение. Основные выводы исследования. Практические 4 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.6. Представление результатов качественного исследования. Оформление и цитат. Что вынести в приложение. Основные выводы исследования. Сам. работа 4 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.7. Заключение к работе с опорой на проверку гипотез. Заключение к работе как рекомендации по экономической и\или социальной политике. Практические 4 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.8. Заключение к работе с опорой на проверку гипотез. Заключение к работе как рекомендации по экономической и\или социальной политике. Сам. работа 4 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Презентация и защита работы. Подготовка к публикации
7.1. Регламент проведения защиты магистерской диссертации. Подготовка графической презентации работы. Краткое представление полученных результатов. Подготовка текста выступления. Ответы на вопросы. Практические 4 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.2. Регламент проведения защиты магистерской диссертации. Подготовка графической презентации работы. Краткое представление полученных результатов. Подготовка текста выступления. Ответы на вопросы. Сам. работа 4 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.3. Подготовка публикации (статьи) на основе магистерской диссертации: основные требования и различия. Практические 4 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.4. Подготовка публикации (статьи) на основе магистерской диссертации: основные требования и различия. Сам. работа 4 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС прилагается
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравченко А.И. Методология и методы социологических исследований: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 АлтГУ Методология и практика социологических исследований в приграничном регионе России: монография Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.2 Глотов М.Б. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 4-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э2 www.socpolicy.ru – Центр социальной политики и гендерных исследований
Э3 http://www.socpol.ru/ - Независимый институт социальной политики
Э4 http://www.isras.ru/ - Институт социологии РАН
Э5 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office
www.openoffice.org/ru/liscence.html
Mozila FireFox
https://www.mozilla.org/en-US/legal/eula/
Chrome
https://www.chromium.org/chromium-os/licenses/


Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Российское образование: федеральный портал. – http://www.edu.ru/
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент): http://www.fips.ru.
Федеральный портал по научной и инновационной деятельности http://www.sci-innov.ru
http://www.ed.gov.ru/ Сайт Министерства образования РФ.
http://www.kodeks.net/ Информационно-правовой сервер «Кодекс».
http://www.informika.ru/text/goscom/dokum/doc99/ – нормативные и распорядительные документы Министерства образования и науки России.
http://www.catalog.alledu.ru/ Все образование интернета
http://www.educentral.ru/ Каталог Российского образовательного портала
http://www.edu.ru/ Федеральный портал «Российское образование»
http://www.alledu.ru/ Сайт «Все образование»
База данных Скопус https://www.scopus.com
Научная электронная библиотека http://www.elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.