МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономико-математические методы и моделирование в землеустройстве

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильУправление земельными ресурсами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_УЗР-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.-х.н., старший преподаватель кафедры экономической географии и картографии, Латышева О.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Экономико-математические методы и моделирование в землеустройстве

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.10.2015г. №1084)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование теоретических представлений об экономико-математических методах, моделировании и математических моделях и их применении в землеустройстве.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
ПК-5 способностью проведения и анализа результатов исследований в землеустройстве и кадастрах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия экономико-математического моделирования, принципы построения математических моделей, типы математических моделей, используемых в землеустройстве, экономическую сущность, количественные и качественные характеристики экономических явлений и процессов, протекающих в отраслях народного хозяйства, связанных с использованием земельных ресурсов.
3.2.Уметь:
3.2.1.оперировать профессиональной терминологией, Уметь использовать знания о современных экономико-математических моделях при составлении проектов землеустройства, интерпретировать результаты моделирования для принятия управленческих решений, применять экономико-статистические модели и функции при сборе и обработке информации (без данных) для целей землеустройства, земельного и городского кадастра, мониторинга земель.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.представлениями о развитии экономико-математических методов в землеустроительной науке, представлениями о порядке экономико-математического моделирования, навыками составления экономико-математических моделей, используемых в землеустройстве, решением оптимизационных задач с использованием методов линейного программирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Общие сведения об экономико-математических моделях и моделировании в землеустройстве
1.1. Понятие модели и моделирова-ния. Классификация моделей. Необходимость и возможность применения математических методов и моделей в землеустройстве. Основные этапы развития математического моделирования в аграрно-экономической и землеустроительной науке. Классификация математических моделей, применяемых в землеустройстве. Лекции 6 2 ОК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.2. Основные этапы развития математического моделирования в аграрно-экономической и землеустроительной науке. 1. Математическое моделирование экономических процессов в сельском хозяйстве 2. Применение экономико-математических методов и моделей в землеустройстве Практические 6 6 ОК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.3. Общие сведения об экономико-математических моделях и моделировании в землеустройстве Сам. работа 6 6 ОК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Раздел 2. Экономико-статистическое моделирование
2.1. Общие сведения об экономико-статистическом моделировании. Основные элементы и стадии экономико-статистического моделирования. Виды производственных функций и способы их представления Лекции 6 4 ОК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.2. Расчет параметров производственных функций Практические 6 4 ОК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.3. Экономико-статистическое моделирование Сам. работа 6 8 ОК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Раздел 3. Корреляционно-регрессионное моделирование в землеустройстве
3.1. Понятие коэффициентов корреляции и их вычисление Оценка погрешностей определения моделей. Оценка значимости представления производственной функции, полученного по результатам выборочных наблюдений Лекции 6 4 ОК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.2. Построение и оценка корреляционно-регрессионных моделей Практические 6 8 ОК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.3. Корреляционно-регрессионное моделирование в землеустройстве Сам. работа 6 12 ОК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 4. Раздел 4. Применение производственных функций для решения землеустроительных
4.1. Основные экономические характеристики производственных функций. Оптимизация интенсивности использования земли при землеустройстве. Анализ показателей использования земли Установление оптимального уровня интенсивности использования земли т Планирование урожайности сельскохозяйственных культур Лекции 6 2 ОК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.2. Расчет интенсивности использования земли при землеустройстве. 1. Анализ показателей использования земли 2. Установление оптимального уровня интенсивности использования земли 3. Обоснование укрупнения (разукрупнения) сельскохозяйственных предприятий с использованием кинетической функции Практические 6 6 ОК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.3. Применение производственных функций для решения землеустроительных Сам. работа 6 8 ОК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 5. Раздел 5. Применение симплекс-метода в землеустройстве
5.1. Симплекс-метод. Геометрическая интерпретация. Основные элементы симплекс-метода. Схема построения двойственной задачи линейного программирования. Сопоставление оптимальных решений прямой и двойственной задач Лекции 6 4 ОК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
5.2. Применение симплекс-метода при решении землеустроительных задач. Практические 6 6 ОК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
5.3. Применение симплекс-метода в землеустройстве Сам. работа 6 12 ОК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 6. Раздел 6. Распределительная (транспортная) модель в землеустройстве
6.1. Постановка распределительных задач. Методы определения опорного плана в распределительных задачах. Метод потенциалов. Особые случаи постановки и решения распределительных задач Лекции 6 2 ОК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
6.2. Решение проблемы закрепления пастбищ за животноводческими фермами средствами распределительной модели. Практические 6 6 ОК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1
6.3. Распределительная (транспортная) модель в землеустройстве Сам. работа 6 8 ОК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Максимов С.Н. Экономика недвижимости: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дубина И.Н. Основы математического моделирования социально-экономических процессов: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/AE81649F-D411-4FF5-8733-614106E0D831.
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 В. И. Крышка Экономика недвижимости: учеб.-метод. комплекс Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Экономико-математические методы и моделирование в землеустройстве»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Экономико-математические методы и моделирование в землеустройстве» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Экономико-математические методы и моделирование в землеустройстве» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Экономико-математические методы и моделирование в землеустройстве» не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Экономико-математические методы и моделирование в землеустройстве» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Экономико-математические методы и моделирование в землеустройстве»
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Экономико-математические методы и моделирование в землеустройстве», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.