МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История Востока

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость17 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-3-2019
Часов по учебному плану 612
в том числе:
аудиторные занятия 266
самостоятельная работа 292
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2, 8
зачеты: 3, 4, 5, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 23 16 22 16 23 16 11
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 24 24 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 18 18 142 142
Практические 18 18 16 16 16 16 24 24 16 16 16 16 18 18 124 124
Сам. работа 39 39 36 36 36 36 64 64 36 36 36 36 45 45 292 292
Часы на контроль 27 27 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 27 27 54 54
Итого 108 108 72 72 72 72 108 108 72 72 72 72 108 108 612 612

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История Востока

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению подготовки 46.03.01 История (квалификация (степень «бакалавр»), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «07» августа 2014 г., № 950

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: рассмотреть историю стран Азии и Африки в контексте всемирно-исторических процессов, показать особенности общественно-политического, социально-экономического и культурного развития стран Востока, своеобразие географической характеристики Востока, раскрыть специфику восточных цивилизаций, показать значение изучения Востока для понимания всемирной истории, причин усиленного интереса к Востоку в свете идеологических и политических изменений исторической науки.
Основные задачи курса:
1. Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению истории Востока;
2. Показать роль и специфику традиций, культуры, особенности менталитета восточных стран;
3. Рассмотреть процесс экономической, политической, социальной трансформации восточных обществ в различные исторические периоды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о единстве всемирного культурно-исторического пространства; об основных факторах развития Востока; особенности социальной, экономической, политической структур восточного общества; о характере этнических процессов, проблеме этногенеза в странах Востока; о специфике правовой системы восточных обществ; об основных догмах религиозных течений Востока (ислам, индуизм, буддизм); об основных концепциях философских учений Востока; хронологию основных событий истории стран Востока; источниковую базу и историографию истории Востока
3.2.Уметь:
3.2.1.выделять и давать характеристику основным этапам исторического развития восточных обществ; характеризовать традиции и нормы социально-политической и социально-экономической жизни стран Востока; определять основные достижения восточных цивилизации; проводить причинно-следственные связи между историческими процессами и событиями; квалифицированно пользоваться историческими источниками и научной литературой
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методологическими подходами для анализа исторического процесса; методами научного анализа исторических процессов; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-исследовательской деятельности; навыками работы с историческими источниками и картами; навыками самостоятельного анализа и интерпретации сложных исторических событий и процессов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История древнего Востока
1.1. Предмет и задачи курса «История Древнего Востока». Особенности развития древневосточных обществ Лекции 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.2. История государств древней Месопотамии.Возникновение и развитие государственности в древней Месопотамии.Возникновение государства в Древнем Двуречье. Эпоха Шумера и Аккада.Старовавилонское царство. История Ассирии. История Новоассирийской державы. Нововавилонское царство. Культура народов древней Месопотамии Лекции 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.3. История государств древней Месопотамии.Возникновение и развитие государственности в древней Месопотамии.Возникновение государства в Древнем Двуречье. Эпоха Шумера и Аккада.Старовавилонское царство. История Ассирии. История Новоассирийской державы. Нововавилонское царство. Культура народов древней Месопотамии Практические 2 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.4. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 2 10 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.5. История древнего ЕгиптаИсточники и историография древнего Египта.История Египта в эпоху Древнего и Среднего царств.Расцвет Египта в эпоху Нового царства. Развитие Египта в XI–IV вв. до н.э.Новое Царство Египта. Позднее Царство (Ливийско–Саисский Египет). Религия, культура и наука Древнего Египта. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.6. Политическое и социально-экономическое развитие Хеттского царства.Источники по истории Хеттского царства. Дохеттский период в Малой Азии. Возникновение государства в начале II тыс. до н.э. Новохеттское царство. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.7. Политическое и социально-экономическое развитие Хеттского царства.Источники по истории Хеттского царства. Дохеттский период в Малой Азии. Возникновение государства в начале II тыс. до н.э. Новохеттское царство. Практические 2 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.8. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 2 8 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.9. Восточное Средиземноморье в древности. Образование и развитие древнееврейского государства.Сирия и Финикия. Древняя Палестина. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.10. Государство Урарту.Источники и историография истории государства Урарту. Образование государства Урарту. Расцвет Ванского царства. Культура Урарту. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.11. История древнего Ирана Мидия как предшественница Персии. Образование Персидской державы Источники и историография истории древнего Ирана.Первые государственные образования на территории Ирана. Персидская держава . Лекции 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.12. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 2 8 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.13. Греко-Персидские войны. Персия в IV–III вв. до н.э. Греко-Персидские войны. Поход Александра Македонского на Восток и завоевание Персии. Кушанская держава, Парфия. Религия и культура древнего Ирана. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.14. Основные этапы политической истории древней Индии.Возникновение цивилизации на территории Индии. Ведийская эпоха Особенности источниковой базы по истории древней Индии. Древнейшая (Индская) цивилизация на территории северной Индии и Пакистана. Ведийская эпоха в истории Индии. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.15. Основные этапы политической истории древней Индии.Возникновение цивилизации на территории Индии. Ведийская эпоха Особенности источниковой базы по истории древней Индии. Древнейшая (Индская) цивилизация на территории северной Индии и Пакистана. Ведийская эпоха в истории Индии. Практические 2 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.16. Империя Маурьев. Индии в I в. до н.э. – V в. н.э.Усиление государств долины Ганга. Индия в период империи Маурьев. Индии в I в. до н.э. – V в. н.э.Своеобразие духовной жизни Индии. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.17. История древнего Китая Возникновение цивилизации в долине р. Хуанхе. Правление династий Шан-Инь и Чжоу Источники и историография истории древнего Китая.Эпоха неолита на территории Китая. Китай в эпоху династии Шан-Инь. Китай в эпоху династии Чжоу. Западное Чжоу. Эпоха Восточное Чжоу. Возвышение царства Цинь. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.18. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 2 8 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.19. История древнего Китая Возникновение цивилизации в долине р. Хуанхе. Правление династий Шан-Инь и Чжоу Источники и историография истории древнего Китая.Эпоха неолита на территории Китая. Китай в эпоху династии Шан-Инь. Китай в эпоху династии Чжоу. Западное Чжоу. Эпоха Восточное Чжоу. Возвышение царства Цинь. Практические 2 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.20. Китай в эпоху централизованных империй: империя Цинь и империя Хань.Империя Цинь. Империя Хань. Правление Старшей Хань.Правление Младшей Хань. Культура древнего Китая Лекции 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.21. Китай в эпоху централизованных империй: империя Цинь и империя Хань.Империя Цинь. Империя Хань. Правление Старшей Хань.Правление Младшей Хань. Культура древнего Китая Практические 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.22. Подготовка к итоговой аттестации Сам. работа 2 5 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.23. Подготовка и проведение итоговой аттестации Экзамен 2 27 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
Раздел 2. История доколониального Востока
2.1. История доколониального Китая.Китай на рубеже древности и средневековья (III-VI вв.)Империи классического типа (Суй, Тан)Социокультурные аспекты китайского общества в средневековье. Китай в Х – XV вв. (Империи Сун, Ляо, Цзинь, Си Ся, Юань). Позднесредневековый Китай (Минская империяОбразование и развитие Цинской империи. «Опиумные» войны. Лекции 3 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.4
2.2. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 3 8 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.4
2.3. История доколониального Китая.Китай на рубеже древности и средневековья (III-VI вв.)Империи классического типа (Суй, Тан)Социокультурные аспекты китайского общества в средневековье. Китай в Х – XV вв. (Империи Сун, Ляо, Цзинь, Си Ся, Юань). Позднесредневековый Китай (Минская империяОбразование и развитие Цинской империи. «Опиумные» войны. Практические 3 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.4
2.4. Империи классического типа (Суй, Тан)Социокультурные аспекты китайского общества в средневековье. Китай в Х – XV вв. (Империи Сун, Ляо, Цзинь, Си Ся, Юань). Лекции 3 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.5. Китай в Х – XV вв. (Империи Сун, Ляо, Цзинь, Си Ся, Юань). Практические 3 2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.6. Изучение вопросов для самоконтроля Сам. работа 3 10 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.7. Япония в средние века.Образование государства в Японии.Япония периода сегуната Минамото и Асикага. Лекции 3 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.8. Япония периода сегуната Минамото и Асикага. Практические 3 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.9. Изучение вопросов для самоконтроля Сам. работа 3 10 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.10. Средневековая Индия.Индусский период средних веков. Индия эпохи Делийского султаната.Империя Великих Моголов.