Закреплена за кафедрой | Кафедра экономической географии и картографии |
---|---|
Направление подготовки | 21.03.02. Землеустройство и кадастры |
Профиль | Управление земельными ресурсами |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 7 ЗЕТ |
Учебный план | 21_03_02_УЗР-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 16 | 18 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 | 28 | 28 |
Практические | 30 | 30 | 32 | 32 | 62 | 62 |
Сам. работа | 64 | 64 | 71 | 71 | 135 | 135 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 144 | 144 | 252 | 252 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономической географии и картографии
Протокол от 20.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент
1.1. | развитие у бакалавров навыков использования методов ДЗ при съемке земной поверхности и при решении прикладных задач, формирование навыков применения фотографической техники и специализированных программных продуктов при обработке аэрокосмических снимков и снимков, полученных с поверхности земли; приобретение знаний о физических основах производства аэро- и космических съёмок, геометрических свойствах снимков, технологий фотограмметрической обработки и дешифрования снимков, приобретения навыков применения данных дистанционного зондирования в геодезии, землеустройстве и кадастрах. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | способностью осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий |
ПК-11 | способностью использовать знания современных методик и технологий мониторинга земель и недвижимости |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | способы поиска, хранения, обработки и анализа информации из различных источников и баз данных; содержание информационных, компьютерных и сетевых технологий представления актуальных данных в требуемом формате; способах, методах и компьютерных технологиях фотограмметрической обработки и анализа материалов аэрокосмического зондирования; возможности использования современных методик и технологий мониторинга земель и недвижимости, компьютерные методы и технологии обработки материалов дистанционного зондирования. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из актуальных источников; использовать современные методы и компьютерные технологии фотограмметрической обработки и дешифрирования материалов аэрокосмической съемки для целей мониторинга и управления земельными ресурсами; использовать знания и методы получения данных дистанционного зондирования с учетом технологии (типа) аэрокосмической съемки для задач управления земельными ресурсами, применять компьютерные методы и технологии обработки материалов дистанционного зондирования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами поиска, хранения, обработки и анализа информации, представляющей интерес для мониторинга и управления земельными ресурсами; информационными, компьютерными и сетевыми технологиями представления актуальных данных; методами и технологиями фотограмметрической обработки, дешифрирования и интерпретации материалов аэрокосмической съемки; современными методиками и технологиями мониторинга земель и недвижимости; знаниями и методами в части получения доступа к данным дистанционного зондирования с учетом используемой технологии аэрокосмической съемки и качества снимков для инвентаризации и управления земельными ресурсами; компьютерные методами, алгоритмами и программами обработки материалов дистанционного зондирования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общие сведения о фотограмметрии | ||||||
1.1. | Предмет фотограмметрии, ее содержание и задачи. Фототопография и фототопографические съемки. Прикладная фотограмметрия. История развития фотограмметрии | Лекции | 3 | 6 | ОПК-1, ПК-11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | История развития фотограмметрии | Сам. работа | 3 | 21 | ОПК-1, ПК-11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Оптические и геометрические основы фотограмметрии | ||||||
2.1. | Построение изображения в фотокамере. Характеристика фотографических объективов. Характеристика фотографических материалов. Принцип получения цифровых снимков. Центральная проекция снимка и ортогональная проекция плана. Элементы центральной проекции и ее свойства. Получение снимков местности. Технические средства аэро- и наземной фотосъемки. Летательные аппараты. Аэрофотоаппараты. Вспомогательное аэрофотосъёмочное оборудование. Оборудование для фотографирования с земли. Основные характеристики фотограмметрических цифровых камер. | Лекции | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Изучение устройства аэрофотоаппарата (АФА). | Практические | 3 | 10 | ОПК-1, ПК-11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Изучение устройства лазерных и радарных съемочных систем. | Практические | 3 | 10 | ОПК-1, ПК-11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.4. | Оптические и геометрические основы фотограмметрии | Сам. работа | 3 | 21 | ОПК-1, ПК-11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. Аналитические основы одиночного снимка | ||||||
3.1. | Системы координат точек местности и снимка. Элементы ориентирования снимка. Зависимость между пространственными и плоскими координатами точки снимка. Зависимость между координатами точки местности и снимка. Зависимость между координатами точки горизонтального и наклонного снимков. Масштаб снимка. . Смещение точек и искажение направлений, вызванное наклоном снимка. Смещение точек и направлений на снимке, вызванное рельефом местности. Определение элементов внешнего ориентирования снимка. | Лекции | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Изучение способов проведения плановой съемки и стереосъемки. | Практические | 3 | 10 | ОПК-1, ПК-11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.3. | Аналитические основы одиночного снимка | Сам. работа | 3 | 22 | ОПК-1, ПК-11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 4. Теория пары снимков | ||||||
4.1. | Стереоскопическая пара снимков и элементы ее ориентирования. Зависимость между координитами точки местности и координатами ее изображения на паре снимков. Элементы взаимного ориентирования пары снимков. Уравнение взаимного ориентирования пары снимков. Определение элементов взаимного ориентирования. Построение модели с преобразованием связок проектирующих лучей. Внешнее ориентирование модели. Двойная обратная пространственная фотограмметрическая засечка. Особенности теории наземной фотограмметрии. Основные виды наземной стереофотограмметрической съемки. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.2. | Изучение элементов центральной проекции, свойств и искажений снимка. | Практические | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.3. | Построение на аэрофотоснимках элементов центральной проекции. | Практические | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.4. | Построение изображения фигуры с заданными координатами на эпюре сжатия и растяжения. | Практические | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.5. | Теория пары снимков | Сам. работа | 4 | 20 | ОПК-1, ПК-11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 5. Стереоскопическое зрение, измерение снимков и модели | ||||||
5.1. | Основы стереоскопического зрения. Стереоскопический эффект, простейшие стереоприборы. Особенности измерения цифровых снимков. | Лекции | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.2. | Геометрическая коррекция АФС | Практические | 4 | 6 | ОПК-1, ПК-11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.3. | Построение изображения фигуры с заданными координатами на эпюре сжатия и растяжения. | Практические | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.4. | Стереоскопическое зрение, измерение снимков и модели | Сам. работа | 4 | 20 | ОПК-1, ПК-11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 6. Технологии фототопографических съемок | ||||||
6.1. | Основные технологические схемы. Стереотопографический метод АФС. Технологически схемы. Летно-съемочный процесс. Трансформирование снимков и составление фотоплана. Понятие о привязке снимков. Фототриангуляция. Технологии, основанные на обработке фотоснимков. Ортофототрансформирование. Автоматизация обработки снимков на фотограмметрическом оборудовании. Особенности цифрового трансформирования и составления фотоплана. Назначение и области применения цифрового трансформирования снимков. Точности цифровых трансформированных фотоснимков и фотопланов. Основные сведения о векторизации. Построение цифровых моделей. | Лекции | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
6.2. | Расчет параметров топографической АФС | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
6.3. | Определение масштаба аэрофотоснимка. | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
6.4. | Технологии фототопографических съемок | Сам. работа | 4 | 20 | ОПК-1, ПК-11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 7. Понятие о дистанционном зондировании | ||||||
7.1. | Дистанционное зондирование и аэрокосмические методы: понятия и содержание. Виды дистанционного зондирования Земли. Съемочные системы в ДЗЗ. Пассивная и активная съемка. Мультиспектральная съемка. Классификация снимков и съемочных систем. Методы дешифрирования цифровых снимков и их использование в землеустройстве и кадастре | Лекции | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
7.2. | Методы преобразования координат с помощью пакетов программ: ГИС MapInfo, GeoCalculator (ЦФС Photomod), пакет ENVI 5.0 | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
7.3. | Геопривязка снимков с использованием пакета ENVI 5.0. | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
7.4. | Методыдешифрирования на основе алгоритмов классификации с обучением и без обучения (пакет ENVI 5.0) | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
7.5. | Понятие о дистанционном зондировании | Сам. работа | 4 | 11 | ОПК-1, ПК-11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
7.6. | Подготовка к экзамену | Экзамен | 4 | 27 | ОПК-1, ПК-11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | под ред. В.М. Владимиров. | Дистанционное зондирование Земли : учебное пособие | Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014 | biblioclub.ru |
Л1.2 | К.В. Шошина; Р.А. Алешко | Геоинформационные системы и дистанционное зондирование. Ч.1.: учебник | Архангельск : ИД САФУ, 2014 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Е. Г. Капралов [и др.] | Геоинформатика: учеб. для вузов: в 2 кн. Кн.2 | М. : Академия, 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | kosmosnimki.ru | |||
Э2 | maps.kosmosnimki.ru | |||
Э3 | Курс в Moodle «Фотограмметрия и дистанционное зондирование» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная) ENVI – лицензия Teaching License №503626-1 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
406М | лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед. |
106Л | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Фотограмметрия и дистанционное зондирование» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Фотограмметрия и дистанционное зондирование» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Фотограмметрия и дистанционное зондирование» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные практикумы по дисциплине «Фотограмметрия и дистанционное зондирование» не предусмотрены. 8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Курсовые работы по дисциплине «Фотограмметрия и дистанционное зондирование» не предусмотрены. 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Фотограмметрия и дистанционное зондирование» Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |