МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в регионоведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Глазунов Д.А.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Введение в регионоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 - Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриат) утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 202. Квалификация (степень) - Бакалавр

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ист.н., доцент Д.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.ист.н., доцент Д.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - формирование у студентов знаний об объекте и предмете регионоведения, профессиональной деятельности в различных коллективов; умений научно-исследовательской работы; навыков самостоятельной работы

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-9 способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-10 способность творчески подходить к порученному заданию, уметь проявлять разумную инициативу и обосновывать ее перед руководителем, нести персональную ответственность за результаты своей профессиональной деятельности
ОК-11 способность к самоорганизации и самообразованию
ОПК-8 способность владеть понятийно-терминологическим аппаратом общественных наук, свободно ориентироваться в источниках и научной литературе по стране (региону) специализации
ОПК-9 способность владеть основами методологии научного исследования, самостоятельно интерпретировать и давать обоснованную оценку различным научным интерпретациям региональных событий, явлений и концепций в национальном, межрегиональном и глобальном контекстах
ОПК-13 способность владеть профессиональной лексикой, быть готовым к участию в научных дискуссиях на профессиональные темы
ОПК-18 способность осознавать социальную значимость будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессионального долга
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.объект и предмет регионоведения
содержание ФГОС 3 +
основные категории регионоведения

3.2.Уметь:
3.2.1.Выделять - основные этапы накопления регионоведческих знаний, зарубежные и отечественные страноведческо-регионоведческие научные школы;
- структуру и основные элементы комплексных регионоведческо-страноведческих характеристик;
- особенности Восточной Азии как мирового региона, его место в современных мировых процессах.
- находить необходимую информацию, перерабатывать ее в устной и письменной формах;
- оценивать качество и содержание информации, давать ей собственную оценку и интерпретацию;
- составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей.
- применять методы регионоведческих исследований при анализе конкретных страновых и региональных проблем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- научной и аналитической деятельности;
- понятийно-терминологическим аппаратом общественных наук;
- ключевыми понятиями, отражающими междисциплинарный характер регионоведения;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Регионоведение как учебная дисциплина
1.1. Появление знаний о регионе. Появление регионоведения как учебной дисциплины. ГОС и ФГОС. Динамика рынка труда и развитие регионовдения. Западная традиция region study в эпоху глобализации. Правовая и нравственная ответственность специалиста в области регионовдения Лекции 1 4 ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОПК-18 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Учебный процесс в университете. Учебный план. Практические 1 2 ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОПК-18 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. ФГОС 3+: содержание, направление и требования к специалистам Практические 1 2 ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОПК-18 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Работа с документами по теме курса Сам. работа 1 8 ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОПК-18 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Регионовдение как комплексное научное направление
2.1. Регионоведение как комплексная научная дисциплина. Объект и предмет регионоведения. Суммативность предмета в регионовдении. Проблемы становления регионологии. Регионоведение и регионалистика. Регионоведение и страноведение. Регионовдение и краеведение. Лекции 1 2 ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Работа с системой MARC. Районирование Китая Практические 1 4 ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Изучение MARC и работа с контурной картой Сам. работа 1 8 ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Методология современного регионовдения
3.1. Понятие теория, подход, парадигма. Методология научных исследований. Философские методы в регионоведении: наблюдения, описания, сравнения, моделирования, статистические и др. Общенаучные методы. Методы исторических, географических, экономических наук в регионоведении. Частнонаучные методы.Научные программы. Базы данных Лекции 1 6 ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Подготовка аналитической записки, включающая физико-географическое опискание региона КНР и его экономического положение. Практические 1 4 ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Понятие базы данных. Работа в Excell и Access Практические 1 4 ОПК-8, ОПК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. сбор материала для аналитической записки и базы данных Сам. работа 1 12 ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Регион в научном дискурсе
4.1. Понятие регион в научном дискурсе. Географический, политический, экономический, этнический, территорально-административный подходы к региону. Западные и отчественные подходы к понятию регион. Лекции 1 6 ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.2. Теории регионоведения Практические 1 2 ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.3. Работа с источниками и литературой Сам. работа 1 8 ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Физико-географическое описание выбранного региона КНР.
2. Территориально-административное выбранного региона КНР.
3. Составить отметить на карте КНР регионы Китая, опираясь на MARC
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Барыгина И. Н. РЕГИОНОВЕДЕНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Т. Г. Гребенникова, Д. А. Глазунов, И. В. Анисимова Введение в регионоведение: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Михайленко Е.Б., Лебедева М.М. - под науч. ред. РЕГИОНАЛИСТИКА. КЛАССИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. РЕГИОНОВЕДЕНИЕ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ststs.gov.cn
Э2 bkrs.info
Э3 fgosvo.ru
Э4 https://www.loc.gov/marc/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
БКРС
База данных "Депутатский корпус КНР"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа Введение в регионоведение – это один из важнейших документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования объекта.
Программу можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации. Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям.
Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория – факты – теория.
Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса. Программа исследований как научный документ должна отвечать
ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность исследования. Каждый этап – относительно самостоятельная часть познавательного процесса – характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему смыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы.
Программа исследования состоит из двух основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи
исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, методы исследования, план исследования.Важное место в разработке программы исследования занимает формулирование гипотез, которые конкретизирует собой его главный методологический инструмент.
Гипотеза – это вероятностное предположение о причинах явления, взаимосвязях между изучаемыми явлениями, структуре изучаемой проблемы, возможных подходах к решению проблем.
Гипотеза дает направление исследования, влияет на выбор методов исследования и формулировку вопросов.
Исследование должно подтвердить, отвергнуть или подкорректировать гипотезу.
Главное требование, предъявляемое к выборкам в аналитическом исследовании, т. е. – репрезентативность: способность выборочной совокупности представить основные характеристики генеральной.
Выборочный метод основан на двух принципах: взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик объекта и исследования и на правомерности выводов в целом при рассмотрении
его части, которая по своей структуре является микромоделью целого, т. е. генеральной совокупности.
В зависимости от специфики объекта осуществляется выбор методов сбора информации. Описание методов сбора информации предполагает обоснование выбранных методов, фиксацию основных
элементов инструментария и технических приемов работы с ними. Описание способов обработки информации предполагает указание, каким образом это будет производиться с использованием прикладных компьютерных программ.
После составления программы исследования начинается организация полевого исследования.
Программа исследования – документ, который организует и направляет в определенной последовательности исследовательскую деятельность, намечая пути ее осуществления. Подготовка программы
исследования требует высокой квалификации и затрат времени. От качества программы во многом зависит успех эмпирического исследования.