МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление рисками

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_СУ-1-2019
Часов по учебному плану 90
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 8
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 90 90 90 90

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
д.c..н., профессор, Максимова С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Управление рисками

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.обеспечение студентов достаточными теоретическими и практическими знаниями в области разработки и принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска;
освещение элементов социологической и социально-управленческой теорий риска;
овладение навыками эмпирического исследования риска, определения его показателей и индикаторов;
рассмотрение системы управления рисками организации в целостности и единстве ее компонентов, овладение навыками использования методов управления рисками.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Формальную модель анализа риска, компоненты процесса генерации риска, современные тенденции в теории риска, особенности интерпретации риска в социологии и социальном управлении, сущность и проявления латентного характера рисков, теоретические положения концепции риска в современной социологии, особенности производства и распределения рисков, основные положения концепции риска в социально-управленческом анализе.
Общие закономерности и формальные модели управления рисками различной природы, общую теорию риска и риск-менеджмента, позволяющую эффективно управлять рисками.
Принципы оценки и измерения риска, методы управления рисками, структуру программы управления рисками; определение риска и его разновидностей, структурные характеристики риска, характеристики ситуации неопределенности, основные принципы оценки и измерения риска, методы управления рисками, структуру программы управления рисками;
Институциональные основы оценки риска и управления рисками, приоритетность превентивного характера управленческих воздействий, систематического управления рисками в организации. Особенности осуществления риск-менеджмента, задачи и функциональные обязанности менеджера по управлению рисками; международные стандарты управления рисками, правовые и этические нормы, необходимые для установления стандартов управления рисками.
3.2.Уметь:
3.2.1.Разрабатывать эмпирические показатели и индикаторы риска, разрабатывать методический инструментарий для эмпирической оценки риска на основе имеющихся примеров; использовать формальную модель анализа риска для организации прикладного исследования, разрабатывать показатели и индикаторы риска, методический инструментарий для эмпирической оценки риска с использованием различных методов математической статистики; разрабатывать комплексную методику исследования риска, создавать оригинальную методологическую основу на основе новейших тенденций и направлений современной социологической теории, современных методов анализа и оценки риска, моделирования рисковых процессов. Оценивать риски в зависимости от их природы и условий, использовать адекватные нестандартной ситуации методы разработки управленческих решений; разрабатывать алгоритмы принятия решений в условиях неопределенности и риска, с учетом правовых и этических норм, необходимости нести ответственность за принятые решения, разрабатывать программу управления рисками. Разрабатывать систему менеджмента риска в организации с учетом требований международных стандартов управления рисками, ориентации на теоретические концепции риска, авторитетные в мировой науке и практике.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Обработки и интерпретации данных эмпирического исследования различных видов риска в соответствии с новейшими тенденциями и направлениями современной социальной теории риска; обработки и интерпретации данных эмпирического исследования разнообразных видов риска, постановки и решения организационно-управленческих задач по данному риску; постановки прогноза и рекомендации планирования деятельности в условиях неопределенности и риска, проведения превентивных мероприятий по минимизации ущерба. Применения методов и процедур идентификации, измерения и оценки риска в своей профессии. Выбрать соответствующий ситуации метод оценки и разработки управленческого решения; разработки плана превентивных мероприятий, подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций на основе данных измерения и оценки риска; способностью и готовностью использовать с своей практической деятельности навыки управления рисками, создавать научно-обоснованную систему управления рисками, брать на себя ответственность за функционирование данной системы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Концептуальные основы социального конструирования риска
1.1. Концептуальные основы социального конструирования риска Лекции 4 4 Л1.1, Л3.1
1.2. Концептуальные основы социального конструирования риска Практические 4 4 Л1.1, Л3.1
1.3. Концептуальные основы социального конструирования риска Сам. работа 4 6 Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Условия неопределенности и риска при разработке решений
2.1. Условия неопределенности и риска при разработке решений Лекции 4 4 Л1.1, Л3.1
2.2. Условия неопределенности и риска при разработке решений Практические 4 4 Л1.1, Л3.1
2.3. Условия неопределенности и риска при разработке решений Сам. работа 4 6 Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Система управления риском в организации
3.1. Система управления риском в организации Лекции 4 4 Л1.1, Л3.1
3.2. Система управления риском в организации Практические 4 4 Л1.1, Л3.1
3.3. Система управления риском в организации Сам. работа 4 10 Л1.1, Л3.1
Раздел 4. Методы управления рисками
4.1. Методы управления рисками Лекции 4 4 Л1.1, Л3.1
4.2. Методы управления рисками Практические 4 6 Л1.1, Л3.1
4.3. Методы управления рисками Сам. работа 4 10 Л1.1, Л3.1
Раздел 5. Программа управления риском в организации
5.1. Программа управления риском в организации Практические 4 6 Л1.1, Л3.1
5.2. Программа управления риском в организации Сам. работа 4 6 Л1.1, Л3.1
Раздел 6. Международные стандарты управления рисками
6.1. Международные стандарты управления рисками Практические 4 6 Л1.1, Л3.1
6.2. Международные стандарты управления рисками Сам. работа 4 6 Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Задания и вопросы к зачету
Практические задания
1. Найдите общее и особенное в понятиях риск и неопределенность.
2. Приведите как можно больше примеров объективного и субъективного понимания риска.
3. Изучите фрагмент фрагмент монографии «Социальный риск», приведите описание структурных характеристик риска.
4. Изучите 2 параграф книги У. Бека «Общество риска». Опишите концепцию «общества риска» по У. Беку.
5. Определите сущность концепция риска Э. Гидденса.
6. Определите сущность риска и рациональности в концепция Н. Лумана
7. Определите сущность теория макдонализации (компактизация риска) Дж. Ритцера.
Вопросы
8. Производство и распространение рисков.
9. Формальная модель анализа риска.
10. Классификация рисков: по характеристике опасности.
11. Классификация рисков: по характеристике уязвимости.
12. Классификация рисков: по характеристике взаимодействия с другими рисками.
13. Классификация рисков: по имеющейся информации о риске, по величине риска, по характеристике издержек, связанных с риском, специфические классификации рисков.
14. Понятие риск-менеджмента.
15. Свойства системы управления риском.
16. Основные принципы управления рисками.
17. Управление рисками как часть общего менеджмента и стратегия развития организации.
18. Аутсорсинг управления риском.
19. Цели и задачи системы управления риском. Ограничения системы.
20. Управление риском как динамический процесс.
21. Принципы информационного обеспечения системы управления риском. Источники информации, принципы построения информационной системы.
22. Основные принципы оценки риска: концепция приемлемого риска, пороговые значения риска, рисковый капитал.
23. Методы управления рисками: методы трансформации рисков, методы финансирования рисков.
24. Эмпирические показатели и индикаторы риска. Выбор зависимых и независимых переменных.
25. Измерение риска: инженерный подход.
26. Модельный подход.
27. Восприятие риска: ранжирование.
28. Сопоставление разных способов измерения риска. Установление стандартов.
29. Структура программы управления рисками. Процедуры разработки, контроля и пересмотра программы УР.
30. Формирование плана превентивных мероприятий. Задачи и функциональные обязанности менеджера по управлению рисками.
31. Теория полезности и ее использование для поиска решений в условиях неопределенности и риска.
32. Критерии оценки решения. Критерий Вальда. Критерий Сэвиджа. Критерий Лапласа. Критерий крайнего оптимизма.
33. Критерии оценки решения. Критерий максимального сожаления. Критерий Гурвича. Критерий математического ожидания.
34. Применение механизма интуиции для разработки решений
35. Психология поведения руководителей в ситуациях риска.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
1. Риск и неопределенность в современном мире.
2. Охарактеризуйте концепции риска У. Бека, Э. Гидденса, Н. Лумана, Дж. Ритцера.
3. Представьте различные классификации рисков.
4. Дайте понятие риск-менеджмента. Основные принципы управления рисками.
5. Назовите принципы информационного обеспечения системы управления риском.
6. Методы управления рисками: методы трансформации рисков, методы финансирования рисков.
7. Эмпирические показатели и индикаторы риска. Выбор зависимых и независимых переменных.
8. Психология поведения руководителей в ситуациях риска.
9.. Управление рисками на производственных предприятиях.
10. Управление рисками на предприятиях в сфере услуг.
11. Управление рисками в условиях трансформирующейся экономики.
12. Управление рисками инвестиционных проектов.
13. Управление рисками инновационных проектов.
14. Субъективные методы оценки риска.
15. Методы оценки риска
16. Страхование различных групп рисков.
17. Система управления рисками на предприятии.
18. Алгоритм управления рисками.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в приложении: практическими заданиями, вопросами семинаров, темами рефератов, вопросами к зачету.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Грищенко Н.Б. Управление рисками и страхование: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 О. С. Безугляк, М. В. Бедрина Экономическая безопасность: учеб-метод. пособие МИЭМИС, Каф. междунар. экономики, мат. методов и бизнес-информатики, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»
Э2 http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека
Э3 http://www.i-u.ru – Русский Гуманитарный Интернет-Университет
Э4 http://www.lib.asu.ru – Сайт научной библиотеки АлтГУ
Э5 http://www.gumer.info – Электронная библиотека Гумер
Э6 http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН
Э7 http://sophist.hse.ru – Единый архив социологических и экономических данных
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для просмотра документальных видеоматериалов: Media Player Classic Home Cinema.
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала: Microsoft Office Power Point.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для освоения необходимого объема знаний, умений и навыков, предполагаемых дисциплиной, обучающимся необходимо посетить все лекции и практические занятия, выполнить задания преподавателя, касающиеся прочтения первоисточников, подготовить презентацию по выбранной теме. Во время прослушивания курса и подготовки студент может обращаться помимо аудиторных занятий за разъяснениями на консультациях преподавателя