МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История Востока

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость18 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История-124-2019
Часов по учебному плану 648
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 566
контроль 30
Виды контроля по курсам
экзамены: 1, 4
зачеты: 2, 3, 4

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 3 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 4 4 6 6 6 6 12 12 28 28
Практические 2 10 4 4 6 6 12 12 24 32
Сам. работа 165 157 94 94 128 128 179 179 566 558
Часы на контроль 9 9 4 4 4 4 13 13 30 30
Итого 180 180 108 108 144 144 216 216 648 648

Программу составил(и):
к.и.н., доцент кафедры востоковедения И.В. Анисимова, к.и.н., доцент кафедры востоковедения Глазунов Д.А., к.и.н., доцент кафедры востоковедения И. Б. Бочкарева

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент Т.Г. Гребенникова

Рабочая программа дисциплины
История Востока

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению подготовки 46.03.01 История (квалификация (степень «бакалавр»), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «07» августа 2014 г., № 950

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: рассмотреть историю стран Азии и Африки в контексте всемирно-исторических процессов, показать особенности общественно-политического, социально-экономического и культурного развития стран Востока, своеобразие географической характеристики Востока, раскрыть специфику восточных цивилизаций, показать значение изучения Востока для понимания всемирной истории, причин усиленного интереса к Востоку в свете идеологических и политических изменений исторической науки.
Основные задачи курса:
1. Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению истории Востока;
2. Показать роль и специфику традиций, культуры, особенности менталитета восточных стран;
3. Рассмотреть процесс экономической, политической, социальной трансформации восточных обществ в различные исторические периоды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о единстве всемирного культурно-исторического пространства;
об основных факторах развития Востока;
особенности социальной, экономической, политической структур восточного общества;
о характере этнических процессов, проблеме этногенеза в странах Востока;
о специфике правовой системы восточных обществ;
об основных догмах религиозных течений Востока (ислам, индуизм, буддизм);
об основных концепциях философских учений Востока
Систематизировать и анализировать информацию по проводимым исследованиям, делать выводы
3.2.Уметь:
3.2.1. выделять основные этапы исторического развития восточных обществ;
определять основные концепции истории восточных цивилизаций;
характеризовать традиции и нормы социально-политической и социально-экономической жизни регионов;
выделять основные достижения восточных цивилизации;
определять хронологию основных событий истории стран Востока;
выделять основные исторические факты, события и имена исторических деятелей Востока
категориальный и понятийный аппарат дисциплины
квалифицированно пользоваться историческими источниками и научной литературой
оперировать терминологическим аппаратом
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самостоятельного анализа и интерпретации сложных исторических событий и процессов, расширить понятийный и категориальный аппарат.
целостного и объективного взгляда на историю Востока и четкого представления о месте изучаемого региона во всемирно-историческом процессе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История древнего Востока
1.1. Предмет и задачи курса «История Древнего Востока». Особенности развития древневосточных обществ История государств древней Месопотамии.История древнего Египта. Лекции 1 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.2. Изучение вопросов для самоконтроля. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 1 30 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.3. Политическое и социально-экономическое развитие Хеттского царства.Восточное Средиземноморье в древности. Образование и развитие древнееврейского государства.Сирия и Финикия. Древняя Палестина. Государство Урарту.История древнего Ирана Персидская держава. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.4. Изучение вопросов для самоконтроля. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 1 40 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.5. Греко-Персидские войны. Кушанская держава, Парфия. Сам. работа 1 10 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.6. Основные этапы политической истории древней Индии. Практические 1 10 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.7. История древнего Китая. Лекции 1 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.8. Китай в эпоху централизованных империй Сам. работа 1 10 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.9. Подготовка к итоговой аттестации Сам. работа 1 65 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
Раздел 2. История доколониального Востока
2.1. История доколониального Китая.Китай на рубеже древности и средневековья (III-VI вв.)Империи классического типа (Суй, Тан)Социокультурные аспекты китайского общества в средневековье. Китай в Х – XV вв. (Империи Сун, Ляо, Цзинь, Си Ся, Юань). Позднесредневековый Китай (Минская империяОбразование и развитие Цинской империи. «Опиумные» войны. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.2. История доколониального Китая.Китай на рубеже древности и средневековья (III-VI вв.)Империи классического типа (Суй, Тан)Социокультурные аспекты китайского общества в средневековье. Китай в Х – XV вв. (Империи Сун, Ляо, Цзинь, Си Ся, Юань). Позднесредневековый Китай (Минская империяОбразование и развитие Цинской империи. «Опиумные» войны. Сам. работа 2 10 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.3. Изучение вопросов для самоконтроля Сам. работа 2 10 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.4. Япония в средние века.Образование государства в Японии.Япония периода сегуната Минамото и Асикага.Сегунат Токугава. Сам. работа 2 14 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.5. Япония в средние века.Образование государства в Японии.Япония периода сегуната Минамото и Асикага.Сегунат Токугава. Практические 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.6. Изучение вопросов для самоконтроля Сам. работа 2 20 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.7. Средневековая Индия.Индусский период средних веков. Индия эпохи Делийского султаната.Империя Великих Моголов.Превращение Индии в колонию. Лекции 2 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.8. Изучение вопросов для самоконтроля Сам. работа 2 20 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.9. Работа над рефератом Сам. работа 2 20 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.10. Ближний Восток и Центральная Азия в III – середине XIX в. Ближний Восток и возникновение ислама. Арабские халифаты. Монголы и монгольские завоевания. Иран эпохи Сефевидов. Иран эпохи Каджаров. Иран эпохи Каджаров. Упадок Османской империи. Вторая половина XVI-XVIII в. Модернизация Османской империи. Практические 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.11. Выполнение зачетных заданий Зачет 2 4 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
Раздел 3. Новая история стран Азии и Африки (вторая половина XIX – начало ХХ в.)
3.1. Египет Практические 3 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.2. Страны Востока в эпоху господства колониализма. Введение. Лекции 3 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.3. Османская империя Практические 3 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.4. Индия. Практические 3 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.5. Иран. Иранская революция 1905-1911 гг. Лекции 3 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.6. Изучение вопросов для самоконтроля Сам. работа 3 128 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.7. Индия.Афганистан.Китай Лекции 3 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.8. Изучение вопросов для самоконтроля Сам. работа 4 24 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.9. Китай, Япония Практические 4 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.10. Страны Востока в годы первой мировой войны Сам. работа 4 24 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 4. Новейшая история страны Азии и Африки (1918-1945 гг.) Страны Востока в период кризиса колониальной системы.
4.1. Проблема периодизации новейшей истории. Социально-экономические последствия первой мировой войны для стран Востока. Пробуждение национального самосознания. Авангардная роль интеллигенции в политической жизни. Коминтерн и Восток, проблема соотношения национальных интересов СССР и мировой революции. Вторая мировая война и Восток. Проблема выбора военно-политических ориентиров для националистов Востока. Восточный коллаборационизм. Лекции 4 6 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.2. Турция.Страны Арабского Востока. Египет. Иран. Практические 4 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.3. Афганистан Сам. работа 4 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.4. Китай. Индия Сам. работа 4 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 5. Новейшая история стран Азии и Африки (1945 - начало ХХI вв.)
5.1. Предмет и периодизация курса. Вторая мировая война как катализатор изменений всемирно-исторического масштаба. Холодная война» и образование двух военно-политических блоков. Особенности развития политической системы в период становления национальной государственности. Роль армии. Традиция и проблемы формирования гражданского общества в странах Востока.Этноконфессиональные и социальные конфликты в постколониальных обществах. Обострение демографических и экологических проблем. Лекции 4 6 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.2. Изучение литературы и источников по теме Сам. работа 4 83 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.3. КНР: трансформация социалистического режима вторая половина ХХ – начало ХХI вв. Сам. работа 4 10 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.4. Корейская проблема в послевоенный период. Сам. работа 4 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.5. Изучение вопросов для самоконтроля Сам. работа 4 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.6. Страны Индокитая в новейший период Сам. работа 4 8 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.7. Экономическое и политическое положение Японии во второй половине ХХ – начале ХХI вв. Сам. работа 4 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.8. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 4 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.9. Особенности общественно-политического, экономического и внешнеполитического развития Индии в новейший период. Страны Ближнего и Среднего Востока во второй половине ХХ – начало ХХI вв. Афганистан.Иран. Турция. Практические 4 6 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.10. Ближневосточный регион и палестинская проблема Сам. работа 4 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.11. Особенности общественно-политического, экономического и внешнеполитического развития Индии в новейший период. Сам. работа 4 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
К разделу I. История древнего Востока
1. Предмет и задачи курса «История Древнего Востока».
2. Цивилизация как новый этап в историческом развитии человечества.
3. Источники и историография по истории Древнего Египта. Дешифровка древнеегипетской иероглифической письменности.
4. Природные условия долины Нила и их влияние на формирование цивилизации древнего Египта. Периодизация истории древнего Египта. Раннее царство.
5. Египет Древнего царства. Особенности политического и социально-экономического развития.
6. Египет эпохи Среднего царства.
7. Социально-политическое и экономическое развитие Египта эпохи Нового царства.
8. Религиозная реформа Эхнатона.
9. Внешняя политика Египта эпохи Нового царства.
10. Ливийско-Саисский Египет (Позднее царство).
11. Религия Древнего Египта.
12. Наука Древнего Египта.
13. Художественная культура Древнего Египта (живопись, архитектура, литература).
14. Источники и историография древней Месопотамии. Дешифровка клинописи.
15. Природные условия и возникновение цивилизации на территории Месопотамии. Период гегемонии шумерских городов–государств.
16. Месопотамия под властью Аккада. Политика Саргона и его преемников. Нашествие кутиев.
17. Шумеро–аккадское царство в эпоху III династии Ура.
18. Месопотамия в эпоху Старовавилонского царства. Особенности внешней политики.
19. Экономика, общество и право древней Месопотамии по законам Хаммурапи.
20. Вавилония в период касситской династии.
21. Периодизация истории Ассирии. Ассирия в староассирийский и среднеассирийский периоды. Среднеассирийские законы.
22. Новоассирийская военная держава.
23. Падение Ассирии и изменение международной обстановки на территории Передней Азии в VII в. до н.э.
24. Политическая история Нововавилонского царства.
25. Социально–экономическое развитие Нововавилонского царства.
26. Религия и мифология древней Месопотамии.
27. Литература, искусство, наука древней Месопотамии.
28. Особенности развития Элама и роль этого государства в становлении Персидского царства. Мидия как предшественница Персии.
29. Персия при Кире и Камбизе.
30. Приход к власти Дария I и характерные черты его внешней и внутренней политики.
31. Греко-Персидские войны.
32. Персия при преемниках Дария I. Завоевание Персии Александром Македонским.
33. Зороастризм – религия древних персов.
34. Природные условия Малой Азии. Возникновение Хеттского царства и Старохеттский период его истории.
35. Экономика и общество Хеттского царства по Хеттским законам.
36. Новохеттская держава.
37. Возникновение, расцвет и гибель государства Урарту.
38. Сирия и Финикия во II – сер. I тыс. до н.э.
39. Возникновение и характерные особенности развития древнееврейского государства.
