МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика торговли

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки38.03.06. Торговое дело
ПрофильМаркетинг в торговле
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_06_ТД-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Горянинская Ольга Анатольевна

Рецензент(ы):
ст. преподаватель, Пяткова Оксана Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Экономика торговли

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.06 Торговое дело (уровень бакалавриата)", утвержден приказом Минобрнауки России от 12.11.2015 N 1334

составлена на основании учебного плана:
38.03.06 Торговое дело
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № №10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Бутакова М.М. к.э.н., доцент, и.о.заведующего кафедрой ЭПиМ


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № №10
Заведующий кафедрой Бутакова М.М. к.э.н., доцент, и.о.заведующего кафедрой ЭПиМ


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Экономика торговли» является формирование у студентов цельного представления об экономике предприятия торговли, умения анализировать, прогнозировать и планировать их деятельность в условиях развития рынка товаров и услуг, принимать управленческие решения,, ориентированные на на повышение конкурентоспособности и эффективности деятельночсти предприятия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью организовывать и планировать материально-техническое обеспечение предприятий, закупку и продажу товаров
ПК-13 готовностью участвовать в реализации проектов в области профессиональной деятельности (коммерческой, маркетинговой, рекламной, логистической и (или) товароведной)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.знать:
- экономическое содержание всех показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия торговли;
- хозяйственный механизм, формы и методы торговли;порядок формирования и управления ресурсами и затратами предприятия торговли;
- экономичекский механизм функционирования предприятий торговли;
- методы планирования хозяйственной деятельности предприятия;
- стратегии развития предприятия.

3.2.Уметь:
3.2.1.уметь:
- применять методы расчета экономических показателей;
- разрабатывать предложения по повышению эффективности деятельности предприятия торговли;
- разрабатывать прогнозные расчеты развития финансово-хозяйственной деятельности;
- осуществлять выбор приоритетных целей развития товарооборота на предприятии торговли
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть:
- методами планирования основных показателей деятельности предприятия торговли;
- навыками поиска экономических резервов предприятия торговли;
- способностью принятия организационно-управленческих решений на основе анализа объемных и качественных показателей деятельности предприятия;
- способностью организации аналитической и экономико-плановой работы на предприятиях торговли в целях принятия эффективных управленчесмких решений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1: Основы экономики торговли
1.1. Сущность, функции и формы торговли Лекции 4 2 ПК-7, ПК-13 Л1.2, Л1.1
1.2. Неимитационные технологии: групповая дискуссия на тему «Сетевые технологии в розничной торговле Алтайского края» Практические 4 2 ПК-7, ПК-13 Л1.2, Л1.1
1.3. Групповая дискуссия «Перспективы развития розничной торговли РФ в условиях ВТО Сам. работа 4 2 ПК-7, ПК-13 Л1.2, Л1.1
1.4. ПР: Имитационные технологии: ситуация-кейс «X5 Retail Group N.V на рынке розничной торговле РФ» Практические 4 2 ПК-7, ПК-13 Л1.2, Л1.1
1.5. Подготовка к групповой дискуссии на тему «Сетевые технологии в розничной торговле Алтайского края» Сам. работа 4 4 ПК-7, ПК-13 Л1.2, Л1.1
1.6. СРС: Поиск и подготовка материала для решения ситуации-кейса «X5 Retail Group N.V на рынке розничной торговле РФ» Сам. работа 4 2 ПК-7, ПК-13 Л1.2, Л1.1
1.7. Подготовка к групповой дискуссии на тему «Перспективы развития розничной торговли РФ в условиях ВТО» Сам. работа 4 4 ПК-7, ПК-13 Л1.2, Л1.1
Раздел 2. 2: Экономический механихзм функционирования предприятия торговли
2.1. Розничный и оптовый товарооборот Лекции 4 2 ПК-7, ПК-13 Л1.2, Л1.1
2.2. Расчетные задачи по теме "Розничный и оптовый товарооборот" Практические 4 2 ПК-7, ПК-13 Л1.2, Л1.1
2.3. Расчетная задача "Планирование товарооборота" Сам. работа 4 2 ПК-7, ПК-13 Л1.2, Л1.1
2.4. Оптовый товарооборот складской и транзитный Сам. работа 4 4 ПК-7, ПК-13 Л1.2, Л1.1
2.5. Товарные ресурсы предприятия Лекции 4 4 ПК-7, ПК-13 Л1.2, Л1.1
2.6. Подготовка по теме «Товарные запасы» Сам. работа 4 4 ПК-7, ПК-13 Л1.2, Л1.1
2.7. Расчетная работа «Нормирование товарных запасов на предприятии торговли» Практические 4 2 ПК-7, ПК-13 Л1.2, Л1.1
2.8. Управление затратами предприятия Лекции 4 4 ПК-7, ПК-13 Л1.2, Л1.1
2.9. Рещшеие задач потеме "Затраты предприятяи торговли" Сам. работа 4 2 ПК-7, ПК-13 Л1.2, Л1.1
2.10. Анализ издержек обращения Сам. работа 4 6 ПК-7, ПК-13 Л1.2, Л1.1
2.11. Трудовые ресурсы Лекции 4 2 ПК-7, ПК-13 Л1.2, Л1.1
2.12. Решение задач по теме "Формы оплаты труда на предприятиях торговли" Практические 4 2 ПК-7, ПК-13 Л1.2, Л1.1
2.13. Семинар по теме "Показатели эффективности и прозводительности торговых работников" Практические 4 4 ПК-7, ПК-13 Л1.2, Л1.1
2.14. Оценка резервов роста произвродительности труда Сам. работа 4 6 ПК-7, ПК-13 Л1.2, Л1.1
2.15. Основные фонды предприятия торговли Лекции 4 2 ПК-7, ПК-13 Л1.2, Л1.1
2.16. Расчетная работа «Оценка эффективности использования основных средств» Практические 4 2 ПК-7, ПК-13 Л1.2, Л1.1
2.17. Подготовка по теме «Основные фонды торгового предприятия» Сам. работа 4 4 ПК-7, ПК-13 Л1.2, Л1.1
2.18. Эффективность коммерческой деятельности торговых предприятий Лекции 4 4 ПК-7, ПК-13 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.19. Расчетная работа «Эффективность коммерческой деятельности предприятий торговли» Практические 4 2 ПК-7, ПК-13 Л1.2, Л1.1
2.20. Экономическое обоснование размеров торговых надбавок и наценок" Практические 4 2 ПК-7, ПК-13 Л1.2, Л1.1
2.21. Итоговый тест по разделу "экономический механизм функционирования предприятия торговли" Практические 4 2 ПК-7, ПК-13 Л1.2, Л1.1
2.22. Изучение формирования торговой наценки на предприятиях торговли Сам. работа 4 6 ПК-7, ПК-13 Л1.2, Л1.1
2.23. Изучение показателей прибыли и рентабельности Сам. работа 4 6 ПК-7, ПК-13 Л1.2, Л1.1
2.24. Подготовка к зачету Сам. работа 4 14 ПК-7, ПК-13 Л1.2, Л1.1
Раздел 3.

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шакланова Р. И., Юсова В. В. ЭКОНОМИКА ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
Л1.2 Магомедов А.М. ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ ТОРГОВЛИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Маховикова Г. А., Лизовская В. В. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ТОРГОВОМ ДЕЛЕ. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/bcode/406862
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. www.aup.ru
Э2 2. www.cfin.ru
Э3 3. www.costinfo.ru
Э4 4. www.eup.ru
Э5 5. www.knigi.tr2000.ru
Э6 Поисковые системы: Яндекс, Rambler, Google
Э7 Свободная энциклопедия Википедия (http://ru.wikipedia.org)
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталированный ресурс АлтГУ http://www.consultant.ru/ )
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrari.ru)
Научная электронная библиотека elibrari(http://wwwhttp://elibrari.asu.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, посмотреть термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы.
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям:
По наиболее сложным проблемам учебной дисциплины проводятся семинарские занятия. Их главной задачей является углубление и закрепление теоретических знаний у студентов, формирование и развитие у них умений и навыков применения знаний для успешного развития прикладных задач. Подготовка студента к семинару включает:
Ознакомление с планом семинара;
Изучение рекомендованной литературы и конспекта лекции;
Подготовку полных и глубоких ответов по каждому вопросу, выносимому для обсуждения.
При проведении семинарских занятий уделяется внимание заданиям, предполагающим не только воспроизведение студентами знаний, но и направленных на развитие у них практических навыков и умений, а также их творческого мышления, научного мировоззрения, профессиональных способностей.