МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ценообразование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки38.03.06. Торговое дело
ПрофильМаркетинг в торговле
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_06_ТД-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Горянинская Ольга Анатольевна

Рецензент(ы):
ст. преподаватель, Пяткова Оксана Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Ценообразование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.06 ТОРГОВОЕ ДЕЛО (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1334)

составлена на основании учебного плана:
38.03.06 Торговое дело
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № №10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Бутакова М.М. к.э.н., доцент, и.о.заведующего кафедрой ЭПиМ


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № №10
Заведующий кафедрой Бутакова М.М. к.э.н., доцент, и.о.заведующего кафедрой ЭПиМ


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ЦЕЛЬ КУРСА – ПОДГОТОВИТЬ СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОСТАНОВКЕ И ОСМЫСЛЕННОМУ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В ОБЛАСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ.
Задачи курса:
- Углубить знание студентами теоретических основ ценообразования;
- Познакомить студентов с методическими основами и методами ценообразования;
- Привить студентами навыки решения прикладных задач в области ценообразования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью выбирать деловых партнеров, проводить с ними деловые переговоры, заключать договора и контролировать их выполнение
ПК-10 способностью проводить научные, в том числе маркетинговые, исследования в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- виды цен, зависимость ценообразования от типа рынка, основы оценки эластичности спроса по цене, методы ценообразования, стратегии и тактики ценообразования;
- функции цен, место ценообразования в деятельности предприятия
3.2.Уметь:
3.2.1.- обосновать целесообразность применения базовых стратегий и тактических приемов ценообразования;
- провести сбор необходимой информации для принятия управленческих решений в области ценообразования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками расчета цен, построения и анализа бухгалтерской модели безубыточности, анализа безубыточности решений при заключении контракта

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
1.1. Ценообразование и характеристики рынка Лекции 6 2 ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.2. Ценообразование и характеристики рынка Практические 6 2 ПК-6, ПК-10 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Система цен в экономике. Лекции 6 2 ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.4. Ценообразование и характеристики рынка Сам. работа 6 6 ПК-6, ПК-10 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Система цен в экономике Сам. работа 6 4 ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.6. Система цен в экономике. Практические 6 2 ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.7. Теоретические и практические аспекты моделирования и анализа эластичности спроса Лекции 6 2 ПК-6, ПК-10 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Теоретические и практические аспекты моделирования и анализа эластичности спроса Практические 6 2 ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.9. Теоретические и практические аспекты моделирования и анализа эластичности спроса Сам. работа 6 6 ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.10. Методы сбора и обработки информации о поведении потребителя Практические 6 2 ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.11. Методы сбора и обработки информации о поведении потребителя Сам. работа 6 2 ПК-6, ПК-10 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН
2.1. Методы государственного регулирования цен Лекции 6 2 ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.2. Вопросы ценообразования в Гражданском и Налоговом кодексе Лекции 6 2 ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.3. Методы государственного регулирования цен Сам. работа 6 6 ПК-6, ПК-10 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Вопросы ценообразования в Гражданском и Налоговом кодексе Сам. работа 6 6 ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЦЕН НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. Моделирование и анализ безубыточности решений в ценообразовании Лекции 6 2 ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1
3.2. Моделирование и анализ безубыточности решений в ценообразовании Сам. работа 6 6 ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1
3.3. Моделирование и анализ безубыточности решений в ценообразовании Практические 6 4 ПК-6, ПК-10 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
4.1. МЕТОДЫ ЗАТРАТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ Лекции 6 2 ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1
4.2. МЕТОДЫ ЗАТРАТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ Практические 6 2 ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1
4.3. МЕТОДЫ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ Лекции 6 2 ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1
4.4. МЕТОДЫ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ Практические 6 2 ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1
4.5. Методы затратного ценообразования Сам. работа 6 6 ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1
4.6. Методы рыночного ценообразования Сам. работа 6 4 ПК-6, ПК-10 Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.7. Ценообразование на конкурсные проекты Сам. работа 6 6 ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
5.1. СТРАТЕГИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ Лекции 6 2 ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1
5.2. СТРАТЕГИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ Практические 6 4 ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1
5.3. ТАКТИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ Лекции 6 2 ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1
5.4. ТАКТИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ Практические 6 2 ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1
5.5. Стратегия ценообразования Сам. работа 6 6 ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1
5.6. Тактика ценообразования Сам. работа 6 8 ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В приложении.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В приложении.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Липсиц И. В. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ 4-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Касьяненко Т.Г. - отв. ред. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ 7-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Бутакова М.М. Стратегия и тактика ценообразования: основная литература АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1) www.fst.ru - (официальный сайт Федеральной службы по тарифам РФ)
Э2 2) www.gks.ru – (официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ)
Э3 3) www.imf.ru – (официальный сайт Международного валютного фонда)
Э4 4) www.minfin.ru (официальный сайт Министерства финансов РФ)
Э5 5) www.economy.gov.ru – (официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ)
Э6 6) www.beafnd.ru – (сайт Бюро экономического анализа)
Э7 7) www.iet.ru – (сайт Института экономических проблем переходного периода)
Э8 Курс в Moodl "Ценообразование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
пакет MS-Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталированный ресурс АлтГУ http://www.consultant.ru/ )
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrari.ru)
Научная электронная библиотека elibrari(http://wwwhttp://elibrari.asu.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Промежуточным контролем знаний студентов в течение и обучения являются контрольные работы по ключевым темам дисциплины. Особенное место при чтении курса занимают практические занятия. На практических занятиях при освоении новой темы студентам выдаются задания, направленные на закрепление практических навыков в данной предметной области. Получение углубленных знаний по изучаемой дисциплине достигается за счет дополнительных часов к аудиторной работе - самостоятельной работы студентов. Выделяемые часы целесообразно использовать для знакомства с дополнительной научной литературой по проблематике дисциплины, анализа научных концепций и практических рекомендаций лидеров ценообразования России и ведущих российских и зарубежных компаний. Самостоятельная работа студента в процессе освоения дисциплины включает в себя:
- изучение основной и дополнительной литературы по курсу;
- работу с электронными учебными ресурсами;
- изучение Интернет-ресурсов;
- выполнение самостоятельной работы;
- индивидуальные и групповые консультации по наиболее сложным вопросам.