МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История внешней политики региона специализации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-3-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 63
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 63 63 63 63
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., ст. пр. С.А. Шерстюков

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент О.А. Аршинцева

Рабочая программа дисциплины
История внешней политики региона специализации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №202)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью данного курса является систематическое изложение внешней политики Китая, с тем, чтобы дать студентам целостное представление об основных факторах и ведущих тенденциях междуна¬родной деятельности этой страны. Полное и всестороннее освещение внешней политики Китая обеспечивается наличием в программе трех разделов, из которых первый посвящен внешнеполитическая деятельность КНР в первый новейший период (1018-1945 гг.). Во втором разделе отражены основные этапы внешней политики КНР в послевоенный период и до начала экономических реформ в Китае (1945-1980 гг.). Проблемный подход нашел свое концентрированное выражение в третьем разделе, где основное внимание уделено наиболее актуальным международным вопросам и тем сферам современной международной политики, в которых КНР может играть значительную или сколько-нибудь заметную роль.
Задачи дисциплины – рассмотреть внешнюю политику Китая в контексте мировой системы международных отношений в новейшее время; представить в динамике ее изменения в исторической ретроспективе с выходом на современные проблемы и перспективы; познакомить студентов с теоретическими подходами и категориями анализа внешней политики региона; выяснить эволюцию закономерностей, целей и задач, определить движущие силы китайской политики в различных направлениях; обозначить геополитические, геостратегические, политические, экономические и идеологические аспекты разработки и осуществления политики КНР на международной арене; раскрыть ее концептуальные основы, главные направления и акценты в их системной динамике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способность составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей
ОПК-4 способность анализировать внутренние и внешние факторы, влияющие на формирование внешней политики государств региона специализации, выделять основные тенденции и закономерности эволюции их внешнеполитических курсов
ОПК-10 способность применять научные подходы, концепции и методы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории к исследованию конкретных страновых и региональных проблем
ОПК-11 способность выделять основные параметры и тенденции социального, политического, экономического развития стран региона специализации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические подходы и категории анализа внешней политики региона; тенденции социального, политического, экономического развития Китая; общественно-политические реалии Китая с учетом его лингвострановедческой специфики
3.2.Уметь:
3.2.1.выяснять эволюцию закономерностей, целей и задач, определять движущие силы китайской внешней политики в различных направлениях; выделять тенденции социального, политического, экономического развития Китая
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками научного анализа, представлениями о приоритетных направлениях внешней политики КНР, основных этапах развития внешнеполитической концепции КНР

