МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История государственного права региона специализации в XX- начале XXI вв.

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 84
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 84 84 84 84
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Глазунов Д.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
История государственного права региона специализации в XX- начале XXI вв.

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №202)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доц. Д.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доц. Д.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - сформировать у учащихся представление о функционировании государственной системы Китая как на центральном, так и на местном уровне
Задачи курса: познакомить бакалавров с основными идеями строительства и развития Китайской Народной Республики; дать характеристику современному китайскому государству, проанализировать Конституцию КНР 1982 г. и последующие ее изменения, и иные законы об управлении различных административных органов разного уровня, проанализировать деятельность центральных (ВСНП, Госсовет, Председатель КНР, ЦВС) и региональных властей, уделить внимание механизму влияния партийных органов и государства на социальное, политическое, экономическое развитие.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способность составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей
ОПК-7 способность выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функционирование общественно-политических институтов в странах региона специализации
ОПК-11 способность выделять основные параметры и тенденции социального, политического, экономического развития стран региона специализации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Конституцию КНР 1982 г. и последующие ее изменения, Основные положения, законы об управлении различных административных единиц.
Специфику государственной системы КНР и ее роль в формировании социальной, политической, экономической политики.
Структуру управления в центре и на местах. Особенности представительства на местах.

3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать законы и иные нормативные акты.
анализировать структуру управления в центре, в провинциях и округах.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.аналитическими приемами при сопоставлении нормативных актов разного уровня.
поиска в китайском сегменте интернета (китнете) информации о деятельности государственных и общественных структур.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводная часть. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.
1.1. Цели и задачи дисциплины. Государственное и конституционное право. Понятие государства в Китае. Характеристика государственной системы. Влияние экономики на государственный строй Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-11 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
1.2. Сам. работа 6 20 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-11 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 2. Конституция КНР 1982 г.
2.1. История конституционного права КНР. Основные законы ОАР (Сяоган и Аомэнь). Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-11 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
2.2. Сравнительный анализ Конституций КНР (1954, 1975, 1978, 1982): преамбула и общие положения. Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-11 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
2.3. Конституция 1982 г. и ее изменения. Характеристика 5 измений. Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-11 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
2.4. Внутрення и внешняя критика конституции 1982г. Сам. работа 6 20 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-11 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 3. Центарльные органы власти
3.1. ВСНП, ПК ВСНП и его структура. Депутатский корпус КНР. Ежегодные съезды ВСНП и механизм взаимодействия с ПК. Особенности принятия решений в КНР. Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-11 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
3.2. Избирательное право КНР. Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-11 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
3.3. Правительство КНР. Место Госсовета в государственной системе. Динамика развития госсовета в пореформенный период. Министерства, особые комитеты, комитеты, подчиненные структуры и бюджетные организации. Глава правительства и его аппарат. Функции госсовета. Экономическая политика Лекции 6 2 ОПК-11 Л2.2, Л1.1
3.4. Анализ доклада правительства КНР. Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-11 Л2.2, Л1.1
3.5. Закон о государственной службе. Табель о рангах КНР. Права и обязанности госслужащих. Государственная и партийная служба: принципы взаимодейтсвия. Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-11 Л2.2, Л1.1
3.6. Анализ законов, регулирующих деятельность Госсовета, Народно-политического консультативного совета, ВСНП, председателя КНР. Сам. работа 6 20 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-11 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 4. Провинциальная власть
4.1. Административно-территориальное деление КНР. Провинция как основная единица управления в Китае. Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-11 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
4.2. Провинциальные СНП, их стуктура. Депутатский корпус и группы интересов. ПК СНП. Политическая структура регионов и особенности принятия решений. Демократический централизм. Роль провинкомов в системе местной власти. Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-11 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
4.3. Провинциальные правительства. Структура, функционал, кадровое обеспечение. Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-11 Л2.2, Л1.1
4.4. Поиск материалов и анализ управления системы управления на местах Сам. работа 6 20 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-11 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
4.5. Подготовка к зачету Сам. работа 6 4 ОПК-2, ОПК-11 Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Полный перечень практических заданий представлен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=396
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств находится в приложении.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Прудников М.Н. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СОВРЕМЕННУЮ ЭПОХУ 9-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Бойко Н. С., Иглин А. В., Чуканов И. А. ; Отв. ред. Иглин А. В. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сафонов В.Е., Миряшева Е.В. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. ОБЩАЯ ЧАСТЬ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
Л2.2 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.3 Попова А.В., Абрамова М.Г. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт ВСНП www.npc.gov.cn
Э2 Сайт НПКС www.cppcc.gov.cn
Э3 Законы КНР, законодательство и право Китая law.uglc.ru
Э4 Законы КНР, законодательство и право Китая www.sinolink.ru
Э5 Сайт правительства КНР www.gov.cn
Э6 Институт Дальнего Востока РАН www.ifes-ras.ru
Э7 Генеральная прокуратура КНР www.spp.gov.cn
Э8 История государственного права региона специализации в ХХ- начале ХХI вв. portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
4. Сайт главного управления статистики Китая (http://www.stats.gov.cn)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
317М кабинет кафедры востоковедения – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-X31 - 1 единица; стационарный экран: REDLEAF; карты; плакаты
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.