МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии моделирования бизнеса

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИЭ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 12 12 12 12
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Журенков О. В.

Рецензент(ы):
канд. техн. наук, доцент, Трошкина Г. Н.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии моделирования бизнеса

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 10.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р. техн. наук, профессор Псарёв В. И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 10.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д-р. техн. наук, профессор Псарёв В. И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.познакомить слушателей с методикой моделирования бизнес-архитектуры предприятия;
познакомить слушателей с нотациями бизнес-моделирования;
научить построению бизнес-процессов в нотации BPMN;
познакомить слушателей с современными CASE-системами бизнес-моделирования и построения электронного бизнеса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-23 способностью применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач
ПК-24 способностью готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные положения, применяемые в организационном моделировании и моделировании бизнес-процессов;
терминологию, применяемую в организационном моделировании и моделировании бизнес-процессов;
нотации и технологии бизнес-моделирования;
назначения и примеры применения организационного и бизнес моделирования.
современные программные системы бизнес-моделирования.
3.2.Уметь:
3.2.1.находить в открытых источниках необходимую информацию для анализа предметной области, связанной с выбранным направлением бизнеса;
использовать информацию для анализа предметной области, связанной со своим бизнесом;
строить бизнес-процессы в нотации BPMN;
работать с современными CASE-системами бизнес-моделирования;
работать с современными системами электронного бизнеса.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.построения бизнес-процессов в нотации BPMN;
работы с современными CASE-системами бизнес-моделирования;
поиска информации в открытых источниках;
организационного анализа бизнеса;
анализа и реинжиниринга бизес-процессов компании.
работы с современными системами электронного бизнеса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Модели и моделирование. Моделирование в экономике. Лекции 4 2 ПК-23, ПК-24 Л1.1
1.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 4 2 ПК-23, ПК-24 Л1.1
Раздел 2. Организационно-функциональное моделирование предприятия
2.1. Полная бизнес-модель компании. Шаблоны организационного бизнес-моделирования. Построение организационно-функциональной модели компании. Построение модели описания бизнес-архитектуры. Метрики в бизнес-моделировании. Инструментальные средства организационного моделирования. Лекции 4 4 ПК-23, ПК-24 Л2.2, Л1.1
2.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 4 6 ПК-23, ПК-24 Л2.2, Л1.1
2.3. Построение бизнес-архитектуры компании. Практические 4 6 ПК-23, ПК-24 Л2.2, Л1.1
2.4. Доработка практической работы. Сам. работа 4 10 ПК-23, ПК-24 Л2.2, Л1.1
2.5. Бизнес-архитектура компании в cистеме «ОРГ-МАСТЕР». Лабораторные 4 2 ПК-23, ПК-24 Л2.2, Л1.1
2.6. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 4 ПК-23, ПК-24 Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Моделирование бизнес-процессов
3.1. Метод структурного анализа и проектирования (SADT). Лекции 4 2 ПК-23, ПК-24 Л2.2, Л2.3
3.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 4 2 ПК-23, ПК-24 Л2.2, Л2.3
3.3. Стандарт моделирования процессов BPMN. Лекции 4 4 ПК-23, ПК-24 Л2.1, Л2.3
3.4. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 4 4 ПК-23, ПК-24 Л2.1, Л2.3
3.5. Построение бизнес-процессов в среде BizAgi Modeler. Практические 4 4 ПК-23 Л2.1, Л2.3
3.6. Доработка практической работы. Сам. работа 4 8 ПК-23 Л2.1, Л2.3
3.7. Функциональная модель организации. Диаграммы процессов в CASE-системе ELMA. Лабораторные 4 4 ПК-23 Л2.1, Л2.3
3.8. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 8 ПК-23 Л2.1, Л2.3
Раздел 4. Бизнес-архитектура в модели архитектуры предприятия
4.1. Основные понятия архитектуры предприятия. Домены архитектуры предприятия. Лекции 4 2 ПК-23, ПК-24 Л2.1, Л2.3, Л1.2
4.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 4 2 ПК-23, ПК-24 Л2.1, Л2.3, Л1.2
4.3. Знакомство со средой IBM WebSphere Business Modeler Advanced. Практические 4 4 ПК-23, ПК-24 Л2.1, Л2.3
4.4. Доработка практической работы. Сам. работа 4 8 ПК-23, ПК-24 Л2.1, Л2.3
4.5. Бизнес-архитектура. Построение модели описания бизнес-архитектуры. Метрики в бизнес-моделировании. Лекции 4 2 ПК-23, ПК-24 Л2.1, Л2.3, Л1.2
4.6. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 4 2 ПК-23, ПК-24 Л2.1, Л2.3, Л1.2
4.7. Архитектура предприятия в IBM WebSphere Business Modeler Advanced. Лабораторные 4 4 ПК-23 Л2.1, Л2.3
4.8. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 8 ПК-23 Л2.1, Л2.3
4.9. Моделирование и анализ бизнес-процессов в IBM WebSphere Business Modeler Advanced. Лабораторные 4 2 ПК-23 Л2.1, Л2.3
4.10. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 4 2 ПК-23 Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложения.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Преображенская Т. В. , Муртазина М. Ш. , Алетдинова А. А. Управление проектами: учебное пособие Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2018 biblioclub.ru
Л1.2 Данилин А. В., Слюсаренко А. И. ИТ-стратегия: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Долганова О.И., Виноградова Е.В., Лобанова А.М. Моделирование бизнес-процессов: Учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2019 urait.ru
Л2.2 Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л Проектирование информационных систем.: курс лекций Москва : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2005 biblioclub.ru
Л2.3 Силич М.П., Силич В.А. Моделирование и анализ бизнес-процессов: ТУСУР, 2011 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Бизнес Инжиниринг Групп bigc.ru
Э2 Projectimo projectimo.ru
Э3 ELMA — система управления бизнес-процессами и эффективностью www.elma-bpm.ru
Э4 IBM Developer Россия: Техническая библиотека www.ibm.com
Э5 Курс в Moodle "Информационные технологии моделирования бизнеса" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Libre Office,
Firefox/Chrome/Chromium/Edge,
ОРГ-МАСТЕР (учебная версия),
Fox Manager BPA (демо-версия),
BizAgi Modeler,
ELMA Community Edition,
IBM WebSphere Business Modeler Advanced,
Microsoft Windows.
7-Zip.
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Гарант,
Консультант+.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.
417К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 1 шт.; компьютеры: марка Клама С Офис – 12; проектор, экран с мультимедиа Smart - 1 ед.; учебно-наглядные пособия.
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
404К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 13 единиц
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит слушателей с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях слушатель получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2860