МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Компьютерная графика и издательские системы
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра прикладной информатики в экономике, государственном и муниципальном управлении
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИЭ-234-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. техн. наук, доцент, Данько Е. В.

Рецензент(ы):
канд. техн. наук, доцент, Трошкина Г. Н.

Рабочая программа дисциплины
Компьютерная графика и издательские системы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра прикладной информатики в экономике, государственном и муниципальном управлении

Протокол от 31.08.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. физ.-мат.наук, Юдинцев А. Ю.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра прикладной информатики в экономике, государственном и муниципальном управлении

Протокол от 31.08.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд. физ.-мат.наук, Юдинцев А. Ю.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.знакомство слушателей с основами компьютерной графики, настольной издательской системой LaTeX;
знакомство слушателей с прёмами создания научно-технических публикаций любой сложности;
приобретение практических навыков и умений использования графических данных в научно-технических публикациях, подготовки программной документации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: способностью разрабатывать, внедрять и адаптировать прикладное программное обеспечение
ПК-4: способностью документировать процессы создания информационных систем на стадиях жизненного цикла
ПК-8: способностью программировать приложения и создавать программные прототипы решения прикладных задач
ПК-16: способностью осуществлять презентацию информационной системы и начальное обучение пользователей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.терминологию, применяемую в компьютерной графике и издательских системах;
примеры использования издательских технологий в сопроводительной документации к программным продуктам;
способы автоматизированной генерации, обработки и конвертации графических данных;
способы оптимального создания и публикации научно-технической документации.
3.2.Уметь:
3.2.1.создавать и обрабатывать графические данные;
работать в открытых издательских системах;
писать скрипты для автоматической обработки графических данных;
создавать научно-техническую документацию любой сложности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.создания и обработки растровой и векторной графики;
допечатной подготовки статей, отчётов, технической документации;
написания скриптов для автоматической обработки графических данных;
создания научно-технической документации любой сложности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Компьютерная графика.
1.1. Основные понятия компьютерной графики. Векторная графика. Растровая графика. Фрактальная графика. Трёхмерная графика. Лекции 3 1 ПК-2, ПК-8, ПК-16 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 3 6 ПК-2, ПК-8, ПК-16 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.3. Форматы файлов. Конвертеры файлов. Деловая и научная графика. Лекции 3 1 ПК-2, ПК-8, ПК-16 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.4. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 3 6 ПК-2, ПК-8, ПК-16 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.5. Работа с векторной графикой. Лабораторные 3 1 ПК-2, ПК-8, ПК-16 Л2.3
1.6. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 3 8 ПК-2, ПК-8, ПК-16 Л2.3
1.7. Основные приёмы работы с растровой графикой. Обработка цифровых фотографий. Лабораторные 3 1 ПК-2, ПК-8, ПК-16 Л2.3
1.8. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 3 8 ПК-2, ПК-8, ПК-16 Л2.3
1.9. Конвертеры графических файлов. Основы инженерной и научной графики. Лабораторные 3 1 ПК-2, ПК-8 Л2.3
1.10. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 3 8 ПК-2, ПК-8 Л2.3
Раздел 2. Издательские технологии
2.11. Издательские системы. Введение в LaTeX. Команды в LaTeX. Буквы и символы. Шрифты. Строки, абзацы, страницы. Форматирование текста. Боксы. Структура печатного документа. Главный файл (проект). Команды в LaTeX (углубленное рассмотрение). Стиль документа. Лекции 3 1 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-16 Л3.1, Л1.1
2.12. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 3 8 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-16 Л3.1, Л1.1
2.13. Документирование программного кода. Простой текст. Компиляция, ошибки. Выбор шрифтов. Команды и окружения. Акценты и символы. Лабораторные 3 1 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-16 Л1.1
2.14. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 3 10 ПК-4, ПК-16 Л1.1
2.15. Строки, абзацы, страницы. Форматирование текста. Структура документа. Стиль документа. Лабораторные 3 1 ПК-4, ПК-16 Л1.1
2.16. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 3 16 ПК-4, ПК-16 Л1.1
2.17. Математика в LaTeX'e (с расширением AMS). Таблицы в LaTeX'e. Графика в LaTeX'e. Лекции 3 1 ПК-4, ПК-16 Л1.1
2.18. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 3 16 ПК-4, ПК-16 Л1.1, Л2.1
2.19. Математика в LaTeX'e. Таблицы. Графика. Лабораторные 3 1 ПК-4, ПК-16 Л1.1
2.20. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 3 8 ПК-4, ПК-16 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложения.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложения.
Приложения
Приложение 1.   FOS-z.pdf

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Беляков Н.С., Палош В.Е., Садовский П.А. TEX для всех. Оформление учебных и научных работ в системе LATEX: учеб. пособие Либроком, 2009 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=447830
Л1.2 Журенков О. В. Информационные технологии: учебное пособие Алтайская академия экономики и права, 2013 https://speakerdeck.com/zhur/informatsionnyie-tiekhnologhii
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Перемитина, Т. О. Компьютерная графика: учебное пособие: Эль Контент, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=208688
Л2.2 Шпаков П. С. , Юнаков Ю. Л. , Шпакова М. В. Основы компьютерной графики: учебное пособие: Сибирский федеральный университет, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=364588
Л2.3 И.П. Хвостова, О.Л. Серветник и др. Компьютерная графика:: учебное пособие СКФУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457391
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Н. В. Волков Создание презентаций в LATEX с использованием класса документов BEAMER: Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Компьютерная графика и издательские системы (ПИп) http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2504
Э2 Inkscape на русском http://inkscape.paint-net.ru/
Э3 Уроки Inkscape Гиперссылка http://openarts.ru/tutorials/inkscape/
Э4 Gimp на русском http://www.progimp.ru/gimp/
Э5 Уроки Gimp http://www.gimpart.org/vse-uroki-gimp
Э6 Официальный сайт Netpbm http://netpbm.sourceforge.net/
Э7 Официальный сайт ImageMagick https://www.imagemagick.org/script/index.php
Э8 Русскоязычная документация по ImageMagick http://help.ubuntu.ru/wiki/imagemagick
Э9 10 ключевых функций ImageMagick https://onthe.io/learn/ru/category/graphic/10-%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D1%85-%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B9-ImageMagick
Э10 Официальный сайт GNUplot http://www.gnuplot.info/
Э11 GNUplot в вопросах и ответах http://gnuplot.ikir.ru/
Э12 Работа в системе LaTeX https://www.intuit.ru/studies/courses/1137/137/info
Э13 Работа в системе LaTeX 3 https://www.intuit.ru/intuituser/communication/communities/community/7665
Э14 The LaTeX Project https://www.latex-project.org/
Э15 TeX Live http://tug.org/texlive/
Э16 LaTeX на Хабрахабр https://habrahabr.ru/hub/latex/
Э17 LaTeX — Викиучебник https://ru.wikibooks.org/wiki/LaTeX
Э18 LaTeX в России http://www.inp.nsk.su/~baldin/LaTeX/
Э19 Оформление научных результатов: интеграция LaTeX и Gnuplot https://habrahabr.ru/post/250087/
Э20 Официальный сайт Doxygen http://www.stack.nl/~dimitri/doxygen/
Э21 Doxygen на русском http://doxygen.netserv.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Far,
OpenOffice,
Firefox/Chrome/Chromium/Edge,
Inkscape,
Gimp,
Netpbm,
ImageMagick,
GNUplot,
TeX Live,
Kile/TeXmaker,
doxygen+doxywizard.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Не предусмотрены.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит слушателей с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях слушатель получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2624