МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии моделирования бизнеса
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра прикладной информатики в экономике, государственном и муниципальном управлении
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИЭ-234-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Журенков О. В.

Рецензент(ы):
канд. техн. наук, доцент, Трошкина Г. Н.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии моделирования бизнеса

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра прикладной информатики в экономике, государственном и муниципальном управлении

Протокол от 20.04.2018 г. № 8
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р. техн. наук, профессор Псарёв В. И.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра прикладной информатики в экономике, государственном и муниципальном управлении

Протокол от 20.04.2018 г. № 8
Заведующий кафедрой д-р. техн. наук, профессор Псарёв В. И.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.познакомить слушателей с методикой моделирования бизнес-архитектуры предприятия;
познакомить слушателей с нотациями бизнес-моделирования;
научить построению бизнес-процессов в нотации BPMN;
познакомить слушателей с современными CASE-системами бизнес-моделирования и построения электронного бизнеса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-23: способностью применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач
ПК-24: способностью готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные положения, применяемые в организационном моделировании и моделировании бизнес-процессов;
терминологию, применяемую в организационном моделировании и моделировании бизнес-процессов;
нотации и технологии бизнес-моделирования;
назначения и примеры применения организационного и бизнес моделирования.
современные программные системы бизнес-моделирования.
3.2.Уметь:
3.2.1.находить в открытых источниках необходимую информацию для анализа предметной области, связанной с выбранным направлением бизнеса;
использовать информацию для анализа предметной области, связанной со своим бизнесом;
строить бизнес-процессы в нотации BPMN;
работать с современными CASE-системами бизнес-моделирования;
работать с современными системами электронного бизнеса.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.построения бизнес-процессов в нотации BPMN;
работы с современными CASE-системами бизнес-моделирования;
поиска информации в открытых источниках;
организационного анализа бизнеса;
анализа и реинжиниринга бизес-процессов компании.
работы с современными системами электронного бизнеса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Модели и моделирование. Моделирование в экономике. Сам. работа 3 8 ПК-23, ПК-24 Л1.1
Раздел 2. Организационно-функциональное моделирование предприятия
2.2. Полная бизнес-модель компании. Шаблоны организационного бизнес-моделирования. Построение организационно-функциональной модели компании. Построение модели описания бизнес-архитектуры. Метрики в бизнес-моделировании. Инструментальные средства организационного моделирования. Лекции 3 2 ПК-23, ПК-24 Л2.1, Л1.1
2.3. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 3 12 Л2.1, Л1.1
2.4. Построение бизнес-архитектуры компании. Сам. работа 3 10 ПК-23, ПК-24 Л2.1
2.5. Бизнес-архитектура компании в cистеме «ОРГ-МАСТЕР». Сам. работа 3 12 ПК-23 Л2.1
Раздел 3. Моделирование бизнес-процессов
3.6. Метод структурного анализа и проектирования (SADT). Стандарт моделирования процессов BPMN. Лекции 3 2 ПК-23, ПК-24 Л2.2
3.7. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 3 12 ПК-23, ПК-24 Л2.2
3.8. Построение бизнес-процессов в среде BizAgi Modeler. Лабораторные 3 2 ПК-23 Л2.2
3.9. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 3 12 ПК-23 Л2.2
3.10. Функциональная модель организации. Диаграммы процессов в CASE-системе ELMA. Сам. работа 3 12 ПК-23 Л2.2
3.11. Архитектура предприятия в IBM WebSphere Business Modeler Advanced. Лабораторные 3 4 ПК-23 Л2.2
3.12. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 3 16 ПК-23 Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложения.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложения.
Приложения
Приложение 1.   FOS-.pdf

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Грекул В.И., Коровкина Н.Л., Куприянов Ю.В. Проектное управление в сфере информационных технологий: М.: БИНОМ. Лаборатория знаний // ЭБС "Лань", 2015 https://e.lanbook.com/book/70739
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л Проектирование информационных систем.: , 2005 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233071
Л2.2 Долганова О.И., Виноградова Е.В., Лобанова А.М. Моделирование бизнес-процессов: Учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 https://urait.ru/book/modelirovanie-biznes-processov-433143
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Бизнес Инжиниринг Групп http://bigc.ru/
Э2 Projectimo http://projectimo.ru/
Э3 ELMA — система управления бизнес-процессами и эффективностью https://www.elma-bpm.ru/
Э4 IBM Developer Россия: Техническая библиотека https://www.ibm.com/developerworks/ru/views/global/libraryview.jsp
Э5 Курс в Moodle "Информационные технологии моделирования бизнеса" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2860
6.3. Перечень программного обеспечения
Libre Office,
Firefox/Chrome/Chromium/Edge,
ОРГ-МАСТЕР (учебная версия),
Fox Manager BPA (демо-версия),
BizAgi Modeler,
ELMA Community Edition,
IBM WebSphere Business Modeler Advanced,
Microsoft Windows.
7-Zip.
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Гарант,
Консультант+.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.
417К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 1 шт.; компьютеры: марка Клама С Офис – 12; проектор, экран с мультимедиа Smart - 1 ед.; учебно-наглядные пособия.
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
404К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 13 единиц
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит слушателей с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях слушатель получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2860