Закреплена за кафедрой | Кафедра экономической географии и картографии |
---|---|
Направление подготовки | 21.03.02. Землеустройство и кадастры |
Профиль | Управление земельными ресурсами |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 21_03_02_УЗР-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 54 | 54 | 54 | 54 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономической географии и картографии
Протокол от 20.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент
1.1. | формирование теоретических представлений об экономико-математических методах, моделировании и математических моделях и их применении в землеустройстве. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-3 | способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности |
ПК-5 | способностью проведения и анализа результатов исследований в землеустройстве и кадастрах |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные понятия экономико-математического моделирования, принципы построения математических моделей, типы математических моделей, используемых в землеустройстве, экономическую сущность, количественные и качественные характеристики экономических явлений и процессов, протекающих в отраслях народного хозяйства, связанных с использованием земельных ресурсов.
|
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | оперировать профессиональной терминологией, Уметь использовать знания о современных экономико-математических моделях при составлении проектов землеустройства, интерпретировать результаты моделирования для принятия управленческих решений, применять экономико-статистические модели и функции при сборе и обработке информации (без данных) для целей землеустройства, земельного и городского кадастра, мониторинга земель. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | представлениями о развитии экономико-математических методов в землеустроительной науке, представлениями о порядке экономико-математического моделирования, навыками составления экономико-математических моделей, используемых в землеустройстве, решением оптимизационных задач с использованием методов линейного программирования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Общие сведения об экономико-математических моделях и моделировании в землеустройстве | ||||||
1.1. | Понятие модели и моделирова-ния. Классификация моделей. Необходимость и возможность применения математических методов и моделей в землеустройстве. Основные этапы развития математического моделирования в аграрно-экономической и землеустроительной науке. Классификация математических моделей, применяемых в землеустройстве. | Лекции | 6 | 2 | ОК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.2. | Основные этапы развития математического моделирования в аграрно-экономической и землеустроительной науке. 1. Математическое моделирование экономических процессов в сельском хозяйстве 2. Применение экономико-математических методов и моделей в землеустройстве | Практические | 6 | 6 | ОК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
1.3. | Общие сведения об экономико-математических моделях и моделировании в землеустройстве | Сам. работа | 6 | 6 | ОК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 2. Раздел 2. Экономико-статистическое моделирование | ||||||
2.1. | Общие сведения об экономико-статистическом моделировании. Основные элементы и стадии экономико-статистического моделирования. Виды производственных функций и способы их представления | Лекции | 6 | 4 | ОК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
2.2. | Расчет параметров производственных функций | Практические | 6 | 4 | ОК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
2.3. | Экономико-статистическое моделирование | Сам. работа | 6 | 8 | ОК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 3. Раздел 3. Корреляционно-регрессионное моделирование в землеустройстве | ||||||
3.1. | Понятие коэффициентов корреляции и их вычисление Оценка погрешностей определения моделей. Оценка значимости представления производственной функции, полученного по результатам выборочных наблюдений | Лекции | 6 | 4 | ОК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
3.2. | Построение и оценка корреляционно-регрессионных моделей | Практические | 6 | 8 | ОК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
3.3. | Корреляционно-регрессионное моделирование в землеустройстве | Сам. работа | 6 | 12 | ОК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 4. Раздел 4. Применение производственных функций для решения землеустроительных | ||||||
4.1. | Основные экономические характеристики производственных функций. Оптимизация интенсивности использования земли при землеустройстве. Анализ показателей использования земли Установление оптимального уровня интенсивности использования земли т Планирование урожайности сельскохозяйственных культур | Лекции | 6 | 2 | ОК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
4.2. | Расчет интенсивности использования земли при землеустройстве. 1. Анализ показателей использования земли 2. Установление оптимального уровня интенсивности использования земли 3. Обоснование укрупнения (разукрупнения) сельскохозяйственных предприятий с использованием кинетической функции | Практические | 6 | 6 | ОК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
4.3. | Применение производственных функций для решения землеустроительных | Сам. работа | 6 | 8 | ОК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 5. Раздел 5. Применение симплекс-метода в землеустройстве | ||||||
5.1. | Симплекс-метод. Геометрическая интерпретация. Основные элементы симплекс-метода. Схема построения двойственной задачи линейного программирования. Сопоставление оптимальных решений прямой и двойственной задач | Лекции | 6 | 4 | ОК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
5.2. | Применение симплекс-метода при решении землеустроительных задач. | Практические | 6 | 6 | ОК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
5.3. | Применение симплекс-метода в землеустройстве | Сам. работа | 6 | 12 | ОК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 6. Раздел 6. Распределительная (транспортная) модель в землеустройстве | ||||||
6.1. | Постановка распределительных задач. Методы определения опорного плана в распределительных задачах. Метод потенциалов. Особые случаи постановки и решения распределительных задач | Лекции | 6 | 2 | ОК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
6.2. | Решение проблемы закрепления пастбищ за животноводческими фермами средствами распределительной модели. | Практические | 6 | 6 | ОК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
6.3. | Распределительная (транспортная) модель в землеустройстве | Сам. работа | 6 | 8 | ОК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Максимов С.Н. | Экономика недвижимости: Учебник и практикум | М : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Дубина И.Н. | Основы математического моделирования социально-экономических процессов: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru/book/AE81649F-D411-4FF5-8733-614106E0D831. |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | В. И. Крышка | Экономика недвижимости: учеб.-метод. комплекс | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная) 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Экономико-математические методы и моделирование в землеустройстве» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Экономико-математические методы и моделирование в землеустройстве» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Экономико-математические методы и моделирование в землеустройстве» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные практикумы по дисциплине «Экономико-математические методы и моделирование в землеустройстве» не предусмотрены. 8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Курсовые работы по дисциплине «Экономико-математические методы и моделирование в землеустройстве» не предусмотрены. 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Экономико-математические методы и моделирование в землеустройстве» Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Экономико-математические методы и моделирование в землеустройстве», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса. Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |