МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теоретические основы моделирования цен и ценообразование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИЭ-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Горянинская Ольга Анатольевна

Рецензент(ы):
ст. преподаватель, Пяткова Оксана Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Теоретические основы моделирования цен и ценообразование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № №10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Бутакова М.М. к.э.н., доцент, и.о.заведующего кафедрой ЭПиМ


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № №10
Заведующий кафедрой Бутакова М.М. к.э.н., доцент, и.о.заведующего кафедрой ЭПиМ


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ЦЕЛЬ КУРСА – ПОДГОТОВИТЬ СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОСТАНОВКЕ И ОСМЫСЛЕННОМУ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В ОБЛАСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ.
Задачи курса:
- Углубить знание студентами теоретических основ ценообразования;
- Познакомить студентов с методическими основами и методами ценообразования;
- Привить студентами навыки решения прикладных задач в области ценообразования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- взаимосвязь ценообразования с другими инструментами механизма управления;
- методологические основы ценообразования;
- принципы функционирования профессионального коллектива;
3.2.Уметь:
3.2.1.- провести маркетинговые исследования рынка с целью оценки реакции покупателей на цены, их изменение и выделить основные ценообразующие факторы;
- обосновать целесообразность применения известных стратегий и тактических приемов ценообразования;
- работать в коллективе, эффективно выполнять задачи профессиональной деятельности;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками определения структурных элементов цены и расчета их доли в цене товара;
- навыками математического моделирования цен;
- приемами взаимодействия с сотрудниками, выполняющими различные профессиональные задачи и обязанности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
1.1. Ценообразование и характеристики рынка Сам. работа 4 4 ОК-3, ОК-6 Л1.1, Л2.1
1.2. Ценообразование и характеристики рынка Сам. работа 4 6 ОК-3, ОК-6 Л1.1, Л2.1
1.3. Система цен в экономике Сам. работа 4 6 ОК-3, ОК-6 Л1.1, Л2.1
1.4. Система цен в экономике. Практические 4 2 ОК-3, ОК-6 Л1.1, Л2.1
1.5. Теоретические и практические аспекты моделирования и анализа эластичности спроса Лекции 4 2 ОК-3, ОК-6 Л1.1, Л2.1
1.6. Теоретические и практические аспекты моделирования и анализа эластичности спроса Практические 4 2 ОК-3, ОК-6 Л1.1, Л2.1
1.7. Теоретические и практические аспекты моделирования и анализа эластичности спроса Сам. работа 4 6 ОК-3, ОК-6 Л1.1, Л2.1
1.8. Методы сбора и обработки информации о поведении потребителя Сам. работа 4 5 ОК-3, ОК-6 Л1.1, Л2.1
1.9. Методы сбора и обработки информации о поведении потребителя Сам. работа 4 6 ОК-3, ОК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН
2.1. Методы государственного регулирования цен Сам. работа 4 4 ОК-3, ОК-6 Л1.1, Л2.1
2.2. Вопросы ценообразования в Гражданском и Налоговом кодексе Сам. работа 4 2 ОК-3, ОК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЦЕН НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. Моделирование и анализ безубыточности решений в ценообразовании Лекции 4 2 ОК-3, ОК-6 Л1.1, Л2.1
3.2. Моделирование и анализ безубыточности решений в ценообразовании Сам. работа 4 8 ОК-3, ОК-6 Л1.1, Л2.1
3.3. Моделирование и анализ безубыточности решений в ценообразовании Практические 4 2 ОК-3, ОК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
4.1. МЕТОДЫ ЗАТРАТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ Сам. работа 4 4 ОК-3, ОК-6 Л1.1, Л2.1
4.2. МЕТОДЫ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ Сам. работа 4 4 ОК-3, ОК-6 Л1.1, Л2.1
4.3. Методы затратного ценообразования Сам. работа 4 6 ОК-3, ОК-6 Л1.1, Л2.1
4.4. Методы рыночного ценообразования Сам. работа 4 6 ОК-3, ОК-6 Л1.1, Л2.1
4.5. Ценообразование на конкурсные проекты Сам. работа 4 2 ОК-3, ОК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
5.1. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ Лекции 4 2 ОК-3, ОК-6 Л1.1, Л2.1
5.2. СТРАТЕГИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ Сам. работа 4 4 ОК-3, ОК-6 Л1.1, Л2.1
5.3. ТАКТИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ Сам. работа 4 2 ОК-3, ОК-6 Л1.1, Л2.1
5.4. Стратегия ценообразования Сам. работа 4 6 ОК-3, ОК-6 Л1.1, Л2.1
5.5. Тактика ценообразования Сам. работа 4 6 ОК-3, ОК-6 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В приложении.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В приложении.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Липсиц И. В. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Касьяненко Т.Г. - отв. ред. ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ 7-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1) www.fst.ru - (официальный сайт Федеральной службы по тарифам РФ)
Э2 2) www.gks.ru – (официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ)
Э3 3) www.imf.ru – (официальный сайт Международного валютного фонда)
Э4 4) www.minfin.ru (официальный сайт Министерства финансов РФ)
Э5 5) www.economy.gov.ru – (официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ)
Э6 6) www.beafnd.ru – (сайт Бюро экономического анализа)
Э7 7) www.iet.ru – (сайт Института экономических проблем переходного периода)
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталированный ресурс АлтГУ http://www.consultant.ru/ )
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrari.ru)
Научная электронная библиотека elibrari(http://wwwhttp://elibrari.asu.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, посмотреть термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы.
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям:
По наиболее сложным проблемам учебной дисциплины проводятся семинарские занятия. Их главной задачей является углубление и закрепление теоретических знаний у студентов, формирование и развитие у них умений и навыков применения знаний для успешного развития прикладных задач. Подготовка студента к семинару включает:
Ознакомление с планом семинара;
Изучение рекомендованной литературы и конспекта лекции;
Подготовку полных и глубоких ответов по каждому вопросу, выносимому для обсуждения.
При проведении семинарских занятий уделяется внимание заданиям, предполагающим не только воспроизведение студентами знаний, но и направленных на развитие у них практических навыков и умений, а также их творческого мышления, научного мировоззрения, профессиональных способностей.