Закреплена за кафедрой | Кафедра экономической географии и картографии |
---|---|
Направление подготовки | 21.04.02. Землеустройство и кадастры |
Профиль | Кадастр недвижимости и кадастровая деятельность |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 21_04_02_КНиКД-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 13 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 32 | 32 | 32 | 32 |
Сам. работа | 73 | 73 | 73 | 73 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономической географии и картографии
Протокол от 20.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент
1.1. | формирование у студентов понимания механизма функционирования системы государственного и муниципального управления земельными ресурсами; формирование значимости земельных ресурсов в развитии территории, знания структуры и особенностей земельных ресурсов как объекта исследования и управления; овладение знаниями о механизме управления земельными ресурсами, о методах исследования, мониторинга и анализа процессов управления земельными ресурсами. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-1 | способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу |
ОПК-1 | готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | содержание и основные принципы функционирования системы управления земельными ресурсами и объектами недвижимости, основные концепции и специфику управления земельными ресурсами. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять методы и механизмы управления земельными ресурсами, использовать знания современных методик управления земельными ресурсами. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения отдельных функций управления земельными ресурсами. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Теоретические основы управления земельными ресурсами | ||||||
1.1. | Понятие управления. Системы управления. Принципиальная схема систем управления. Основные функции системы управления. Понятие Управление земельными ресурсами и объектами недвижимости (УЗР). Принципиальная схема процесса УЗР. Объект, субъекты, предмет, цель, задачи и функции УЗР. Виды УЗР. Методы УЗР. Общее государственное управление. Ведомственное (отраслевое) управление. Муниципальное управление. Частное (внутрихозяйственное) управление. | Лекции | 3 | 2 | ОК-1, ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Основные понятия системы управления земельными ресурсами. Понятие системы УЗР. Составные части системы УЗР. Функции УЗР. Объекты и субъекты УЗР. Понятие землевладения и землепользования. Виды УЗР. | Практические | 3 | 4 | ОК-1, ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Теоретические основы управления земельными ресурсами | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-1, ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Раздел 2. Реализация функций управления земельными ресурсами | ||||||
2.1. | Управление как процесс, состоящий из функций. Функции управления: прогнозирование, планирование, организация, мотивация, координация, контроль. Связывающие процессы: коммуникация (обмен информацией, принятие решений. | Лекции | 3 | 2 | ОК-1, ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Управление как процесс, состоящий из функций. Функции управления | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-1, ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Раздел 3. Прогнозирование использования земельных ресурсов | ||||||
3.1. | Понятие прогнозирования. Классификация прогнозов. Задачи и принципы прогнозирования использования земельных ресурсов. Прогнозирование в условиях многообразия форм собственности на землю. Методы прогнозирования. Организация разработки прогнозов использования земельных ресурсов. Процесс прогнозирования. | Лекции | 3 | 2 | ОК-1, ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Задачи, содержание принципы разработки долгосрочных прогнозов использования земель. Прогнозирование потребности в землях для сельскохозяйственных и несельскохозяйственных нужд. Зарубежный опыт прогнозирования использования земельных ресурсов. | Практические | 3 | 4 | ОК-1, ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Прогнозирование использования земельных ресурсов | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-1, ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Раздел 4. Планирование использования земельных ресурсов | ||||||
4.1. | Понятие планирования. Задачи планирования использования земельных ресурсов. Функции планирования использования земельных ресурсов. Методы и приемы планирования использования земельных ресурсов. Документы планирования использования земель. | Лекции | 3 | 2 | ОК-1, ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Анализ использования земельных ресурсов в целях перспективного планирования. Анализ состава, размера и структуры земельных угодий, интенсивности и эффективность использования земель сельскохозяйственного назначения. Анализ экономической эффективности возделывания основных товарных и кормовых культур, экономическая оценка структуры посевных площадей. | Практические | 3 | 4 | ОК-1, ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Понятие планирования. Задачи планирования использования земельных ресурсов. Функции планирования использования земельных ресурсов.Анализ использования земельных ресурсов в целях перспективного планирования | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-1, ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Раздел 5. Организация использования земельных ресурсов | ||||||
