Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Китай и китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_01_КиКЯ-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.ист.н., доцент Д.А. Глазунов
1.1. | Цель курса - формирование у студентов знаний об объекте и предмете регионоведения, профессиональной деятельности в различных коллективов; умений научно-исследовательской работы; навыков самостоятельной работы |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-9 | способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ОК-10 | способность творчески подходить к порученному заданию, уметь проявлять разумную инициативу и обосновывать ее перед руководителем, нести персональную ответственность за результаты своей профессиональной деятельности |
ОК-11 | способность к самоорганизации и самообразованию |
ОПК-8 | способность владеть понятийно-терминологическим аппаратом общественных наук, свободно ориентироваться в источниках и научной литературе по стране (региону) специализации |
ОПК-9 | способность владеть основами методологии научного исследования, самостоятельно интерпретировать и давать обоснованную оценку различным научным интерпретациям региональных событий, явлений и концепций в национальном, межрегиональном и глобальном контекстах |
ОПК-13 | способность владеть профессиональной лексикой, быть готовым к участию в научных дискуссиях на профессиональные темы |
ОПК-18 | способность осознавать социальную значимость будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессионального долга |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | объект и предмет регионоведения содержание ФГОС 3 + основные категории регионоведения |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Выделять - основные этапы накопления регионоведческих знаний, зарубежные и отечественные страноведческо-регионоведческие научные школы; - структуру и основные элементы комплексных регионоведческо-страноведческих характеристик; - особенности Восточной Азии как мирового региона, его место в современных мировых процессах. - находить необходимую информацию, перерабатывать ее в устной и письменной формах; - оценивать качество и содержание информации, давать ей собственную оценку и интерпретацию; - составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей. - применять методы регионоведческих исследований при анализе конкретных страновых и региональных проблем. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - научной и аналитической деятельности; - понятийно-терминологическим аппаратом общественных наук; - ключевыми понятиями, отражающими междисциплинарный характер регионоведения; |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Регионоведение как учебная дисциплина | ||||||
1.1. | Появление знаний о регионе. Появление регионоведения как учебной дисциплины. ГОС и ФГОС. Динамика рынка труда и развитие регионовдения. Западная традиция region study в эпоху глобализации. Правовая и нравственная ответственность специалиста в области регионовдения | Лекции | 1 | 4 | ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОПК-18 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Учебный процесс в университете. Учебный план. | Практические | 1 | 2 | ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОПК-18 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.3. | ФГОС 3+: содержание, направление и требования к специалистам | Практические | 1 | 2 | ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОПК-18 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.4. | Работа с документами по теме курса | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОПК-18 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Регионовдение как комплексное научное направление | ||||||
2.1. | Регионоведение как комплексная научная дисциплина. Объект и предмет регионоведения. Суммативность предмета в регионовдении. Проблемы становления регионологии. Регионоведение и регионалистика. Регионоведение и страноведение. Регионовдение и краеведение. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Работа с системой MARC. Районирование Китая | Практические | 1 | 4 | ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.3. | Изучение MARC и работа с контурной картой | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 3. Методология современного регионовдения | ||||||
3.1. | Понятие теория, подход, парадигма. Методология научных исследований. Философские методы в регионоведении: наблюдения, описания, сравнения, моделирования, статистические и др. Общенаучные методы. Методы исторических, географических, экономических наук в регионоведении. Частнонаучные методы.Научные программы. Базы данных | Лекции | 1 | 6 | ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.2. | Подготовка аналитической записки, включающая физико-географическое опискание региона КНР и его экономического положение. | Практические | 1 | 4 | ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.3. | Понятие базы данных. Работа в Excell и Access | Практические | 1 | 4 | ОПК-8, ОПК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.4. | сбор материала для аналитической записки и базы данных | Сам. работа | 1 | 12 | ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 4. Регион в научном дискурсе | ||||||
4.1. | Понятие регион в научном дискурсе. Географический, политический, экономический, этнический, территорально-административный подходы к региону. Западные и отчественные подходы к понятию регион. | Лекции | 1 | 6 | ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.2. | Теории регионоведения | Практические | 1 | 2 | ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.3. | Работа с источниками и литературой | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Физико-географическое описание выбранного региона КНР. 2. Территориально-административное выбранного региона КНР. 3. Составить отметить на карте КНР регионы Китая, опираясь на MARC |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Под ред. Барыгина И. Н. | РЕГИОНОВЕДЕНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Т. Г. Гребенникова, Д. А. Глазунов, И. В. Анисимова | Введение в регионоведение: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Михайленко Е.Б., Лебедева М.М. - под науч. ред. | РЕГИОНАЛИСТИКА. КЛАССИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. | РЕГИОНОВЕДЕНИЕ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ststs.gov.cn | |||
Э2 | bkrs.info | |||
Э3 | fgosvo.ru | |||
Э4 | https://www.loc.gov/marc/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
БКРС База данных "Депутатский корпус КНР" |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Программа Введение в регионоведение – это один из важнейших документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования объекта. Программу можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации. Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям. Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория – факты – теория. Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса. Программа исследований как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность исследования. Каждый этап – относительно самостоятельная часть познавательного процесса – характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему смыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы. Программа исследования состоит из двух основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, методы исследования, план исследования.Важное место в разработке программы исследования занимает формулирование гипотез, которые конкретизирует собой его главный методологический инструмент. Гипотеза – это вероятностное предположение о причинах явления, взаимосвязях между изучаемыми явлениями, структуре изучаемой проблемы, возможных подходах к решению проблем. Гипотеза дает направление исследования, влияет на выбор методов исследования и формулировку вопросов. Исследование должно подтвердить, отвергнуть или подкорректировать гипотезу. Главное требование, предъявляемое к выборкам в аналитическом исследовании, т. е. – репрезентативность: способность выборочной совокупности представить основные характеристики генеральной. Выборочный метод основан на двух принципах: взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик объекта и исследования и на правомерности выводов в целом при рассмотрении его части, которая по своей структуре является микромоделью целого, т. е. генеральной совокупности. В зависимости от специфики объекта осуществляется выбор методов сбора информации. Описание методов сбора информации предполагает обоснование выбранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических приемов работы с ними. Описание способов обработки информации предполагает указание, каким образом это будет производиться с использованием прикладных компьютерных программ. После составления программы исследования начинается организация полевого исследования. Программа исследования – документ, который организует и направляет в определенной последовательности исследовательскую деятельность, намечая пути ее осуществления. Подготовка программы исследования требует высокой квалификации и затрат времени. От качества программы во многом зависит успех эмпирического исследования. |