Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Китай и китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_01_КиКЯ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 63 | 63 | 63 | 63 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Д.А. Глазунов
1.1. | Целью данного курса является систематическое изложение внешней политики Китая, с тем, чтобы дать студентам целостное представление об основных факторах и ведущих тенденциях междуна¬родной деятельности этой страны. Полное и всестороннее освещение внешней политики Китая обеспечивается наличием в программе трех разделов, из которых первый посвящен внешнеполитическая деятельность КНР в первый новейший период (1018-1945 гг.). Во втором разделе отражены основные этапы внешней политики КНР в послевоенный период и до начала экономических реформ в Китае (1945-1980 гг.). Проблемный подход нашел свое концентрированное выражение в третьем разделе, где основное внимание уделено наиболее актуальным международным вопросам и тем сферам современной международной политики, в которых КНР может играть значительную или сколько-нибудь заметную роль. Задачи дисциплины – рассмотреть внешнюю политику Китая в контексте мировой системы международных отношений в новейшее время; представить в динамике ее изменения в исторической ретроспективе с выходом на современные проблемы и перспективы; познакомить студентов с теоретическими подходами и категориями анализа внешней политики региона; выяснить эволюцию закономерностей, целей и задач, определить движущие силы китайской политики в различных направлениях; обозначить геополитические, геостратегические, политические, экономические и идеологические аспекты разработки и осуществления политики КНР на международной арене; раскрыть ее концептуальные основы, главные направления и акценты в их системной динамике. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-2 | способность составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей |
ОПК-4 | способность анализировать внутренние и внешние факторы, влияющие на формирование внешней политики государств региона специализации, выделять основные тенденции и закономерности эволюции их внешнеполитических курсов |
ОПК-10 | способность применять научные подходы, концепции и методы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории к исследованию конкретных страновых и региональных проблем |
ОПК-11 | способность выделять основные параметры и тенденции социального, политического, экономического развития стран региона специализации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теоретические подходы и категории анализа внешней политики региона; тенденции социального, политического, экономического развития Китая; общественно-политические реалии Китая с учетом его лингвострановедческой специфики |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выяснять эволюцию закономерностей, целей и задач, определять движущие силы китайской внешней политики в различных направлениях; выделять тенденции социального, политического, экономического развития Китая |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками научного анализа, представлениями о приоритетных направлениях внешней политики КНР, основных этапах развития внешнеполитической концепции КНР |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Положение Китая в структуре международных отношений в начале XX века | ||||||
1.1. | Работа с литературой по теме курса. | Сам. работа | 6 | 5 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.2. | Внешняя политика и дипломатия императорского Китая | Лекции | 6 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.3. | Внешняя политика и дипломатия императорского Китая | Практические | 6 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.4. | Внешняя политика Гоминьдана в годы нанкинского десятилетия (1927-1937 гг.) | Лекции | 6 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.5. | Внешняя политика Гоминьдана в годы нанкинского десятилетия (1927-1937 гг.) | Практические | 6 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.6. | Внешняя политика Гоминьдана в годы Второй мировой войны | Лекции | 6 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.7. | Внешняя политика Гоминьдана в годы Второй мировой войны | Практические | 6 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.8. | Проблемы послевоенного урегулирования на Дальнем Востоке и Китай. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.9. | Проблемы послевоенного урегулирования на Дальнем Востоке и Китай. | Практические | 6 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.10. | Подготовка к терминологической работе. | Сам. работа | 6 | 5 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Процесс принятия внешнеполитических решений в Китае, характерные черты и этапы становления внешнеполитических доктрин. | ||||||
2.1. | Международные отношения и внешняя политика КНР в 1949-50 -е гг. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Международные отношения и внешняя политика КНР в 1949-50 -е гг. | Практические | 6 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Дипломатия КНР в период «Большого скачка». | Лекции | 6 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.4. | Дипломатия КНР в период «Большого скачка». | Практические | 6 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.5. | Подготовка к докладу по теме лекции. | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.6. | Изменение методов внешней политики КНР в период «упорядочения» международных связей (1969-76). | Практические | 6 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.7. | Изменение методов внешней политики КНР в период «упорядочения» международных связей (1969-76). | Лекции | 6 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.8. | Работа над рефератом на заданную тему | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.9. | Характерные черты внешней политики КНР на современном этапе: деидеологизация с китайской спецификой. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.10. | Характерные черты внешней политики КНР на современном этапе: деидеологизация с китайской спецификой. | Практические | 6 | 4 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.11. | Территориально-пограничный вопрос во внешней политике КНР | Лекции | 6 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.12. | Подготовка сообщений | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.13. | Территориально-пограничный вопрос во внешней политике КНР | Практические | 6 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. Особенности национальной дипломатии и функционирования внешнеполитического механизма Китая, специфика связи внешней и внутренней политики. | ||||||
3.1. | Российско-китайские отношения на современном этапе | Лекции | 6 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Основные направления российско-китайского сотрудничества. | Практические | 6 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.3. | Работа над рефератом на заданную тему | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.4. | Движущие силы китайско-американских отношений | Лекции | 6 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.5. | Политика КНР в ЮВА. Пекин и АСЕАН | Лекции | 6 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.6. | Индо-пакистанское направление во внешней политике КНР | Практические | 6 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.7. | КНР и проблемы Корейского полуострова | Практические | 6 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.8. | Движущие силы китайско-американских отношений | Практические | 6 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.9. | Китай и Япония в начале XXI века: партнеры или соперники? | Сам. работа | 6 | 10 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.10. | Подготовка к семинару | Сам. работа | 6 | 10 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.11. | Политика КНР в Центральной Азии | Практические | 6 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.12. | Подготовка к экзамену | Сам. работа | 6 | 15 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Традиционное внешнеполитическое наследие Китая. «Конфуцианский стиль дипломатии». 2. Международное положение и внешняя политика Китая в начале XX в. 3. Советско-китайские отношения в 1917-1924 гг. 4. Внешняя политика Гоминьдана в годы нанкинского десятилетия (1927-1937 гг.) 5. Советско-китайский конфликт на КВЖД 6. Внешняя политика Китая в годы Второй мировой войны 7. СССР и КПК в годы Второй мировой войны 8. Проблемы послевоенного урегулирования на Дальнем Востоке и Китай. 9. Гражданская война в Китае в 1946–1949 гг. и позиции СССР и США. 10. Образование КНР и ее первые внешнеполитические шаги (1949-1957). 11. Советско-китайские отношения в 1950-е годы: причины формирования «особого курса» Пекина. 12. Советско-китайский раскол: причины и фазы 13. Китайско-советский пограничный конфликт 1969 года 14. Дипломатия КНР в период «Большого скачка». 15. Советско-китайские отношения в период острой конфронтации (1966-1969). 16. Внешнеполитическая платформа КНР в период «культурной революции» (1966-76 гг.) 17. Китайско-американское сближение. «Шок Никсона» и шанхайское коммюнике 1972 г. 18. III пленум ЦК КПК и поиск новой внешнеполитической концепции 19. Нормализация советско-китайских отношений в 80-е гг. ХХ в. 20. Распад биполярной структуры и внешняя политика Китая в 1990-е гг.: новые вызовы и новые возможности. 21. Российско-китайские отношения на современном этапе: основные направления сотрудничества, проблемы и перспективы. 22. Индо-пакистанское направление во внешней политике Китая. 23. Политика КНР в ЮВА. Китай и АСЕАН. 24. Взаимоотношения КНР и Японии в конце XX – начале XXI вв. 25. Эволюция китайско-американских отношений в 90-е гг. ХХ - начале XXI в.: основные этапы и проблемы. 26. Территориальные споры в Южно-Китайском море и позиция КНР. 27. Китайско-индийский территориально-пограничный спор и попытки его урегулирования в конце ХХ в. – начале ХХ1 вв. 28. Решение «пограничного вопроса» в советско-(российско)-китайских отношениях. 29. Японо-китайские разногласия вокруг архипелага Сэнкаку (Дяоюйдао). 30. Тайваньский вопрос во внешней политике КНР. 31. Характерные черты внешней политики КНР на современном этапе: деидеологизация с китайской спецификой. 32. Китай и региональные проблемы (на примере «корейского вопроса»). |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Китаецентризм и его влияние на внешнюю политику Китая 2. Структура дипломатических ведомств и дипломатический церемониал традиционного Китая. 3. Система «номинального вассалитета» и ее атрибуты. 4. Стратагемная дипломатия императорского Китая 5. Международное положение Китая в конце XIX – начале XX вв. 6. Китай и Первая мировая война. Место Китая в Версальско-Вашингтонской системе международных отношений. 7. Октябрьская революция в России и установление советско-китайских отношений. Гоминьдан в поиске внешнеполитической стратегии. 8. Внешнеполитическая практика Гоминьдана. 9. Отношения Китая с СССР и Германией в 1920-1930- е гг. 10. Советско-китайский конфликт на КВЖД. 11. Агрессия Японии в Маньчжурии. 12. Гражданская война в Китае в 1946–1949 гг. и позиции СССР и США. 13. Посреднические миссии Хэрли и Дж. Маршала и их результаты. Миссия А.И. Микояна в Китай 14. Становление внешнеполитической практики КПК в ходе гражданской войны. 15. Роль СССР в победе КПК в гражданской войне 16. Новые тенденции во внешней политике КНР после смерти Мао Цзэдуна 17. III пленум ЦК КПК и поиск новой внешнеполитической концепции. 18. Распад биполярной структуры и внешняя политика Китая в 1990-е гг.: новые вызовы и новые возможности. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС в полном объеме размещен в Электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1269 |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И. В. Анисимова [и др.] | История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Цыганков П.А. - отв. ред. | МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Муратшина К. Г. ; под науч. ред. Михайленко В.И. | МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Дацышен В. Г. | История российско-китайских отношений в конце XIX – начале ХХ вв.: Научные монографии | Директ-Медиа, 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ] | |||
Э2 | Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER? | |||
Э3 | http://sbiblio.com/biblio/ | |||
Э4 | http://www.isras.ru/ | |||
Э5 | http://www.bibliotekar.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ] Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ http://sbiblio.com/biblio/ http://www.isras.ru/ http://www.bibliotekar.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Курс осваивается в рамках аудиторных занятий и посредством электронного учебно-методического комплекса дисциплины (ЭУМКД), размещенного на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1269. Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД. Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае. Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний. |