Закреплена за кафедрой | Кафедра экономической географии и картографии |
---|---|
Направление подготовки | 05.04.02. География |
Профиль | Мониторинг и планирование окружающей среды |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_04_02_МиПОС-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономической географии и картографии
Протокол от 20.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент
1.1. | формирование у будущих магистров теоретических знаний, представлений и прак-тических навыков в управлении социально-экономическим и пространственным развитием городов; дать общие и специальные знания об управлении социально-экономическим и про-странственным развитием городских территорий. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-2 | способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов дисциплин (модулей), определяющих направленность (профиль) программы магистратуры |
ПК-3 | владением основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения комплексных и отраслевых географических исследований на мировом, национальном, региональном и локальном уровнях с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | современные теоретические основы и принципы управления социально-экономическим и территориальным развитием городов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | самостоятельно использовать полученные знания и навыки для организации практических работ в различных структурах государственного, регионального и муниципального управления. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | основными навыками и базовыми технологиями составления схем территориального планирования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Организация управления развитием города: российский и зарубежный опыт. | ||||||
1.1. | Особенности управления в городах РФ. Планирование как ключевой элемент организации управления развитием города. | Лекции | 2 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1 |
1.2. | Выявите особенности организации управления в городах разной величины и статуса (по материалам официальных интернет-сайтов российских и зарубежных городов). | Практические | 2 | 3 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1 |
1.3. | Организация управления развитием города: российский и зарубежный опыт. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1 |
Раздел 2. Управление социально-экономическим развитием города. | ||||||
2.1. | Основные концепции социально-экономического развития города. Основные элементы и этапы управления социально-экономическим развитием. | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1 |
2.2. | Оцените эффективность организации управления на примере сравнительного анализа ряда малых городов РФ. | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1 |
Раздел 3. Управление территориальным развитием города. | ||||||
3.1. | Отечественный и зарубежный опыт территориального планирования развития городов. Генеральный план и другие виды градостроительного проектирования. Инструменты территориального Политика и механизмы преобразования городской среды. | Практические | 2 | 3 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1 |
3.2. | Описание распределения полномочий федеральных, региональных и муниципальных органов власти по управлению социально-экономическим развитием городов. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1 |
Раздел 4. Опыт организации и управления развитием городов. | ||||||
4.1. | Одноуровневые и двухуровневые модели управления, их недостатки и преимущества. Закрепленные полномочия по предоставлению услуг. Вы¬борность органов управления. Объем полномочий и финансовых ресурсов. Источники доходов, уровень самостоятельности бюджетов. | Практические | 2 | 3 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1 |
4.2. | Разработка проекта одной из целевых программ социально-экономического развития города (по выбору магистранта). | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1 |
Раздел 5. Интересы государства, бизнеса и населения при решении вопросов социально-экономических вопросов городов. | ||||||
5.1. | Общественно-частное, частно-государственное и некоммерческое партнерство. Схемы организации партнерства между основными факторами и поиск консенсуса городского сообщества. Особенности управления крупных городов, имеющих государственный ста-тус. Совмещение функций муниципалитета и государственной власти. | Лекции | 2 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1 |
5.2. | Интересы государства, бизнеса и населения при решении вопросов социально-экономических вопросов городов. | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1 |
Раздел 6. Особенности территориального управления городов России. | ||||||
6.1. | Распределение полномочий между федеральным, региональным и му¬ниципальным уровнями. Функции и сферы ответственности органов уп-равления разного уровня. Особенности развития местного самоуправле¬ния в городских поселениях разного статуса. | Практические | 2 | 3 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1 |
6.2. | Анализ особенностей зарубежной и российской практики управления муниципальными финансами городов. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1 |
Раздел 7. Иерархия функций управления в городах разного статуса. | ||||||