Превращение Индии в колонию. Лекции 3 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.11. Индусский период средних веков. Индия эпохи Делийского султаната. Лекции 3 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.12. Индия эпохи Делийского султаната. Практические 3 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.13. Изучение вопросов для самоконтроля Сам. работа 3 8 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.14. Ближний Восток и Центральная Азия в III – середине XIV в. Лекции 3 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.15. Ближний Восток и возникновение ислама. Арабские халифаты. Лекции 3 4 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.16. Ближний Восток и возникновение ислама. Арабские халифаты. Практические 3 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.17. Иран эпохи Сефевидов. Практические 3 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.18. Позднесредневековый Китай (Минская империя) Образование и развитие Цинской империи. «Опиумные» войны. Лекции 4 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.19. Подготовка с практическому занятию Сам. работа 4 4 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.20. Образование и развитие Цинской империи. Практические 4 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.21. Япония периода сегуната Токугава. Лекции 4 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.22. Япония периода сегуната Токугава. Практические 4 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.23. Работа с словарем персоналий Сам. работа 4 4 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.24. Империя Великих Моголов.Превращение Индии в колонию. Лекции 4 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.25. Подготовка с практическому занятию Сам. работа 4 4 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.26. Превращение Индии в колонию. Практические 4 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.27. Иран эпохи Каджаров Лекции 4 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.28. Образование Османской империи. Упадок Османской империи. Вторая половина XVI-XVIII в. Лекции 4 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.29. Модернизация Османской империи Лекции 4 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.30. Работа с терминологическим словарем Сам. работа 4 8 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.31. Образование Османской империи. Вторая половина XVI-XVIII в. Модернизация Османской империи Практические 4 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.32. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 4 8 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.33. Работа над рефератом Сам. работа 4 8 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
Раздел 3. Новая история стран Азии и Африки (вторая половина XIX – начало ХХ в.)
3.1. Страны Востока в эпоху господства колониализма. Введение. Лекции 5 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.4
3.2. Османская империя Лекции 5 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.3. Османская империя Практические 5 6 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.4. Иран. Лекции 5 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.5. Выполнение задания в МУДЛ Сам. работа 5 12 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.6. Иран. Иранская революция 1905-1911 гг. Практические 5 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.7. Индия Лекции 5 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.8. Индия. Подъем национально-освободительного в Индии 1905-1907 гг. Практические 5 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.9. Афганистан Практические 5 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.10. Китай Лекции 5 4
3.11. Подготовка к семинараскому занятию. Выполнение заданий в МУДЛ Сам. работа 5 14 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.12. Китай Практические 5 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.13. Япония Лекции 5 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.14. Подготовка к тесту в МУДЛ Сам. работа 5 12 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.15. Страны Востока в годы первой мировой войны Практические 5 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.16. Подготовка к итоговой аттестации Сам. работа 5 26 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 4. Новейшая история страны Азии и Африки (1918-1945 гг.) Страны Востока в период кризиса колониальной системы
4.1. Основные тенденции развития стран колониального Востока Лекции 6 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.2. Турция Лекции 6 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.3. Национально-освободительное движение в Турции. Практические 6 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.4. Национально-освободительное движение в странах Арабского Востока. Лекции 6 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.5. Изучение вопросов для самоконтроля. Выполнение задания в МУДЛ (эссе) Сам. работа 6 12 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.6. Иран Практические 6 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.7. Изучение вопросов для самоконтроля Сам. работа 6 8 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.8. Индия Лекции 6 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.9. Индия Практические 6 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.10. Подготовка к семинру Сам. работа 6 10 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.11. Китай Лекции 6 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.12. Китай Практические 6 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.13. Япония Лекции 6 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.14. Выполнение заданий в МУДЛ Сам. работа 6 6
Раздел 5. Новейшая история стран Азии и Африки (1945 - начало ХХI вв.)