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Положение Китая в структуре международных отношений в начале XX века
1.1. Работа с литературой по теме курса. Сам. работа 6 5 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Внешняя политика и дипломатия императорского Китая Лекции 6 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Внешняя политика и дипломатия императорского Китая Практические 6 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Внешняя политика Гоминьдана в годы нанкинского десятилетия (1927-1937 гг.) Лекции 6 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Внешняя политика Гоминьдана в годы нанкинского десятилетия (1927-1937 гг.) Практические 6 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Внешняя политика Гоминьдана в годы Второй мировой войны Лекции 6 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Внешняя политика Гоминьдана в годы Второй мировой войны Практические 6 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Проблемы послевоенного урегулирования на Дальнем Востоке и Китай. Лекции 6 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Проблемы послевоенного урегулирования на Дальнем Востоке и Китай. Практические 6 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Подготовка к терминологической работе. Сам. работа 6 5 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Процесс принятия внешнеполитических решений в Китае, характерные черты и этапы становления внешнеполитических доктрин.
2.1. Международные отношения и внешняя политика КНР в 1949-50 -е гг. Лекции 6 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Международные отношения и внешняя политика КНР в 1949-50 -е гг. Практические 6 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Дипломатия КНР в период «Большого скачка». Лекции 6 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Дипломатия КНР в период «Большого скачка». Практические 6 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Подготовка к докладу по теме лекции. Сам. работа 6 4 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Изменение методов внешней политики КНР в период «упорядочения» международных связей (1969-76). Практические 6 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Изменение методов внешней политики КНР в период «упорядочения» международных связей (1969-76). Лекции 6 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Работа над рефератом на заданную тему Сам. работа 6 4 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Характерные черты внешней политики КНР на современном этапе: деидеологизация с китайской спецификой. Лекции 6 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Характерные черты внешней политики КНР на современном этапе: деидеологизация с китайской спецификой. Практические 6 4 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.11. Территориально-пограничный вопрос во внешней политике КНР Лекции 6 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.12. Подготовка сообщений Сам. работа 6 4 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.13. Территориально-пограничный вопрос во внешней политике КНР Практические 6 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Особенности национальной дипломатии и функционирования внешнеполитического механизма Китая, специфика связи внешней и внутренней политики.
3.1. Российско-китайские отношения на современном этапе Лекции 6 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Основные направления российско-китайского сотрудничества. Практические 6 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Работа над рефератом на заданную тему Сам. работа 6 6 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Движущие силы китайско-американских отношений Лекции 6 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Политика КНР в ЮВА. Пекин и АСЕАН Лекции 6 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Индо-пакистанское направление во внешней политике КНР Практические 6 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.7. КНР и проблемы Корейского полуострова Практические 6 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.8. Движущие силы китайско-американских отношений Практические 6 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.9. Китай и Япония в начале XXI века: партнеры или соперники? Сам. работа 6 10 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.10. Подготовка к семинару Сам. работа 6 10 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.11. Политика КНР в Центральной Азии Практические 6 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.12. Подготовка к экзамену Сам. работа 6 15 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Традиционное внешнеполитическое наследие Китая. «Конфуцианский стиль дипломатии».
2. Международное положение и внешняя политика Китая в начале XX в.
3. Советско-китайские отношения в 1917-1924 гг.
4. Внешняя политика Гоминьдана в годы нанкинского десятилетия (1927-1937 гг.)
5. Советско-китайский конфликт на КВЖД
6. Внешняя политика Китая в годы Второй мировой войны
7. СССР и КПК в годы Второй мировой войны
8. Проблемы послевоенного урегулирования на Дальнем Востоке и Китай.
9. Гражданская война в Китае в 1946–1949 гг. и позиции СССР и США.
10. Образование КНР и ее первые внешнеполитические шаги (1949-1957).
11. Советско-китайские отношения в 1950-е годы: причины формирования «особого курса» Пекина.
12. Советско-китайский раскол: причины и фазы
13. Китайско-советский пограничный конфликт 1969 года
14. Дипломатия КНР в период «Большого скачка».
15. Советско-китайские отношения в период острой конфронтации (1966-1969).
16. Внешнеполитическая платформа КНР в период «культурной революции» (1966-76 гг.)
17. Китайско-американское сближение. «Шок Никсона» и шанхайское коммюнике 1972 г.
18. III пленум ЦК КПК и поиск новой внешнеполитической концепции
19. Нормализация советско-китайских отношений в 80-е гг. ХХ в.
20. Распад биполярной структуры и внешняя политика Китая в 1990-е гг.: новые вызовы и новые возможности.
21. Российско-китайские отношения на современном этапе: основные направления сотрудничества, проблемы и перспективы.
22. Индо-пакистанское направление во внешней политике Китая.
23. Политика КНР в ЮВА. Китай и АСЕАН.
24. Взаимоотношения КНР и Японии в конце XX – начале XXI вв.
25. Эволюция китайско-американских отношений в 90-е гг. ХХ - начале XXI в.: основные этапы и проблемы.
26. Территориальные споры в Южно-Китайском море и позиция КНР.
27. Китайско-индийский территориально-пограничный спор и попытки его урегулирования в конце ХХ в. – начале ХХ1 вв.
28. Решение «пограничного вопроса» в советско-(российско)-китайских отношениях.
29. Японо-китайские разногласия вокруг архипелага Сэнкаку (Дяоюйдао).
30. Тайваньский вопрос во внешней политике КНР.
31. Характерные черты внешней политики КНР на современном этапе: деидеологизация с китайской спецификой.
32. Китай и региональные проблемы (на примере «корейского вопроса»).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Китаецентризм и его влияние на внешнюю политику Китая
2. Структура дипломатических ведомств и дипломатический церемониал традиционного Китая.
3. Система «номинального вассалитета» и ее атрибуты.
4. Стратагемная дипломатия императорского Китая
5. Международное положение Китая в конце XIX – начале XX вв.
6. Китай и Первая мировая война. Место Китая в Версальско-Вашингтонской системе международных отношений.
7. Октябрьская революция в России и установление советско-китайских отношений. Гоминьдан в поиске внешнеполитической стратегии.
8. Внешнеполитическая практика Гоминьдана.
9. Отношения Китая с СССР и Германией в 1920-1930- е гг.
10. Советско-китайский конфликт на КВЖД.
11. Агрессия Японии в Маньчжурии.
12. Гражданская война в Китае в 1946–1949 гг. и позиции СССР и США.
13. Посреднические миссии Хэрли и Дж. Маршала и их результаты. Миссия А.И. Микояна в Китай
14. Становление внешнеполитической практики КПК в ходе гражданской войны.
15. Роль СССР в победе КПК в гражданской войне
16. Новые тенденции во внешней политике КНР после смерти Мао Цзэдуна
17. III пленум ЦК КПК и поиск новой внешнеполитической концепции.
18. Распад биполярной структуры и внешняя политика Китая в 1990-е гг.: новые вызовы и новые возможности.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС в полном объеме размещен в Электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1269

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Цыганков П.А. - отв. ред. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Муратшина К. Г. ; под науч. ред. Михайленко В.И. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Дацышен В. Г. История российско-китайских отношений в конце XIX – начале ХХ вв.: Научные монографии Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Э2 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER?
Э3 http://sbiblio.com/biblio/
Э4 http://www.isras.ru/
Э5 http://www.bibliotekar.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/
http://sbiblio.com/biblio/
http://www.isras.ru/
http://www.bibliotekar.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс осваивается в рамках аудиторных занятий и посредством электронного учебно-методического комплекса дисциплины (ЭУМКД), размещенного на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1269. Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.