МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Типология объектов недвижимости

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильУправление земельными ресурсами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_УЗР-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 18
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 18 18 18 18
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.с.-х.н, старший преподаватель кафедры экономической географии и картографии, Латышева О.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент , Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Типология объектов недвижимости

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.10.2015г. №1084)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование навыков в области понятий объектов недвижимости, основных методов и практических навыков определения типологических характеристик объектов недвижимости при проведении кадастровых работ. Изучение типологии гражданских зданий и сооружений, объектов капитального строительства, земельных участков, типологии объектов жилой недвижимости,общественных зданий и сооружений, сельскохозяйственных производственных зданий и сооружений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
ОПК-3 способностью использовать знания современных технологий проектных, кадастровых и других работ, связанных с землеустройством и кадастрами
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теоретические основы типологии объектов недвижимости, в том числе основные понятия типологии объектов недвижимости, нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, связанные с типологией объектов недвижимости; классификации объектов недвижимости, а также знать технологии сбора, систематизации и обработки информации об объектах недвижимости.
3.2.Уметь:
3.2.1.классифицировать недвиживые объекты по различным признакам, оперировать профессиональной терминологией; уметь подбирать объекты недвижимости для их классификации по различным признакам; уметь разбираться в особенностях правового режима недвижимого имущества в Российском законодательстве.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть навыками составления перечня объектов недвижимости для их последующей классификации, классифицировать объекты недвижимости, в соответствии с теоретическими знаниями по классификации объектов, навыками современных технологий проведения классификации недвижимого имущества, получать, обрабатывать и использовать кадастровую информацию об объектах недвижимости.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы типологии объектов недвижимости
1.1. Общие понятия об объекте недвижимости. Сущность и основные признаки Лекции 3 2 ОК-3, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие типологии и типологии объектов недвижимости. Понятие недвижимого имущества в соответствии с Гражданским Кодексом РФ. Понятие «здание», «строение», «сооружение». Объекты капитального строительства. Объекты незавершенного строительства Практические 3 2 ОК-3, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Характеристика всех видов объектов недвижимости. Укрупненная классификация объектов недвижимости. Классификация зданий в зависимости от материала наружных стен. Классификация объектов недвижимости в зависимости от продолжительности и характера использования Лекции 3 2 ОК-3, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Классификация зданий и сооружений по общим признакам. Сущностные характеристики объектов недвижимости. Основные родовые и функциональные признаки объектов недвижимости. Жизненный цикл и основные этапы жизненного цикла объекта недвижимости Практические 3 2 ОК-3, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Современная нормативно-правовая и методическая база в области кадастров и технической инвентаризации объектов недвижимости. Сам. работа 3 4 ОК-3, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2.Типология жилых домов
2.1. Понятие жилого дома. Классификация жилых домов по этажности. Классификация по объемно-планировочной структуре. Подразделение по характеру застройки жилых домов Лекции 3 4 ОК-3, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Классификация жилых объектов недвижимости с точки зрения маркетингового подхода. Основные критерии элитности жилых домов. Классификация жилых объектов недвижимости с точки зрения градостроительных ориентиров. Классификация жилых объектов недвижимости в зависимости от материалов наружных стен и в зависимости от продолжительности и характера использования. Типологическая схема жилых домов по объемно-планировочной структуре Основные виды малоэтажных индивидуальных жилых домов Практические 3 6 ОК-3, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Применение данных типологии объектов недвижимости в государственных кадастрах и реестрах Сам. работа 3 2 ОК-3, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Раздел 3. Типология общественных зданий
3.1. Предназначение общественных зданий и сооружений. Характеристика. Классификация Лекции 3 2 ОК-3, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Понятие общественных зданий и учреждений. Определение общественных зданий по функциональным признакам. Группы общественных учреждений в структуре городской застройке по степени обслуживания. Класс общественных зданий по их функциональной универсальности. Класс общественных зданий по способу строительства. Класс общественных зданий по капитальности. Основные требования, предъявляемые к общественным зданиям. Практические 3 6 ОК-3, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Общественные здания и проблемы градостроительства. Системы культурно-бытового обслуживания и построения сети общественных зданий. Сам. работа 3 4 ОК-3, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Раздел 4. Типология производственных и сельскохозяйствен-ных зданий и сооружений
4.1. Понятие производственного и сельскохозяйственного предприятия. Признаки. Классификация Лекции 3 2 ОК-3, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Понятие производственного предприятия. Группы производственных зданий по признаку технологической взаимосвязи. Классификация производственных предприятий в зависимости от взрывопожарной и пожарной опасности. Классификация производственных предприятий по капитальности.Основные требования, предъявляемые к производственным зданиям. Основная классификация сельскохозяйственных зданий. Основные требования, предъявляемые к производственным и сельскохозяйственным зданиям Практические 3 4 ОК-3, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Объемно-планировочные решения производственных зданий и животноводческих ферм Сам. работа 3 2 ОК-3, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Раздел 5. Типология коммерческих объектов недвижимости
5.1. Понятие о коммерческих объектах недвижимости. Основные признаки и классификация. Лекции 3 2 ОК-3, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Объекты коммерческой недвижимости, приносящей доход и создающей условия для его получения. Классификация объектов торговли. Главный фактор, определяющий класс гостиниц,международная классификация гостиничной недвижимости. Классификация офисных помещений. Требования, предъявляемые к пунктам общественного питания. Понятия «индивидуальный типовой гараж», «паркинг», «автостоянка». Понятие «Логистический терминал», «индустриальный парк», «технопарк». Практические 3 6 ОК-3, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.3. Классификация коммерческих объектов недвижимости Сам. работа 3 2 ОК-3, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Раздел 6. Оценка качества зданий и сооружений
6.1. Качество гражданских зданий. Капитальность здания. Техническое диагностирование. Техническое состояние. Параметры качественной оценки здания при техническом диагностировании Термины и определения для оценки качественных и эксплуатационных характеристик зданий Лекции 3 2 ОК-3, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
6.2. Определение качества зданий по капитальности. Параметры качественной оценке зданий при техническом диагностировании. Термины и определения для оценки качественных и эксплуатационных характеристик зданий Практические 3 6 ОК-3, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
6.3. Конструктивные системы и методы строительства Сам. работа 3 2 ОК-3, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Раздел 7. Земельный участок как основа недвижимости
7.1. Земля как природный ресурс и как объект недвижимости. Показатели, используемые при описании земельного участка. Классификация земель по целевому назначению. Состав земель населенных пунктов Лекции 3 2 ОК-3, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
7.2. Понятие «земля» как природного ресурса и как объекта недвижимости. Определение земельного участка в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Показатели, используемые при описании земельного участка. Классификация земель по категориям. Состав земель населенных пунктов Практические 3 4 ОК-3, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
7.3. Типология земельных участков, земель, участков недр, обособленных водных объектов, лесов и многолетних насаждений Сам. работа 3 2 ОК-3, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С. Н. Максимов Управление недвижимостью: учебник и практикум для академического бакалавриата М : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бердникова В.Н. Экономика недвижимости: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Максимов С.Н. Экономика недвижимости: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) rosreestr.ru
Э2 Главное управление имущественных отношений Алтайского края www.altairegion-im.ru
Э3 Курс в Moodle «Типология объектов недвижимости» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Типология объектов недвижимости»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Типология объектов недвижимости» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Типология объектов недвижимости» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Типология объектов недвижимости» не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Типология объектов недвижимости» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Типология объектов недвижимости»
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Типология объектов недвижимости», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.