5.1. Предмет и периодизация курса. Вторая мировая война как катализатор изменений всемирно-исторического масштаба. Лекции 7 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
5.2. "Холодная война" и образование двух военно-политических блоков. Особенности развития политической системы в период становления национальной государственности. Лекции 7 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
5.3. Особенности развития политической системы в период становления национальной государственности. Традиция и проблемы формирования гражданского общества в странах Востока. Практические 7 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
5.4. КНР: трансформация социалистического режима вторая половина ХХ в. Лекции 7 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
5.5. Реформы дэн Сяопина Практические 7 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
5.6. Изучение литературы и источников по теме Сам. работа 7 8 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
5.7. Корейская проблема в послевоенный период. Лекции 7 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
5.8. Изучение вопросов для самоконтроля Сам. работа 7 8 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
5.9. Война в корее 1950-1953 гг. Практические 7 2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
5.10. Страны Индокитая в новейший период Лекции 7 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
5.11. Экономическое и политическое положение Японии во второй половине ХХ – начале ХХI вв. Лекции 7 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
5.12. Экономическое и политическое положение Японии во второй половине ХХ в. Практические 7 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
5.13. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 7 8 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
5.14. Особенности общественно-политического, экономического и внешнеполитического развития Индии в новейший период. Лекции 7 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
5.15. Страны Ближнего и Среднего Востока во второй половине ХХ – начало ХХI вв. Афганистан.Иран. Турция. Лекции 7 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.16. Страны Ближнего и Среднего Востока во второй половине ХХ – начало ХХI вв. Афганистан.Иран. Турция. Практические 7 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.17. Ближневосточный регион и палестинская проблема Лекции 7 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.18. Подготовка к итоговой аттестации Сам. работа 7 12 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.19. Китай в начале XXI в. Проблема объединения Китая Лекции 8 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.20. Взаимоотношения КНДР и РК и проблема объединения Кореи Лекции 8 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.21. Япония в современном мире. Японское "экономическое чудо". Лекции 8 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.22. Изучение вопросов для самоконтроля Сам. работа 8 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.23. Страны Ближнего Востока в начале XXI в. Лекции 8 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.24. Социально-политическое развитие Индии в начале XXI в. Лекции 8 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.25. Изучение вопросов для самоконтроля Сам. работа 8 10 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.26. Тайваньский вопрос в современной политике Китая Практические 8 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.27. Экономическое развитие Южной Кореи на современном этапе Практические 8 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.28. Современные российско-японские отношения Практические 8 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.29. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 8 10 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.30. Палестинская проблема Практические 8 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.31. Роль Индии в южноазиатском регионе и современном мире Практические 8 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.32. Подготовка к итоговой аттестации Сам. работа 8 23 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. В полном объеме контрольные задания и вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации размещены в Электронных учебно-методических комплексах по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу:
Раздел 1. https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=371
Раздел 2-3. https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=565
Раздел 4-5. https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=595
Раздел 6-7. https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1481
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
К разделу I.
1. Концепция Л. Мечникова о влиянии природного фактора на формирование особенностей цивилизации.
2. Возникновение письменности в древнем Египте и древней Месопотамии.
3. Проблема канона в древнеегипетском искусстве. Амарнское искусство.
4. Древнеегипетская религия.
5. Древнеегипетская литература: основные жанры и сюжеты.
6. «Эпос о Гильгамеше» как исторический источник.
7. Миграции кочевых народов в истории Месопотамии.
8. Политическая борьба в Персии в VI в. до н.э. по «Истории» Геродота.
9. Зороастризм – религия древних персов.
10. «Авеста» как исторический источник.
11. Финикия и ее роль развитии Восточного Средиземноморья.
12. Карфаген и создание Карфагенской державы в V–III вв. до н.э.
13. Социально-правовые отношения в древнеиндийском обществе по «Законам Ману».
14. Портрет императора Цинь Ши-Хуанди по «Историческим запискам» Сыма Цяня.
15. Развитие научных знаний в Древнем Китае
16. «Кочевые народы» во внешней политике Древнего Китая.