5.1. | Организация использования земель. Понятие рационального использования. Критерии рациональности использования земель. Система землеустроительного обеспечения организации рационального использования земельных ресурсов: разработка прогнозов и программ использования и охраны земель; схем использования и охраны земельных ресурсов и схемземлеустройства на различных уровнях; проектов территориального землеустройства; проектов внутрихозяйственного землеустройства;- рабочих проектов на отдельные участки и мероприятия | Лекции | 3 | 2 | ОК-1, ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Программы использования и охраны земель. Основание для разработки программы. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами. Мероприятия программы. Контроль за исполнением программы. | Практические | 3 | 4 | ОК-1, ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.3. | Организация использования земель. Понятие рационального использования. Критерии рациональности использования земель. Программы использования и охраны земель. | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-1, ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Раздел 6. Координация, мотивация и контроль использования земельных ресурсов | ||||||
6.1. | Взаимодействие органов, ответственных за организацию рационального использования земель, координация их деятельности. Мотивация и стимулирование землепользователей к организации рационального использования земельных ресурсов. Правовые методы стимулирования использования земельных ресурсов (права и обязанности землепользователей, порядок изъятия земель). Экономические методы стимулирования | Практические | 3 | 8 | ОК-1, ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Взаимодействие органов, ответственных за организацию рационального использования земель, координация их деятельности. Стимулирование землепользователей к организации рационального использования земельных ресурсов. | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-1, ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 7. Раздел 7. Принятие управленческих решений и их информационное обеспечение | ||||||
7.1. | Основные этапы принятия решения по УЗР Постановка задачи, поиск информации, определение объекта управления и связанных с ним структур. Определение круга пользователей и определение запросов землепользователей. Накопление, систематизация и анализ данных об объекте управления. Расчет возможной эффективности. Осуществление пилот-проекта. Расчет фактической эффективности или ее моделирование, выбор варианта и принятие управленческого решения. | Практические | 3 | 8 | ОК-1, ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
7.2. | Принятие управленческих решений и их информационное обеспечение. | Сам. работа | 3 | 12 | ОК-1, ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 8. Раздел 8. Концепция управления земельными ресурсами РФ | ||||||
8.1. | Концепция УЗР в РФ. Проект «Концепции управления земельными ресурсами и землеустройства сельских территорий Российской Федерации» от 29 марта 2013 года. | Лекции | 3 | 2 | ОК-1, ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
8.2. | Концепция УЗР в РФ. Проект «Концепции управления земельными ресурсами и землеустройства сельских территорий Российской Федерации» от 29 марта 2013 года. | Сам. работа | 3 | 13 | ОК-1, ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
8.3. | Подготовка к экзамену | Экзамен | 3 | 27 | ОК-1, ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Е.С. Озеров. | Управление недвижимой собственностью: учебное пособие | Санкт-Петербург : Издательство Политехнического университета, 2012 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под ред. В. М. Константинова | Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы: | Академия, 2009 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | сост.: О. Н. Барышникова, Р. С. Неприятель, К. Е. Никифоров | Эколого-географическое прогнозирование: учеб.-метод. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.altairegion-im.ru/zemlya/kadastr/kadastr.html | Главное управление имущественных отношений Алтайского края – актуальная информация о нормативно-правовом регулировании управления объектами недвижимости собственности субъекта РФ - Алтайского края | ||
Э2 | https://rosreestr.ru/site/activity/gosudarstvennaya-kadastrovaya-otsenka/ | Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) – актуальная нормативно-правовая информация об управлении земельными ресурсами в Российской Федерации. | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная) 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
8.1. Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Управление земельными ресурсами и объектами недвижимости» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Управление земельными ресурсами и объектами недвижимости» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Управление земельными ресурсами и объектами недвижимости» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). • В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные практикумы по дисциплине «Управление земельными ресурсами и объектами недвижимости» не предусмотрены. 8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Курсовые работы по дисциплине «Управление земельными ресурсами и объектами недвижимости» не предусмотрены. 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Управление земельными ресурсами и объектами недвижимости» Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Управление земельными ресурсами и объектами недвижимости», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса. Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает толь-ко те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |