Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 55 |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.02. Социальная работа |
Профиль | Социальная работа в сфере социальной защиты населения |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z39_03_02-СР-1-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 58 | 58 | 58 | 58 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 55
Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.
1.1. | способствовать становлению у студентов научных представлений о семье, семейных отношениях и формировать умения, необходимые для профессионального взаимодействия с семьей. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
УК-3 | Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | • основные концепции изучения семьи отечественных и зарубежных исследователей, понимать важнейшие особенности семейного взаимодействия на разных этапах функционирования семьи и сущность оказания психосоциальной помощи семье. • принципы, правила и сущность оказания психосоциальной помощи семье. • принципы, правила и методы сбора социально-психологической информации о семье, членах семьи и особенностях внутрисемейных отношений; методы и приемы диагностики внутрисемейных отношений. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | • использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности в соответствии с моральными, культурными, правовыми ценностями и нормами. • применять эти знания в своей профессиональной деятельности, самостоятельно определить потенциальные ресурсы семьи и ее членов, а также причины негативного семейного функционирования и развития личности в семье. • применять эти знания в своей профессиональной деятельности, опираясь на полученную информацию проектировать и реализовывать коррекционно-просветительскую, развивающую работу с молодежью. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | • различными формами, методами, методиками, приемами работы с семьей. • навыками моделирования и решения на модельном уровне профессиональных, научно-методических задач различного типа и уровней сложности. • навыками: разработки коррекционно-развивающих программ для детей и взрослых, направленных на преодоление трудностей связанных с особенностями семейного взаимодействия; психологического сопровождения семьи и отдельных членов семьи в ситуациях трудных, кризисных ситуациях. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы сихологии семьи | ||||||
1.1. | Семья. Основные понятия и подходы к изучению | Лекции | 3 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.2. | Принципы функционирования семьи | Сам. работа | 3 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
1.3. | Общепсихологический подход к изучению семьи | Сам. работа | 3 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
1.4. | Формы и типы семей. Полоролевая структура семьи. Функциональные и дисфункциональные семьи | Сам. работа | 3 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
1.5. | Семья. Основные понятия и подходы к изучению | Сам. работа | 3 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.6. | Супружество – основа семьи | Практические | 3 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
1.7. | Характеристики супружеского союза. Типы нарушения супружеских связей | Лекции | 3 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.8. | Выбор партнера. Любовь и сексуальные отношения в супружестве | Практические | 3 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.9. | Супружество – основа семьи | Сам. работа | 3 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.10. | Внутрисемейное взаимодействие: особенности детско-родительских отношений | Сам. работа | 3 | 6 | Л2.1, Л1.1 | |
1.11. | Тактика воспитания в семье и типы семейных взаимоотношений | Сам. работа | 3 | 6 | Л2.1, Л1.1 | |
1.12. | Типы материнского отношения к ребенку. Типы неправильного воспитания | Сам. работа | 3 | 6 | Л2.1, Л1.1 | |
1.13. | Факторы эффективности семейного воспитания | Сам. работа | 3 | 6 | Л2.1, Л1.1 | |
1.14. | Внутрисемейное взаимодействие: особенности детско-родительских отношений | Сам. работа | 3 | 6 | Л2.1, Л1.1 | |
1.15. | Психологические нарушения основных сфер жизнедеятельности семьи | Сам. работа | 3 | 6 | Л2.1, Л1.1 | |
1.16. | Типы нарушений функционирования семьи. Семья как источник психологической травмы | Сам. работа | 3 | 6 | Л2.1, Л1.1 | |
1.17. | Зачет | 3 | 4 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к экзамену по курсу «Психология семьи» Первые вопросы: Семья как малая группа. Понятие семьи. Функции, формы семьи. Социально-психологические особенности семьи. Семья как система. Понятие семьи. Особенности семьи как системы. Принципы функционирования семейной системы. Динамика жизненного цикла семьи. Супружество как основа семьи. Уровни супружества. Супружество: факторы стабильности, устойчивости. Задачи брака. Предбрачный период. Функции предбрачного периода. Факторы, определяющие успешность брачного союза. Теории выбора брачного партнера. Конфликты в семье: причины возникновения, динамика. Развод. Причины разводов. Этапы развода. Последствия развода для членов семьи. Тактики семейного воспитания и типы семейных взаимоотношений. Депривация – результат отсутствия эмоциональной связи со взрослыми. Нарушение представлений членов семьи о семье и личности друг друга: внутренняя картина семьи, семейные сценарии, наивные семейные постулаты и их роль. Нарушение представлений членов семьи о семье и личности друг друга: психологические проявления примитивизма семейных представлений. Активизация семейного сценария. Нарушение представлений членов семьи о семье и личности друг друга: примитивизм семейных представлений и нарушения в семье, пути развития внутреннего образа семьи. Нарушение межличностных коммуникаций в семье: виды нарушений коммуникационного процесса в семье (концепция «отклоненной коммуникации» в семье, парадоксальная коммуникация, «замаскированная коммуникация»). Нарушение межличностных коммуникаций в семье: коммуникационная проблема, этапы ее развития. Нарушение межличностных коммуникаций в семье: причины возникновения. Семейное нарушение: структура, динамика. Типология трудностей. Факторы, обуславливающие семейное нарушение. Теория латентного нарушения. Характеристика основных типов нарушения функционирования семейной системы: состояние глобальной семейной неудовлетворенности. Характеристика основных типов нарушения функционирования семейной системы: семейная тревога. Характеристика основных типов нарушения функционирования семейной системы: семейно-обусловленное нервно-психическое и физическое напряжение. Родительское отношение: понятие, структура родительского отношения. Типы неправильного семейного воспитания (Э.Эйдемиллер). |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Влияние типа семейного воспитания на особенности протекания подросткового кризиса. «Семья», «супружество» и «брак» - сравнительный анализ понятий Любовь как фактор устойчивости семьи. «Устойчивость», «успешность», «стабильность» как характеристика семьи. Сравнительный анализ понятий. Факторы устойчивости и успешности семейного функционирования. Конфликты в семье: психологические причины возникновения, динамика. Средства профилактики семейного конфликта. Деформация и распад семьи. Развод. Влияние развода на отдельных членов семьи. Основные направления психологической помощи членам семьи на стадии развода. Особенности первой стадии жизненного цикла – стадии формирования семьи. Особенности диагностики и коррекция семейных конфликтов. Особенности психологических затруднений при вступлении в брак. Нарушение представлений членов семьи о семье и личности друг друга. Нарушение межличностных коммуникаций в семье. Нарушение структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи. Особенности нарушение семейной коммуникации по В. Сатир. Влияние семьи на ранний опыт ребенка. Чувство безопасности и защищенности. Поощрения и наказания методы воздействия на ребенка. Семья глазами ребенка. Невроз как проявление нарушений детско-родительских отношений Влияние семьи на формирования страха у детей. Влияние семьи на формирование агрессии у детей. Семейная система психотерапия – основные положения и методы воздействия. Супружеская психотерапия – один из аспектов работы с семьей. Воспитательная неуверенность родителя и неразвитость родительских чувств как предмет заботы практического психолога. Сотрудничество родителей с ребенком как предмет заботы практического психолога |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Суслова Т.Ф., Шаповаленко И.В. | ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Мандель Б.Р. | Психология семьи: учеб. пособие: учебное пособие | Флинта, 2013 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Рекомендации по освоению лекционных занятий При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Студентам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: - руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; - при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. |