7.1. | Городские округа, городские поселения, города федерального значения, ЗАТО, наукограды. Особенности структуры управления отдельными отраслями хозяйства и социальной сферы в городах разной величины, статуса и функционального типа. Текущее (оперативное) управление и его организация. | Практические | 2 | 3 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1 |
7.2. | Оценка выполненных стратегических планов развития городов (по материалам доступных в интернете стратегических планов развития городов РФ). | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1 |
Раздел 8. Планирование как ключевой элемент организации управления развитием города. | ||||||
8.1. | Виды планирования: комплексное планирование (социально-экономическое планирование и разработка территориальных планов); программное, проектное и стратегическое планирование. Формы участия общественности в подготовке плановых документов. Особенности западного и российского подходов к планированию развития городов. Эволюция форм планирования российских городов: от кризисных к комплексным программам социально-экономического развития и стратегическим планам развития городов. | Практические | 2 | 3 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1 |
8.2. | Подготовка с использованием SWOT-анализа эскиз (проект) стратегического плана развития города (город должен быть выбран из числа муниципалитетов, не имеющих стратегических планов развития). | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1 |
Раздел 9. Основные концепции социально-экономического развития города. | ||||||
9.1. | Сравнительный анализ содержания генеральных планов развития городов (по материалам доступных в интернете генеральных планов 2-3 российских городов). | Практические | 2 | 3 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1 |
9.2. | Переход от приоритетности экономики к пониманию роли и значения социальной составляющей в развитии города. Основные современные кон-цепции развития города: городской маркетинг, городское предпринима¬тельство и устойчивое развитие. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1 |
Раздел 10. Основные элементы и этапы управления социально-экономическим развитием. | ||||||
10.1. | Бюджетные, программные и проектные механизмы политики социально-экономического развития. Разработка социально-экономической политики, планирование социально-экономического развития (текущее, краткосрочное; среднесрочное, долгосрочное), реализация планов развития. Политика по развитию городской инфраструктуры и отдельных отраслей городской экономики (промышленная, социальная, жилищная, земельная и др.). | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1 |
10.2. | Оценка российской и зарубежной практики партнерства власти, бизнеса и населения в процессе управления социально-экономическим развитием городов. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1 |
Раздел 11. Программы социально-экономического развития города. | ||||||
11.1. | Цели и этапы создания; процедуры и сценарии развития. Комплексные программы социально-экономического развития. Специализированные программы развития и их виды (поддержка предпринимательства и организация маркетинговой политики города; совершенствование использования муниципальной собственности; поддержка малого бизнеса; совершенствование управления использованием бюджета; развитие ЖКХ; развитие городского пассажирского транспорта; совершенствование социальной поддержки населения и др.). | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1 |
11.2. | Основные инструменты территориального планирования городов | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1 |
Раздел 12. Финансовые основы управления городом. | ||||||
12.1. | Структура собственных финансовых источников и трансфертов. Права муниципалитетов по введению и администрированию местных налогов и платежей. Финансовые механизмы по увеличению расходов бюджета на цели развития (вложения в инфраструктуру, бюджеты развития и др.). Подходы к стимулированию отдельных видов деятельности через налоговую систему. Инвестиционные, налоговые, бюджетные кредиты. Долг как инструмент финансовой политики муниципалитета. | Практические | 2 | 3 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1 |
12.2. | Зарубежная и российская практика управления муниципальными финансами городов. Финансовые ресурсы и принципы формирования бюджетов городов в РФ. Налоговая политика и значение отдельных видов налогов в формировании доходов территориальных бюджетов городских округов и городских поселений. Структура расходов муниципальных бюджетов городских поселений в России. Привлечение граждан к участию в бюджетном процессе. | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1 |
Раздел 13. Отечественный и зарубежный опыт территориального планирования развития городов. | ||||||
13.1. | Оценка сложившейся в РФ практики взаимосвязи различных видов плановых документов по управлению социально-экономическим и территориальным развитием городов. | Практические | 2 | 3 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1 |
13.2. | Методы и процедуры территориального планирования в разных странах. Законодательное обеспечение территориального планирования раз¬вития городов в РФ. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области территориального планирования развития городских поселений. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1 |