17. Традиции летописания в Древнем Китае.
18. Архивы Древнего Востока.

К разделу II-III.
1. Понятие «восточный феодализм» в современной отечественной ориенталистики.
2. Понятие «азиатский способ производства».
3. Социокультурные аспекты китайского общества в средневековье.
4. Политическое развитие династий Суй и Тан.
5. Китай эпохи Сун.
6. Особенности развития Китайской государственности в средние века.
7. Реформаторское движение в эпоху Мин. Реформаторство как неотъемлемая черта китайской истории.
8. Манчжуры в XVII в. Завоевание манчжурами Китая.
9. «Опиумные войны»: причины, события, итоги.
10. Возникновение сегуната в Японии. Особенности японского феодализма.
11. Сегунат Токугава. Предпосылки реформ Мойдзи.
12. Индуизм и кастовая система в средневековой Индии.
13. Государство и экономика в Делийском султанате.
14. Империя Великих Моголов: социально-политическое развитие.
15. Империя Великих Моголов: социально-экономическое развитие.
16. Проникновение европейцев в Индию. Торговый колониализм.
17. Понятие «колониализм». Основные этапы развития колониализма.
18. Иран эпохи Сасанидов.
19. Основные догматы ислама.
20. Основные течения в раннем исламе.
21. Мединский и Омейядский халифаты.
22. Египет и северная Африка после распада халифата.
23. Основные тенденции развития кочевого общества.
24. Османская государственность.
25. Модернизация Османской империи.

К разделу IV-V.
1. Становление капитализма в Индии во второй половине XIX – начале XX вв.
2. Восстание сипаев и его роль в процессе складывания колониального режима в Индии.
3. Эволюция конституционно-административной системы Британской Индии во второй половине XIX - начале XX в.

К разделу VI-VII.
1. Арабо-израильские войны: причины и последствия.
2. Афганистан в 1990-е гг. Движение Талибан.
3. Международная антитеррористическая кампания в Афганистане 2001 г. и разгром талибов.
4. «Культурная революция» в Китае (1966–1976 гг.): причины, ход, последствия.
5. «Исламская революция» в Иране (1978–1979 гг.). Приход к власти исламских фундаменталистов.
6. Политика «Трех красных знамен» – курс ускоренного строительства социализма с китайской спецификой.
7. Особенности «рыночного социализма» с китайской спецификой.
8. Экономические реформы в Китае в 80-90-е гг. ХХ в.: стратегия, тактика, итоги.
9. Основные проблемы современного Китая.
10. Японский классический менеджмент и его эволюция.
11. Трансформация социалистических режимов на Востоке (на примере Китая).
12. Традиция и модернизация на Востоке (на примере Ирана)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. С. Васильев. — ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. ТОМ 2 В 2 КН. КНИГА 1 6-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. Т. 1 В 2 КН. КНИГА 1 7-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Л. С. Васильев. — ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. ТОМ 2 В 2 КН. КНИГА 2 6-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. Т. 1 В 2 КН. КНИГА 2 7-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СЕРЕДИНА XIX - СЕРЕДИНА XX ВЕКА. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СЕРЕДИНА XX - НАЧАЛО XXI ВЕКА. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СРЕДНИЕ ВЕКА И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Э2 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER?
Э3 http://sbiblio.com/biblio/
Э4 http://www.bibliotekar.ru
Э5 http://www.nlr.ru
Э6 http://sbiblio.com/biblio/
Э7 http://www.isras.ru/
Э8 http://www.synologia.ru/
Э9 http://e-libra.ru/
Э10 http://godsbay.ru/orient/china.html
Э11 http://world-of-legends.su/kitai -
Э12 http://www.nlr.ru
Э13 http://sbiblio.com/biblio/
Э14 http://gumilevica.kulichki.net/HE1/
Э15 http://www.orientalica.com/
Э16 История Востока (История древнего Востока) portal.edu.asu.ru
Э17 История стран Востока ч.4-5. URL https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=595 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
4. Российская национальная библиотека (http://www.nlr.ru)
5. Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова (http://www.hist.msu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.