40. Возникновение иудаизма и основные идеи этой религии.
41. Источниковая база по истории древней Индии.
42. Индская цивилизация – древнейшая цивилизация на территории Индии.
43. Приход ариев в Индию. Ведийский период в истории Индии. Особенности социальной структуры древней Индии.
44. Политическая борьба за объединение Индии. Возвышение Магадхи. Поход Александра Македонского в Индию.
45. Держава Маурьев. Социально-политические отношения по «Артхашастре» Каутильи.
46. Индия в эпоху Кушан и Гуптов.
47. Культура древней Индии.
48. Религиозные системы древней Индии. Ведийская религия. Брахманизм и индуизм.
49. Основные идеи буддизма и его роль в духовном развитии человечества.
50. Особенности источниковой база по истории Китая. Периодизация истории древнего Китая. Китай эпохи Шан–Инь.
51. Китай эпохи Западного Чжоу.
52. Эпоха Восточного Чжоу в Китае. Особенности развития Китая в период «Чуньцю» и период «Чжаньго».
53. Жизненный путь Конфуция и основные положения его учения.
54. Развитие философских школ в Китае: моизм, даосизм, легизм.
55. Царство Цинь и реформы Шан Яна. Возникновение империи Цинь. Правление Цинь Шихуанди.
56. Возникновение империи Хань. Старшая и Младшая Хань.
57. Внешняя политика в период империи Цинь и империи Хань.
58. Религиозная жизнь древнего Китая. Религиозный даосизм.
59. Наука и искусство древнего Китая.
К разделу II. История доколониального Востока
1. Этническое окружение Китая. Проблемы взаимоотношений земледельцев и кочевников.
2. Политическое развитие Китая в III – VI вв.
3. Социальное и экономическое развитие Китая в III – VI вв.
4. Социокультурные аспекты китайского общества в средневековье.
5. Политическое развитие династий Суй и Тан.
6. Тан люй шу и. Понятие преступления в эпоху Тан.
7. Экономическое и социальное развитие Китая в период Тан. Надельная система в Китае.
8. Китай эпохи Сун.
9. Завоевание Китая монголами. Китай под властью династии Юань.
10. Особенности развития Китайской государственности в средние века. Народ и власть в Китае.
11. Реформы Чжу Юаньчжана и политическое развитие Мин.
12. Реформаторское движение в эпоху Мин. Реформаторство как неотъемлемая черта китайской истории.
13. Крестьянская война XVII в. Типология крестьянских движений в Китае.
14. Манчжуры в XVII в. Завоевание манчжурами Китая.
15. Китай под властью династии Цин. Эпоха Канси-Цунлинь.
16. «Опиумные войны»: причины, события, итоги.
17. Япония до возникновения сегуната.
18. Возникновение сегуната в Японии. Особенности японского феодализма.
19. Сегунат Токугава. Предпосылки реформ Мойдзи.
20. Особенности Индийской цивилизации.
21. Индуизм и кастовая система в средневековой Индии.
22. Социально-политическое развитие индусской Индии.
23. Делийский султанат: основные этапы развития.
24. Государство и экономика в Делийском султанате.
25. Империя Великих Моголов: социально-политическое развитие.
26. Империя Великих Моголов: социально-экономическое развитие.
27. Проникновение европейцев в Индию. Торговый колониализм.
28. Превращение Индии в английскую колонию.
29. Понятие «колониализм». Основные этапы развития колониализма.
30. Иран эпохи Сасанидов.
31. Арабы до возникновения ислама.
32. Возникновение ислама и его основные догматы.
33. Основные течения в раннем исламе.
34. Арабские завоевания VII – VIII вв.
35. Мединский и Омейядский халифаты.
36. Халифат Аббасидов.
37. Египет и северная Африка после распада халифата.
38. Сельджукские завоевания. Сельджукский султанат и его распад.
39. Кочевое общество монголов. Особенности развития традиционных обществ кочевников.
40. Монгольские завоевания и их роль во всемирно-историческом процессе.
41. Объединение Ирана под властью Сефевидов. Реформы Аббаса I.
42. Иран под властью Надир-шаха. Установление власти династии Каджаров.
43. Позиции европейских держав в Иране к середине XIX в. Попытки реформ Амир Низама.
44. Образование Османского государства. Внешняя политика османов.
45. Османская империя в(о) второй половине XV – первой половине XVIII вв. Особенности традиционного османского общества.
46. Упадок Османской империи. Реформы Селима III и Махмуда II.
47. I и II периоды танзимата.
К разделу Новая история стран Азии и Африки (вторая половина XIX – начало ХХ в.)
1. Колониализм как историческое явление
2. Особенности развития капитализма в странах Востока. Изменения в социальной структуре обществ (вторая половина XIX – начало XX в.)
3. Становление национально-освободительного (буржуазного) движения в странах Востока
4. Основные теоретические подходы к изучению истории колониального Востока
5. Усиление экономического и политического проникновения европейских держав в Османскую империю во второй половине XIX в.
6. Движение «новых османов». Принятие конституции 1876 г.
7. Режим «зулюма», его социальная сущность
8. Становление младотурецкого движения. Идеология и особенности практической деятельности младотурецких организаций.
9. Младотурецкая революция 1908-1909 гг.
10. Политика младотурецкого режима после революции. Итало-турецкая и Балканские войны.
11. Строительство Суэцкого канала и установление финансового контроля над Египтом
12. Восстание Араби-паши и британская оккупация Египта.
13. Колониальная политика Великобритании в Иране (вторая половина XIX – начало XX в.)
14. Колониальная политика России в Иране (вторая половина XIX – начало XX в.)
15. Первый этап Иранской революции 1905-1911 гг.
16. Второй этап Иранской революции 1905-1911 гг. Итоги революции
17. Изменения в государственно-политической системе колониальной Индии во второй половине XIX в.
18. Особенности становления капитализма в Индии (вторая половина XIX – начало XX в.)
19. Общественно-политическая мысль Индии в 30-70-е гг. XIX в.
20. Образование Индийского национального конгресса.
21. Складывание радикального течения в национально-освободительном движении Индии.
22. Подъем национально-освободительного движения в Индии в 1905 г. Движение «сварадж» и «свадеши».
23. Индийский национальный конгресс в годы антиколониального подъема 1905-1908 гг. Образование Мусульманской Лиги.
24. Афганстан в международных отношениях первой половины XIX века.
25. Афганистан в политике великих держав во второй половине XIX – нач. XX в.
26. Политика «самоусиления» в Китае и ее результаты.
27. Усиление натиска капиталистических держав на Китай в конце XIX в.
28. Зарождение реформаторского движения в Китае. «100 дней реформ»
29. Восстание ихэтуаней
30. «Новая политика» Цинов
31. Возникновение революционно течения в Китае. Сунь Ятсен.
32. Синьхайская революция, ее итоги и значение.
33. «Революция Мэйдзи» и буржуазные реформы в Японии.
34. Идейно-политическая ситуация в Японии в конце XIX в. Конституция 1889 г.
35. Особенности развития капитализма в Японии в конце XIX – начале XX в.
36. Внешняя политика Японии в конце XIX – начале XX в.
37. Страны Дальнего востока в годы первой мировой войны.
38. Индия в годы первой мировой войны.
39. Иран и Афганистан в годы первой мировой войны.
40. Османская империя в годы первой мировой войны
К разделу Новейшая история страны Азии и Африки (1918-1945 гг.)


1. Основные направления эволюции стран Востока в 1918-1945 гг.
2. Октябрьская революция и Восток.
3. Внешнеполитическое положение Турции после первой мировой войны. Севрский мирный договор.
4. Советско-турецкие отношения в 1920-1921 гг. Война Турции и Армении. Советско-турецкий договор 1921 г.
5. Поражение англо-греческой интервенции. Лозаннская конференция 1922-1923 гг.
6. Политический режим и буржуазные реформы в Турции в 1920-1930-е гг.
7. Внешняя политика Турции в 1923-1939 гг.
8. Турция в годы второй мировой войны.
9. Особенности национально-освободительного движения в арабских странах в 1918-1945 гг.
10. Раздел арабских территорий после первой мировой войны. Борьба за национальное освобождение в Сирии и Ираке в 20-30-е гг.
11. Палестинская проблема в международных отношениях 1918-1939 гг.
12. Подъем Национально-освободительного движения в Египте после первой мировой войны. Провозглашение Египта независимым государством.
13. Политические процессы в Египте в 1920-1930-е гг. Египет в период второй мировой войны.
14. Усиление влияния Великобритании в Иране после первой мировой войны. Англо-иранское соглашение 1919 г. Советско-иранское соглашение 1921 г.
15. Гилянская революция.
16. Реформы в период правления Реза-шаха в Иране.
17. Иран в годы второй мировой войны.
18. Подъем национально-освободительного движения в Индии в 1920-1922 гг.
19. Ганди и гандизм.
20. Политические процессы в Индии в период спада национального движения в 1922-1927 гг.
21. Подъем национально-освободительного движения в Индии в конце 20-х – начале 30-х гг.
22. Конституционные реформы в Индии 1919 г. и 1935 г. и их влияние на политические процессы в Индии.
23. Экономическое развитие Индии в 20-30- е гг. XX в.
24. Индия в годы второй мировой войны.
25. Государственно-политическая система и экономическое развитие Японии в 1920-1930-е гг.
26. Подъем демократического движения в Японии в 1920- е гг. Японский фашизм.
27. Внешняя политика Японии в 1918-1937 гг.
28. Внутренняя и внешняя политика Японии в 1937-1941 гг.
29. Япония в годы второй мировой войны.
30. Внешне- и внутриполитическое положение Китая после первой мировой войны. «Движение 4 мая» 1919 г.
31. Зарождение коммунистического движения в Китае I-III съезды Коммунистической партии Китая.
32. Создание революционной базы на юге Китая. Реорганизация гоминьдана и образование единого фронта гоминьдана и КПК.
33. Революция в Китае 1925-1927 гг.
34. Установление гоминьдановского режима в Китае. Социально-экономическая политика гоминьдана в 1927-1937 гг.
35. Внешняя политика и международное положение Китая в 1927-1937 гг.
36. Советское движение в Китае 1927-1936 гг.
37. Начало японской агрессии против Китая в 1937 г. и международное положение страны. Формирование антияпонского фронта гоминьдана и КПК.
38. Внутри- и внешнеполитическое положение Китая в период войны на Тихом океане.
К разделу V. Новейшая история стран Азии и Африки Ч. II.
1. Вторая Мировая война и ее влияние на страны Востока. Крах колониальной системы. Понятие неоколониализм.
2. Движение неприсоединения и военные блоки в странах Востока.
3. Политические процессы в странах Востока. Выбор путей развития. Понятие третий мир.
4. Социально-экономические процессы в странах Востока.
5. Послевоенный оккупационный режим в Японии 1945–1952. Сан-Францисский мирный договор 1951 г. Советско-японские отношения.
6. Внутренняя и внешняя политика Японии в постоккупационный период. Японское «экономическое чудо».
7. Особенности общественно-политического и экономического развития Японии 60–80-е гг. Японо-американские отношения.
8. Японский классический менеджмент и его эволюция. Япония на современном этапе.
9. Крушение колониального режима в Индии (1945–1947)
10. Экономическое развитие Индии в «эпоху Д. Неру» (1947–1964). Понятие «индийский социализм»
11. Внутриполитическое развитие Индии в «эпоху Неру» (1947–1964). Формирование «курса нейтралитета Неру».
12. Кризисные процессы в Индии во второй половине 1960-х – 1970-е гг. Социально-экономическая политика И.Ганди.
13. Внешняя политика Индии в 60–70-е гг. Индо-пакистанские конфликты и их последствия.
14. Индия в конце ХХ в. Основные проблемы современной Индии
15. Гражданская война в Китае и победа народной революции 1945–49 гг. Образование КНР.
16. КНР в 1949–58 гг. Начальный, переходный этап строительства социализма.
17. Курс «большого скачка», «коммунизации деревни» и «политики урегулирования» в КНР.
18. Культурная революция (1966–1976 гг.). Политический кризис в Китае 1976–78 гг.
19. Реформы в Китае 80–90- гг. Основные проблемы современного Китая.
20. Внешняя политика КНР в 50-е – начало 60-х гг. ХХ в. Советско-китайское сотрудничество.
21. Кризис советско-китайских отношений в 1960-е гг.: причины и итоги.
22. Послевоенная Турция. Реформы 1945–1946 гг. Турция в годы правления Демократической партии.
23. Особенности внутри и внешнеполитического курса Турции в годы II Республики.
24. Особенности модернизации современной Турции. Проблемы внешней политики.
25. Иран во второй половине 40-х–50-е гг. ХХ в. Борьба за национализацию нефтяной промышленности.
26. «Белая революция шаха и народа» в Иране и причины ее краха.
27. Исламская революция 1978¬–79 гг.: причины, ход, итоги.
28. Исламский путь развития Ирана. Внутренняя и внешняя политика Исламской республики в 1980-е гг.
29. Особенности модернизации современного Ирана: трансформация внутриполитического, социально-экономического и внешнеполитического курса.
30. Индокитай после Второй Мировой войны. Августовская революция 1945 г. и война Сопротивления против французских колонизаторов.
31. Индокитай после Женевских соглашений 1954 г. Образование НФОЮВ
32. Вьетнам в 1960-70-е гг. Борьба против американской агрессии и ее последствия.
33. Урегулирование проблем Индокитая в 80-90-е гг. ХХ в.
34. Послевоенное устройство Кореи. Раскол Кореи причины Корейской войны.
35. Корейская война 1950-53 гг.: причины, ход, итоги.
36. Республика Корея и КНДР после Корейской войны. Проблема объединения Кореи
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
К разделу I.
1. Концепция Л. Мечникова о влиянии природного фактора на формирование особенностей цивилизации.
2. Возникновение письменности в древнем Египте и древней Месопотамии.
3. Проблема канона в древнеегипетском искусстве. Амарнское искусство.
4. Древнеегипетская религия.
5. Древнеегипетская литература: основные жанры и сюжеты.
6. «Эпос о Гильгамеше» как исторический источник.
7. Миграции кочевых народов в истории Месопотамии.
8. Политическая борьба в Персии в VI в. до н.э. по «Истории» Геродота.
9. Зороастризм – религия древних персов.
10. «Авеста» как исторический источник.
11. Финикия и ее роль развитии Восточного Средиземноморья.
12. Карфаген и создание Карфагенской державы в V–III вв. до н.э.
13. Социально-правовые отношения в древнеиндийском обществе по «Законам Ману».
14. Портрет императора Цинь Ши-Хуанди по «Историческим запискам» Сыма Цяня.
15. Развитие научных знаний в Древнем Китае
16. «Кочевые народы» во внешней политике Древнего Китая.
17. Традиции летописания в Древнем Китае.
18. Архивы Древнего Востока.
К разделу II.
1. Понятие «восточный феодализм» в современной отечественной ориенталистики.
2. Понятие «азиатский способ производства».
3. Социокультурные аспекты китайского общества в средневековье.
4. Политическое развитие династий Суй и Тан.
5. Китай эпохи Сун.
6. Особенности развития Китайской государственности в средние века.
7. Реформаторское движение в эпоху Мин. Реформаторство как неотъемлемая черта китайской истории.
8. Манчжуры в XVII в. Завоевание манчжурами Китая.
9. «Опиумные войны»: причины, события, итоги.
10. Возникновение сегуната в Японии. Особенности японского феодализма.
11. Сегунат Токугава. Предпосылки реформ Мойдзи.
12. Индуизм и кастовая система в средневековой Индии.
13. Государство и экономика в Делийском султанате.
14. Империя Великих Моголов: социально-политическое развитие.
15. Империя Великих Моголов: социально-экономическое развитие.
16. Проникновение европейцев в Индию. Торговый колониализм.
17. Понятие «колониализм». Основные этапы развития колониализма.
18. Иран эпохи Сасанидов.
19. Основные догматы ислама.
20. Основные течения в раннем исламе.
21. Мединский и Омейядский халифаты.
22. Египет и северная Африка после распада халифата.
23. Основные тенденции развития кочевого общества.
24. Османская государственность.
25. Модернизация Османской империи.
К разделу III.
1. Становление капитализма в Индии во второй половине XIX – начале XX вв.
2. Восстание сипаев и его роль в процессе складывания колониального режима в Индии.
3. Эволюция конституционно-административной системы Британской Индии во второй половине XIX - начале XX в.
К разделу V.
1. Арабо-израильские войны: причины и последствия.
2. Афганистан в 1990-е гг. Движение Талибан.
3. Международная антитеррористическая кампания в Афганистане 2001 г. и разгром талибов.
4. «Культурная революция» в Китае (1966–1976 гг.): причины, ход, последствия.
5. «Исламская революция» в Иране (1978–1979 гг.). Приход к власти исламских фундаменталистов.
6. Политика «Трех красных знамен» – курс ускоренного строительства социализма с китайской спецификой.
7. Особенности «рыночного социализма» с китайской спецификой.
8. Экономические реформы в Китае в 80-90-е гг. ХХ в.: стратегия, тактика, итоги.
9. Основные проблемы современного Китая.
10. Японский классический менеджмент и его эволюция.
11. Трансформация социалистических режимов на Востоке (на примере Китая).
12. Традиция и модернизация на Востоке (на примере Ирана)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Тест 1-1
1. Установите соответствие между левой и правой колонками:
Найдите соответствующие описания общин
Община Характеристика общины
1. Сельская земледельческая (восточная) община а) разделена на малые семьи, владеющие отчуждаемым участком - аллодом. Совместная работа осуществляется при второстепенной непроизводственной функции. Не община, а отдельный дом является самодовлеющим «экономическим целым»
2. Городская земледельческая (античная) община б) это производственный коллектив, разделенный на большие патриархальные или матриархальные семьи, в котором процесс производства невозможно вести изолированно, без помощи членов других семей
3. Марка или соседская земледельческая община в) эта община предполагает в качестве своего базиса не земельную площадь как таковую, а город как уже созданное место поселения (центр) земледельцев (земельных собственников). Пашня является здесь территорией города.
г) Производственный коллектив, разделенный на большие патриархальные семьи, которые образуются не на земельной площади, а в городе. Совместной работе оставляются лишь второстепенные непроизводственные функции.

2. Выберите неправильный ответ.
Основными характеристиками феодализма (по Л.Б. Алаеву) являются:
а) натуральность производства; б) ориентация на деревню;
в) «всеобщая связанность», г) собственность на землю; д) наличие капитала.
3. Выберите правильные ответы.
Основными характеристиками восточного феодализма являются:
а) господство частной собственности; б) права индивида к государству отсутствовали;
в) собственность на землю была разделена на две части со своим классом;
г) наличие свободных городов-коммун; д) независимость феодалов от государства.
4. Выберите правильные ответы.
Основными двигателями истории по И.М. Дяьконову являются:
а) уровень технологий (вооружения); б) производственные силы;
в) социально-психологические процессы; г) торговля; д) режим правления;
5. Выберите правильный ответ.
И.М. Дяьконов выделял следующее число стадий развития человечества:
а) два; б) три; в) четыре; г) шесть; д) восемь;
6. Выберите правильный ответ.
Расставьте последовательно формации, учитывая АСП (по Л.С. Васильеву):
1. первобытнообщинный строй; 2. капитализм; 3. рабовладение;
4. феодализм; 5. азиатский способ производства;
7. Установите соответствие между левой и правой колонками:
Распределите основателей династий по соответствующим царствам
Царство Основатель
1. Вэй а. Лю Бэй
2. Шу б. Цао Цао.
3. У в. Сыма Янь
г. Сунь Цуань