13.3. | Нормативная база и система документации по планированию территорий городов в РФ. Методология, порядок разработки и согласования генеральных планов городских поселений в РФ. Согласование интересов основных факторов в процессе градостроительного развития территории; возможности и процедуры учета общественного мнения. | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1 |
Раздел 14. Политика и механизмы преобразования городской среды. | ||||||
14.1. | Политика городских властей по развитию территорий разного функционального назначения (производственных, селитебных, коммунально-складских, рекреационных и др.). Гуманизация городской среды и механизмы создания пространства для комфортной деятельности населения. Роль экологических и социальных императивов в создании новых культурных городских ландшафтов. Программы по реорганизации отдельных депрессивных частей города и механизмы их реализации. Реконструкция центра и развитие локальных центров городских районов. "Промежуточное" использование территорий как этап на пути трансформации. Экономические мотивации к изменению функции места и городской среды. Норма «несоответствующего использования», взаимосвязь стоимости недвижимости и разрешенного вида функционального использования территории. Защита исторических и природоохранных зон города от застройки, диктуемой рынком. | Практические | 2 | 3 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1 |
14.2. | Политика и механизмы преобразования городской среды. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1 |
Раздел 15. Стратегическое развитие и стратегическое планирование развития городов. | ||||||
15.1. | Стратегическое развитие и планирование как интегральное направление управления социально-экономическим и территориальным развитием города. Этапы стратегического планирования: диагностика проблем и барьеров, выделение приоритетных целей, определение механизмов реализации и оценка результатов. Стратегическое планирование и генеральные планы развития городов. Разработка программ социально-экономического развития и стратегического плана. План стратегического развития города: методология разработки и со¬став плана (анализ социально-экономического положения города; стратегические направления развития с применением SWOT-анализа; механиз¬мы и этапы реализации). Анализ опыта разработки и применения планов стратегического развития на примере отдельных городов РФ. | Лекции | 2 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1 |
15.2. | Закрепление в различных документах полномочий и функций, за планирование размещения и функционирование которых отвечают разные уровни публичной власти. Взаимосвязь документов социально-экономического и территориального планирования. Взаимосвязь различных видов плановых документов по управлению развитием города: плана социально-экономического развития, генерального плана развития города, финансового плана, плана развития муниципального хозяйства, плана управления муниципальным имуществом, плана развития социальной сферы. Определение долгосрочных перспектив и интересов развития города в документах территориального и стратегического планирования и их детализация в средне- и краткосрочных планах и программах развития. Сопряжение принятых планов и программ по срокам, целям и финансовым возможностям их реализации. Определение приори¬тетов и объемов финансирования для обеспечения выполнения различных функций в документах социально-экономического планирования. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1 |
15.3. | Подготовка к экзамену. | Экзамен | 2 | 27 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шедько Ю.Н. | Региональное управление и территориальное планирование в 2 ч. Часть 1.: Учебник и практикум | М : Издательство Юрайт, 2018 | urait.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Межрегиональная общественная организация содействия развитию рынка геоинформационных технологий и услуг. | www.gisa.ru | ||
Э2 | Официальный сайт Алтайского края. | www.altairegion22.ru | ||
Э3 | Курс в Moodle «Управление социально-экономическим и пространственным развитием городов» | portal.edu.asu.ru | ||
Э4 | "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ | www.consultant.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная) 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Управление социально-экономическим и пространственным развитием городов» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Управление социально-экономическим и пространственным развитием городов» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Управление социально-экономическим и пространственным развитием городов» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные практикумы по дисциплине «Управление социально-экономическим и пространственным развитием городов» не предусмотрены. 8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Курсовые работы по дисциплине «Управление социально-экономическим и пространственным развитием городов» не предусмотрены. 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Управление социально-экономическим и пространственным развитием городов» Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |