МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Историография Китая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-4-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 138
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 138 138 138 138
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Анисимова И.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Историография Китая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 - Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриат) утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 202. Квалификация (степень) - Бакалавр

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доц. Д.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доц. Д.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - выделить и охарактеризовать основные этапы развития отечественного и зарубежного китаеведения, систематизировать достижения современной синологии, обосновать проблемное поле современной историографии истории Китая.
Задачи курса: Определить хронологическую последовательность процесса накопления знаний о Китае; познакомить студентов с деятельностью выдающихся ученых, внесших значительный вклад в развитие отечественного востоковедения; раскрыть процесс организации преподавания китаеведческих дисциплин в России и зарубежом; выявить вклад русских ученых в организацию преподавания китайского языка в России; сформировать у студентов общие представления о развитии востоковедной науки в России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способность объяснять основные тенденции и закономерности исторического развития региона специализации (включая отдельные страны) в контексте всемирно-исторического процесса
ОПК-7 способность выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функционирование общественно-политических институтов в странах региона специализации
ПК-10 готовность вести учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу в образовательных организациях высшего образования
ПСК-1 способность описывать и анализировать общественно-политические, внешнеполитические, экономические, правовые реалии Китая на китайском и русском языках
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.хронологическую последовательность процесса накопления знаний о Китае;
основные этапы и закономерности в развитии научного китаеведения;
основные этапы профессионального и жизненного пути выдающихся русских ученых - исследователей Китая;
содержание проблемного поля современной отечественной историографии истории Китая;
категориальный и понятийный аппарат дисциплины; библиографию истории Китая;
базовые понятия историографии, основополагающие принципы историографии как научной дисциплины.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять причинно-следственные связи исторических событий и их отражение в отечественной и зарубежной историографии, анализировать актуальные этнокультурные проблемы региона специализации; характеризовать этические концепции и религиозные традиции и обосновывать их роль в духовной культуре Китая.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами научного анализа исторических процессов; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-исследовательской деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет, задачи и структура курса
1.1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Работа с терминологическим словарем курса Сам. работа 6 12 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Развитие научных знаний о Китае в европейской науке с эпохи древности до рубежа XVI–XVII в.
2.1. Уровень знаний о Китае в европейской научной мысли в древности и средневековье Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Средневековые европейские путешествия в Центральную Азию и Китай. Миссия Плано Карпини. Посольство Гильома де Рубрука. Марко Поло и его вклад в изучение Китая. Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Написание эссе по теме лекции Сам. работа 6 12 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Зарождение русского китаеведения (XVII в.)
3.1. Первые известия о Китае в России. Организация и осуществление первых дипломатических посольств Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Освоение Южной Сибири русскими в XVIII в. Выход на рубежи Центральной Азии и Китая Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Работа с историческими документами по теме лекции Сам. работа 6 12 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Учреждение Российской духовной миссии в Пекине и ее вклад в становление научного китаеведения в России
4.1. Причины и исторические обстоятельства учреждения Российской духовной миссии в Пекине. Отличительные черты русского китаеведения XVIII в. Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Научно-исследовательская деятельность РДМ. И. Россохин, А.Л. Леонтьев, А. Владыкин. Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Подготовка презентации по теме «Дипломатическая деятельность РДМ в XVIII - XIX в.» Сам. работа 6 12 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Бичурин и его вклад в развитие отечественного китаеведения
5.1. Жизненный путь Н.Я. Бичурина. Пекинский период научной работы Бичурина. Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.2. Петербургский период научной деятельности Н. Я. Бичурина. Вклад Н.Я. Бичурина в пропаганду и разработку методики преподавания китайского языка. Анализ основных научных трудов по истории Китая. Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Развитие отечественного китаеведения в первой половине XIX в. Китай в работах П.И. Кафарова и К.А. Скач
6.1. Основные черты и достижения отечественного китаеведения в первой половине XIX в. Вклад П.И. Кафарова и К.А. Скачкова в развитие отечественного китаеведения. Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.2. Анализ научных работ П.И. Кафарова Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.3. Анализ научных работ П.И. Кафарова Сам. работа 6 12 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. В.П. Васильев и формирование национальной китаеведческой школы
7.1. Формирование научных центров в России. Основные труды Васильева по истории Китая и сопредельных стран. Значение рукописного наследия В.П. Васильева Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.2. В.П. Васильев как исследователь буддизма. Научные труды отечественных ученых в области китайской идеологии и литературы Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.3. Анализ научных работ В.П. Васильева Сам. работа 6 12 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Достижения отечественной синологии во второй половине XIX в.
8.1. Развитие отечественного китаеведения во второй половине XIX в.: основные направления. Связи русского китаеведения с западноевропейской синологией. Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
8.2. Достижения европейской синологии второй половины XIX в. Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
8.3. Составление словаря персоналий «Ученые - исследователи Китая XIX в.» Сам. работа 6 12 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 9. Развитие отечественного китаеведения в начале XX в. Вклад В.М. Алексеева в развитие отечественной синологии
9.1. Формирование научного синологического центра на Дальнем Востоке. Восточный факультет Петербургского университета в начале XX в. Основные достижения отечественной синологии в начале XX в. Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.2. Научные исследования А.И. Иванова и В.М. Алексеева в области политической истории и духовной культуры Китая. Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.3. Анализ научных работ В.М. Алексеева Сам. работа 6 12 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 10. Основная проблематика советского китаеведения. Основные направления исследований отечественной синологии на современном этапе.
10.1. Становление советской историографии. Китаеведение в СССР во второй половине XX в. Анализ исследований в России. Круг проблем и основные направления исследований. Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
10.2. Советское востоковедение в 1917–1940-х гг. Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
10.3. Отечественное китаеведение в конце XX – начале XXI вв. Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
10.4. Основные тенденции развития зарубежной синологии на современном этапе Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
10.5. Анализ научных работ по теме лекции Сам. работа 6 12 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
10.6. Подготовка к зачету (с оценкой) Сам. работа 6 30 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Предмет, цели и задачи курса. Синология как отрасль научного знания.
2. Установление дипломатических и торговых отношений России с империй Цин в XVII в.
3. Дипломатическая деятельность русского правительства в Китае в XVII – начале XVIII в. практические и научные результаты.
4. Дипломатические посольства в Джунгарию в начале XVIII в. и их научное значение.
5. Путешествие первого официального русского посла в Китае Ф.И. Байкова и его результаты.
6. Учреждение Российской духовной миссии в Пекине. Ее научные и политические задачи. Деятельность Первой и Второй духовных миссий.
7. Научные труды И.К. Россохина и их историческое значение.
8. Результаты работы Четвертой и Пятой духовных миссий. А.Л. Леонтьев и его вклад в становление отечественного китаеведения.
9. Вклад в развитие отечественного китаеведения Н.Я. Бичурина. Жизненный путь ученого.
10. Пекинский период деятельности Бичурина.
11. Вклад Н.Я. Бичурина в становление школы преподавания китайского языка в России.
12. Петербургский период научной деятельности Н. Бичурина.
13. Павел Иванович Каменский и его роль в русском китаеведении.
14. Основные достижения отечественного китаеведения в первой половине XIX в.
15. Китай и Монголия в работах П.И. Кафарова.
16. Научная деятельность Е.Ф. Тимковского.
17. Историко-этнографическое значение исследований К.А. Скачкова.
18. Основные направления развитие отечественного китаеведения во второй половине XIX в.
19.Формирование научных центров в России. Работа кафедры китайского и маньчжурского языков в Казанском университете.
20. Становление научного центра китаеведения в Петербургском университете.
21. Китай в исследованиях В.П. Васильева.
22. Научная и преподавательская деятельность В.П. Васильева.
23. Развитие отечественного китаеведения во второй половине XIX в.: основные направления.
24. Вопросы мифологии и традиционной культуры Китая в работах С.М. Георгиевского.
25. П.С. Попов и его вклад в развитие школы преподавания китайского языка в России.
26. Формирование научного синологического центра на Дальнем Востоке в конце XIX века: его цели и задачи.
27. Исследование Китая в работах профессора Кюнера.
28. Основные направления развития отечественного китаеведения в начале XX в.
29 Основные достижения мировой синологии XVIII -XIX вв.
30. В.М. Алексеев и его вклад в развитие отечественного китаеведения.
31. Становление советской историографии. Советское востоковедение в 1917–1940-х гг.
32. Научные достижения и проблемы советского востоковедения 1960–1980-х гг.
33. Отечественное китаеведение в конце XX – начале XXI вв.
34. Современный уровень исследований мировой синологии.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Илларион Россохин и начало изучения маньчжурского и китайского языков в России.
2. А. Л. Леонтьев и его преподавательская и научная деятельность.
3. Труды по маньчжуристике Антона Владыкина. Учебные пособия и словари А. Владыкина по маньчжурскому языку.
4. К.А. Скачков в составе Тринадцатой духовной миссии в Пекине. Изучение К.А. Скачковым вопросов сельского хозяйства в Китае, фольклора, быта китайских крестьян.
5. Этнографические записки о народах Синьцзяна в дневниках К.А. Скачкова.
6. Составление К.А. Скачковым ценной коллекции китайских рукописей по истории Синьцзяна. Собрание уникальной библиотеки редких книг, рукописей, карт на китайском языке.
7. Изучение К.А. Скачковым вопросов русско – китайской торговли.
8. Китаеведы русской Маньчжурии.
9. Национальная организация «исследователей-пржевальцев» и другие научные общества Харбина; их роль в изучении Северного и Северо-Восточного Китая.
10. Н.И. Конрад как китаевед.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС по курсу в полном объеме размещен в Электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1063

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Наумова Г.Р. ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ РОССИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соколов А. Б. ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. СОВРЕМЕННЫЕ ЗАПАДНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Дацышен В. Г. История российско-китайских отношений в конце XIX – начале ХХ вв.: Научные монографии Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Э2 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER?
Э3 http://sbiblio.com/biblio/
Э4 http://www.isras.ru/
Э5 http://www.bibliotekar.ru
Э6 Электронная библиотека восточной литературы [ http://www.vostlit.info ]
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER
http://sbiblio.com/biblio/
http://www.isras.ru/
http://www.bibliotekar.ru
Электронная библиотека восточной литературы [ http://www.vostlit.info ]

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «Историография Китая» студентам предстоит актуализировать знания по истории Китая, истории России, этнографии региона. Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (18 часов лекционных и 24 часа практических занятий) . Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента (42 часа). Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении практических заданий, умении рационально организовать свое учебное время.
Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов, изучении рекомендованной литературы.
На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе подготовки знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление.
Web - сопровождением аудиторных занятий является электронный учебно-методический комплекс дисциплины, расположенный по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1063
Работа с ним является обязательной для студентов. Темы ЭУМКД включают в себя вопросы для обсуждения, планы семинаров, задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы и задания. Подготовится к лекции, семинару, выполнению самостоятельной работы помогут дополнительные материалы, расположенные в темах. Тема считается пройденной, если студент выполнил все задания для самостоятельной работы, контрольные задания, расположенные в теме.
Курс завершается итоговым тестом.
Итоговая аттестация происходит в виде зачета. Итоговая оценка складывается из:
Посещаемость аудиторных занятий: 5 - 10
Активность работы на занятиях: 5 - 15
Самостоятельная работа студентов (через систему Moodle): 25 - 50
Итоговая аттестация: 15 - 25
Итоговая сумма баллов за курс: 50 - 100
49 баллов и менее - «незачет».
50 - 100 баллов – «зачет».
Устанавливается следующее соответствие посещаемости занятий (% присутствия от общего числа аудиторных часов по данной дисциплине) баллам БРС:
менее 50% занятий - 0 баллов;
50%-85% занятий - 5 баллов;
86%-100% занятий - 10 баллов.
Проверка посещаемости осуществляется преподавателем в начале занятия.
Опоздание студента более чем на 10 минут считается пропуском занятия. Преподаватель имеет право не допускать к занятию студента, опоздавшего более чем на 10 минут.
Баллы за активность студента на занятии
Активность студента на занятии предполагает: активное обсуждение на семинарах вопросов, поднимаемых преподавателем; участие в дискуссии, успешное выступление на лекционном или семинарском занятии с презентацией и докладом по теме, одобренной преподавателем. Данный вид работы оценивается в max 3 балла за одно занятие.
Баллы за самостоятельную работу студентов через систему Moodle
0 баллов - самостоятельная работа не выполнена либо все задания выполнены на неудовлетворительную оценку;
10 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в не полном объеме (не менее 75% заданий), все работы в среднем достойны оценки не ниже хорошей;
20 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны удовлетворительной оценки;
40 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны хорошей оценки;
50 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы достойны отличной оценки.