8. Выберите правильный ответ:
Прочитайте отрывок и ответьте на вопрос:
А я, изучающий небесные светила, могу добавить, - присоединился Сюй Чжи, - что и знамения неба указывают на конец счастливой судьбы династии Хань. Ваша звезда, государь, потускнела, а созвездие Вэйского царства увенчивает небесный свод. По моему гаданию вышло, что созвездие Гуй связывается с созвездием Вэй, а это означает, что на смену династии Хань приходит династия Вэй. Кроме того, получилось, что восточное созвездие Янь должно соединиться с созвездием У… Ведь если поставить рядом Гуй и Вэй, то получится знак Вэй, обозначающий Вэйскую династию. Янь и У, сведенные вместе, дают знак Сюй, а два солнца, одно сверху, другое внизу, дают знак Чан. В целом это значит, что Вэйский ван в Сюйчане должен принять отречение ханьского императора.
О воцарении какого императора идет речь:
а) Тоба Гуй; б) Гао-цзы; в) Цао Пи; г) Янь Цзянь?
9. Выберите неправильный ответ.
Династия Вэй провела реформу чиновничества, элементы ее сводились к:
а) введению экзаменов; б) учреждению должности «беспристрастных и прямых»;
в) внедрению девяти рангов; г) получению «деревенской категории».
10. Выберите правильный ответ.
Военная мощь династии Вэй оприлась на:
а) организацию военных поселений; б) развитие арендных отношений;
в) рост городов; г) союз с киданями.
11. Выберите неправильный ответ.
Слабость государства Шу была обусловлена:
а) изолированностью от основной части Китая;
б) постоянными завоеваниями Юга;
в) постоянными набегами хунну;
г) организацией государства, которое строилось на личной преданности Лю Бэю.
12. Выберите правильный ответ.
Военная победа Цзинь над У была обусловлена:
а) быстрым разложением военных поселений в Цзинь;
б) быстрым разложением военных поселений в У;
в) развитием арендных отношений при Сунь Хао;
г) учреждению надельной системы в Шу.
13. Выберите неправильный ответ.
К племенам кочевников, которые играли ключевую роль в III-VI вв., относились:
а) сунну; б) цзе; в) кидане; г) сяньби; д) ди;
14. Выберите неправильный ответ.
Смуте восьми ванов способствовали:
а) рост крупного землевладения; б) учреждение удельных властей;
в) падение престижа государственной службы; г) система фубин.
15. Расставьте по порядку племена, которые провозглашали империи:
1. Муюны (Ранняя Янь); 2. Тобгачи (Северная Вэй);
3. Сюнну (Позднее Чжао); 4. Сюнну (Ранее Чжао); 5. Ди (Ранняя Цинь);
16. Вставьте пропущенное слово или группу слов:
Ядро сильного дома составлял _________________– клан его предводителя, к которому зависимые люди относились как бинькэ – гости.
17. Выберите неправильные ответы.
В эпоху Троецарствия проходили следующие процессы в деревни:
а) деревенское самоуправление заслонила фигура «деревенского вождя»;
б) усиление Центра привело к мелочной регламентации жизни в деревни;
в) деревня трансформировалась в «клятвенные союзы» во главе с вожаком;
г) сельская община получила статус государственного учреждения;
д) глава сельского союза оказывает своим людям милость.
18. Выберите правильный ответ.
Рост крупных городов был характерен для следующего региона Китая:
а) севера; б) юга; в) востока; г) запада.
19. Выберите правильные ответы.
Трансформация социальных отношений в III-VI в. сопровождалась:
а) усилением сильных домов; б) ослаблением налогового гнета;
в) сокращением численности городов; г) гибелью деревни типа цунь;
д) концентрацией населения.
20. Выберите правильный ответ.
Родовитость клана в IV-V вв. удостоверялась:
а) географическим происхождением; б) количеством военных побед;
в) рангом; г) количеством земли.
21. Вставьте пропущенное слово или группу слов:
Главными виновниками того, что путь воина, даже в его идеализированных формах, был оттеснен на периферию китайской цивилизации и расценивался чуть ли не как синоним беззакония, следует считать слой ____– слой по своему воспитанию и мировоззрению чиновничий.
22. Выберите правильный ответ.
Ян Цзянь стал основателем династии:
а) Суй; б) Тан; в) Цзинь; г) Сун.
23. Выберите правильный ответ.
Впервые система государственных экзаменов была введена династией:
а) Суй; б) Тан; в) Цзинь; г) Сун.
24. Выберите неправильный ответ.
Известная триада налогов включала в себя:
а) зерновой налог; б) промысловую подать; в) подушную подать; г) трудовую повинность.
25. Вставьте пропущенное слово или группу слов:
С 583 г. в Китае стала действовала рекрутская система ____, при которой на службу пожизненно призывалась только часть рекрутов. Этих призывников (бин) обучали военному делу. Они составляли местный гарнизон (фу), являвшийся одновременно и административной единицей.
26. Выберите правильный ответ.
Ли Юань стал основателем династии: а) Суй; б) Тан; в) Цзинь; г) Сун.
27. Расставьте по порядку социальные слон, которые регулировались семенным законодательством Тан люй шу и, начиная с высшего:
1) буцуй; 2) лично-свободные; 3) цзаху, юэ, гун; 4) чиновники; 5) рабы.
28. Объясните юридическое значение «Десяти зол».
29. Выберите правильный ответ.
Расцвет Танского Китая был обусловлен:
а) зрелостью арендных отношений; б) наймом в сельском хозяйстве;
в) преобладанием крупных вотчин; г) развитием надельной системой.
30. Выберите неправильный ответ.
Военная система Танского Китая (фубин) характеризовалась:
а) в мирное время рекруты занимались земледелием;
б) система требовала значительные государственные расходы;
в) невозможностью усиления военной верхушки;
г) армия становится средством подавления мятежей.
31. Выберите правильный ответ.
Высшими центральным органами танского Китая были:
а) шэны (省); б) министерства (部); в) приказы (寺); г) посланики (节度使).
32. Выберите правильный ответ.
Округа (州) в эпоху Тан делились на следующее количество разрядов:
а) два; б) три; в четыре; г) не делились.
33. Выберите неправильный ответ.
Очевидными признаками заката могущества Танской державы были:
а) упадок надельной системы; б) рост бюрократии; в) усиление роли цзедуши;
г) рост государственных земель; д) рост крестьянских восстаний.
34. Выберите правильный ответ.
Известное крестьянское восстание в эпоху Тан возглавлял:
а) Ань Лушань; б) Ян Янь; в) Хуан Чао; г) Чжу Вэнь.
35. Выберите правильный ответ.
Надельная система распространялась на следующую категорию земель:
а) государственные (тунь тянь); б) общественные (гун тянь);
в) должностные (чжи тянь); г) императорские поместья (хуан чжуан).
36. Выберите неправильный ответ.
Реформа Ян Яня подразумевала:
а) введение единого налога (两税); б) налог зависел от земли и доходов;
в) контроль государства за землепользованием; г) арендные отношения.
37. Выберите правильный ответ.
Изменения в 770-е годы в организации казенного ремесла заключались в:
а) введении принудительного поочередного труда ремесленников;
б) организации мастерских (行/司) по профессиональному признаку;
в) праве откупаться от своих повинностей;
г) открытии частных мастерских.
38. Выберите правильный ответ.
Уголовное законодательство именовалось:
а) люй; б) ши; в) лин; г) гэ.
39. Выберите правильный ответ.
Правовая категория «Фа» означала:
а) моральные стереотипы поведения; б) новые правовые отношения;
в) установления государства; г) этическая оценка проступка.
40. Выберите правильный ответ.
«Восемь причин для обсуждения» подразумевали:
а) список наиболее одиозных преступлений; б) перечисление неприкасаемых лиц;
в) название основных преступных мотивов; г) перечень смягчающих обстоятельств.
41. Выберите неправильный ответ.
Философскими основами уголовного законодательства являлись идеи о:
а) завершении «золотого века»; б) наказании императора Небом;
в) наказании во время господства силы Ян;
г) связи преступлений с природными катаклизмами.
42. Выберите неправильный ответ.
Основными характеристиками клана являлись:
а) патрилокальность; б) патернализм;
в) патрилинейность, г) патриномичность.
43. Вставьте пропущенное слово или группу слов:
Государство содействовало упрочению институтов родства двояким путем: посредством _____ населения (внедрения в сознание людей морально-этических и религиозно-философских догм конфуцианства) и посредством придания этим нормам характера правовых институтов.
44. Расставьте по порядку степень родства, начиная с самого близкого
1. Чжаньцуй, 2. Цигуй, 3. Дагун, 4. Сяогун, 5. Сыма.
45. Установите соответствие между левой и правой колонками:
Император Годы правления
1. Гао-цзу а. 627-649;
2. Тай-цзун 6.618-626;
3. Гао-цзун в. 847-859;
4. Сюань-цзун г. 650-683;
д. 825-826
е. 889-904;

46. Выберите неправильный ответ:
В эпоху Тан к трем наставникам относили:
а) Великий Наставник (太师); б) Великий воспитатель (太傅);
в) Великий опекун (太保); г) Великий защитник (太尉).
47. Выберите правильный ответ:
Наказания не придусматривалось за брак личносвободного с:
а) рабом; б) буцюем; в) цзаху; г) тайчан иньшэнжэнь.
48. Выберите правильный ответ:
Выявите соответствие между цифрами на карте и следующими царствами:
а) Вэй (曹魏) б) Шу Хань (蜀汉); в) У (东吴).

Примерные темы семинарских занятий
Семинар 1. Средневековый Восток и всемирный исторический процесс
1. Восточный феодализм и азиатский способ производства: дискуссии 20-30-х, 60- 80-х годов ХХ в. в отечественной ориенталистике.
2. Теория цивилизаций и Восток.
3. Феномен восточного деспотизма.

Вопросы для письменного задания:
1. Кратко опишите суть формационного подхода в исторической науке?
2. Приведите не менее трех формационных концепций (И.М. Дьяконов, В.Н. Никифоров, В.И. Павлов).
3. Что такое азиатский способ производства? Какое он занимает место во всемирной историческом процессе?
4. Перечислите основные черты феодализма (По Л.Б. Алаеву). Заполните следующую таблицу:
№ п/п Черта Описание черты

5. Назовите основные особенности восточного феодализма.
№ п/п Черта Описание особенной черты

6. Почему Восток и Запад развиваются разными путями?
7. Объясните смысл термина «восточный деспотизм».
8. Почему Китай относят к восточным странам?
9. Какова роль теорий цивилизаций в исторической науке?
10. По каким критериям Китай выделяют в отдельную цивилизацию?

Темы докладов:
1. Основные идеи концепции В.Н. Никифорова.
2. Исторический процесс по М.И. Дьяконову.
3. Исторические типы общественного воспроизводства С.В. Онищука.
4. Основные черты китайской цивилизации по А. Дж. Тойнби.

Тестовые задания:
1. Выберите правильные ответы.
Основными характеристиками восточного феодализма являются:
а) господство частной собственности;
б) права индивида по отношению к государству отсутствовали;
в) собственность на землю была разделена на две части, каждая из которых была представлена своим классом или социальным слоем,
г) наличие свободных городов-коммун;
д) независимость феодалов от государства.
2. Выберите неправильный ответ.
Основными характеристиками феодализма являются:
а) натуральность производства;
б) ориентация на деревню;
в) «всеобщая связанность»,
г) собственность на землю;
д) наличие капитала.
3. Выберите правильный ответ.
О какой формации говорится в отрывке:
Для народов Востока характерен первый путь образования классов. Он возникает в условиях господства общинной собственности, когда происходит монополизация должностных функций в общественном разделении труда, когда власть и господство основываются не на собственности, а на высоком положении в традиционной иерархии и престиже.
В этом обществе налицо незавершенность процесса классообразования, выражающаяся в архаической нерасчлененности каждого из возникающих классов. Господство естественных производительных сил над общественными, коллективной формы труда над индивидуальной приводило к тому, что эксплуататору противостоял, как правило, не отдельный, обособленный индивид, а целая сельская земледельческая община.

Семинар 2. Уголовное законодательство и общество эпохи Тан
1. Тан люй шу и: история создания, структура свода.
2. Понятие преступления в эпоху Тан.
3. Особенности социальной структуры феодального Китая.
4. Отражение социальных общностей в уголовном средневековом праве.

Вопросы для письменного задания:
1. Дайте внутреннюю и внешнюю критику Тан люй шу и.
2. Какую историческую ценность имеют «уголовные установления Тан»?
3. Коротко охарактеризуйте социальную структуру Тан.
4. Опишите основные характеристики китайского клана? Кланы каких родственников существовали в танском Китае? Заполните таблицу:
Тип клана Характеристика клана
Эгалитарный
Конический
5. Перечислите философские основы Кодекса?
6. Объясните термины «Фа», «Ли»?
7. Что такое «восемь причин»?
8. Что такое «десять зол»?
9. Как регулируются отношения между социальными слоями в 14 цзюани?
10. Перечислите основные степени родства в Китае.

Дополнительное задание:
Прочитайте 14 цзюань и выпишете всех социальные общности, упоминаемые в тексте.

Семинарское занятие 3. Проблемы взаимоотношения Китая с кочевниками Евразии
1. Этническое окружение Китая в раннем средневековье.
2. Представления о мире китайцев.
3. Характер взаимоотношений между китайцами и номадами.

Темы докладов:
Типология скотоводства и номадизма на севере Китая.
Основные закономерности трансформации в управлении кочевниками после завоеваний.

Вопросы для письменного задания:
1. Что такое нормативное историописание?
2. Какие виды периферийных территорий выделяются в китайской модели поднебесной?
3. Как трансформировались представления о мире в эпоху Сун?
4. Опишите соседей Китая на Юге, Западе и Севере в виде отдельной таблицы.
Племена Время существования Локализация Тип занятия Способ взаимодействия
Северо-восток

Север

Запад

Юго-запад

5. Выделите основные черты кочевого общества.
6. Как взаимодействуют кочевые и земледельческие цивилизации?
7. Сколько этапов выделяет Н.Н. Крадин при взаимоотношении китайцев с хунну?
8. Опишите виды скотоводства:
Виды скотоводства Описание
Кочевое
Полукочевое
Полуоседлое
Пастушеское или отгонно-пастбищное
Яйлажное
Оседлое

Дополнительные задания:
1. Дайте определения следующим понятиям «кочевой мир», «кочевая цивилизация», «кочевой феодализм», «кочевая империя».
2. Как трансформировалось управление кочевников после завоевания Китая.

Семинар 4. Особенности экономического развития Китая (XVI-XVIII вв.)
1. Аграрная политика минских и цинских императоров и ее динамика.
2. Регламентация земельных отношений в Да Мин люй цзи цзе фу ли.
3. Налоговая система в Китае.
Литература:

Вопросы для письменного задания:
1. Заполните таблицу:
Династия Система землепользования Крестьянские слои
Тан
Сун
Мин
Цин
2. Назовите основные черты надельной системы.
3. Назовите основные черты арендной системы.
4. Назовите основные виды земельной собственности в позднесредневековом Китае и сравните их с другими эпохами средневековья. Заполните таблицу:
Династия Виды земельной собственности
Общественная Государственная Частная
Тан
Сун
Мин
Цин
5. Как изменились поземельные отношения в Цинском Китае?
6. Перечислите основные налоги в эпоху Мин и сравните ее Танской.
Тан (до 771 г.) Тан (после 771 г.) Мин
Количество налоговых сборов
Объект налогообложения
Налоги
7. Изменилась ли налоговая система бао-люй-цзу в минское время?
8. Какие проступки в сфере земельных отношений регламентировали законы Мин?
9. Выделите две формы феодального землевладения в Китае.
10. Был ли однороден правящий слой в Китае?

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. С. Васильев. — ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. ТОМ 2 В 2 КН. КНИГА 1 6-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. Т. 1 В 2 КН. КНИГА 1 7-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Л. С. Васильев. — ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. ТОМ 2 В 2 КН. КНИГА 2 6-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. Т. 1 В 2 КН. КНИГА 2 7-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СЕРЕДИНА XIX - СЕРЕДИНА XX ВЕКА. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СЕРЕДИНА XX - НАЧАЛО XXI ВЕКА. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СРЕДНИЕ ВЕКА И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Э2 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER?
Э3 http://sbiblio.com/biblio/
Э4 http://www.bibliotekar.ru
Э5 http://www.nlr.ru
Э6 http://sbiblio.com/biblio/
Э7 http://www.isras.ru/
Э8 http://www.synologia.ru/
Э9 http://e-libra.ru/
Э10 http://godsbay.ru/orient/china.html
Э11 http://world-of-legends.su/kitai -
Э12 http://www.nlr.ru
Э13 http://sbiblio.com/biblio/
Э14 http://gumilevica.kulichki.net/HE1/
Э15 http://www.orientalica.com/
Э16 История Востока (История древнего Востока) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MathCAD, Автокод, Adobe Photoshop, Corel draw, Компас, VBasic 6, Visual FoхPrо 7.0; Delphi 6 и др.
В компьютерном классе установлены средства MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/
http://sbiblio.com/biblio/
http://www.bibliotekar.ru
http://sbiblio.com/biblio/
http://sbiblio.com/biblio/
http://www.isras.ru/
http://e-libra.ru/
http://godsbay.ru/orient/china.html
http://gumilevica.kulichki.net/HE1/
http://www.orientalica.com/
http://world-of-legends.su/kitai

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На самостоятельную работу студентов в процессе изучения всех разделов дисциплины отводится 578 академических часов. Формами организации самостоятельной работы студента является:
1. Углубленное изучение отдельных вопросов курса (работа с вопросами для самоконтроля).
2. Подготовка вопросов семинарских занятий.
3. В течение семестра студент выполняет одну реферативную работу, либо иные формы самостоятельных письменных работ. Студенты самостоятельно осуществляют подбор и изучение литературы и источников к научным докладам и рефератам. Выполнение работы формирует навыки самостоятельного анализа выбранной темы. Обсуждение рефератов и сообщений выносится на промежуточный контроль – зачет.
4. Работа над изучением категориального и терминологического аппарата курса, усвоение которого проверяется при помощи контрольных работ.
5. Изучение дополнительной литературы по дисциплине.