МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История государственного права региона специализации в XX- начале XXI вв.

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 84
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 84 84 84 84
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Глазунов Д.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
История государственного права региона специализации в XX- начале XXI вв.

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №202)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доц. Д.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доц. Д.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - сформировать у учащихся представление о функционировании государственной системы Китая как на центральном, так и на местном уровне
Задачи курса: познакомить бакалавров с основными идеями строительства и развития Китайской Народной Республики; проанализировать Конституцию КНР 1982 г. и последующие ее изменения, Основные положения, законы об управлении различных административных единиц, проанализировать деятельность и структуру силовых структур КНР, выявить особенности развития общества Китая, показать показать влияние государства на социальное, политическое, экономическое развитие, выявить специфику общественно-политических учений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способность составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей
ОПК-7 способность выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функционирование общественно-политических институтов в странах региона специализации
ОПК-11 способность выделять основные параметры и тенденции социального, политического, экономического развития стран региона специализации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Конституцию КНР 1982 г. и последующие ее изменения, Основные положения, законы об управлении различных административных единиц.
Специфику государственной системы КНР и ее роль в формировании социальной, политической, экономической политики.
Структуру управления в центре и на местах. Особенности парламентаризма на местах.

3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать законы и иные нормативные акты.
анализировать структуру управления в центре, в провинциях и округах.
анализировать общественно-политические движения в КНР.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.аналитическими приемами при сопоставлении нормативных актов разного уровня.
поиска в китайском сегменте интернета (китнете) информации о деятельности государственных и общественных структур.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводная часть. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.
1.1. Цели и задачи дисциплины. Государственное и конституционное право. Понятие государства в Китае. Характеристика государственной системы. Теория Сюй Чэнгана и регионально-авторитарный децентрализм. Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-11 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
1.2. Историография государственной системы КНР Сам. работа 6 10 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-11 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 2. Конституция КНР 1982 г.
2.1. Конституция 1982 г. и ее изменения. Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-11 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
2.2. Государственные органы власти КНР. Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-11 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
2.3. Преамбула и глава 1 Конституции КНР 1982 г. Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-11 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
2.4. Внутрення и внешняя критика конституции 1982г. Сам. работа 6 10 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-11 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 3. Центарльные органы власти
3.1. ВСНП, ПК ВСНП и его структура. Депутатский корпус КНР. Ежегодные съезды ВСНП и механизм взаимодействия с ПК. Особенности принятия решений в КНР. Отчеты правительства, прокуратуры и верховного суда КНР. Лекции 6 4 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-11 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
3.2. Президент (председатель) КНР. Госсударственный совет КНР. Министерства, особые комитеты, комитеты, подчиненные структуры и бюджетные организации. Глава правительства и его аппарат. Реформы КНР и экономическая политика. Практические 6 4 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-11 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
3.3. Закон о госслужащих КНР Сам. работа 6 10 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-11 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 4. Провинциальная власть
4.1. Поиск материалов и анализ управления системы управления на местах Сам. работа 6 54 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-11 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
4.2. Провинциальные правительства. Структура, функционал, кадровое обеспечение. Практические 6 4 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-11 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
4.3. Провинциальные СНП. Стуктура, депутатский корпус. ПК СНП. Принятие рещений. Демократический централизм Практические 6 2 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-11 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
4.4. Административно-территориальное деление КНР. Провинция как основная единица управления в Китае. Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-7, ОПК-11 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Полный перечень практических заданий представлен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=396
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Роль конституции в современных государствах.
2. Правовой статус депутатов ВСНП.
3. Особенности верховной власти в КНР.
4. Территориально-административное деление КНР: законодательство и неформальные единицы.
5. Роль Дэн Сяопина в становлении современного государства.
6. Особенности преемственности власти в КНР.
7. Общественная власть в КНР: единый фронт.
8. Место КПК в государстве КНР.
9. Основные тенденции развития ЦВС в 80-е – 90-е годы ХХ в.
10. Группы интересов в КНР.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Прудников М.Н. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СОВРЕМЕННУЮ ЭПОХУ 9-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Бойко Н. С., Иглин А. В., Чуканов И. А. ; Отв. ред. Иглин А. В. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сафонов В.Е., Миряшева Е.В. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. ОБЩАЯ ЧАСТЬ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
Л2.2 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.3 Попова А.В., Абрамова М.Г. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Бизнес в Китае: http://bizneskitai.ru/biznes-v-kitae
Э2 Русский клуб: http://www.china.russian-club.net/article_2482.html
Э3 Законы КНР, законодательство и право Китая: http://law.uglc.ru ;
Э4 Законы КНР, законодательство и право Китая: http://www.sinolink.ru/law_china25.htm;
Э5 Современное гражданское право: http://www.lawlibrary.ru/izdanie62745.html;
Э6 Институт Дальнего Востока РАН: http://www.ifes-ras.ru
Э7 Магазета: http://magazeta.com/
Э8 Бизнес в Китае: http://bizneskitai.ru/biznes-v-kitae
Э9 Русский клуб: http://www.china.russian-club.net/article_2482.html
Э10 Законы КНР, законодательство и право Китая: http://law.uglc.ru ;
Э11 Законы КНР, законодательство и право Китая: http://www.sinolink.ru/law_china25.htm;
Э12 Современное гражданское право: http://www.lawlibrary.ru/izdanie62745.html;
Э13 Институт Дальнего Востока РАН: http://www.ifes-ras.ru
Э14 Учебная дисциплина "История государственного права Китая в конце ХХ - начале XXI вв." в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
4. Сайт главного управления статистики Китая (http://www.stats.gov.cn)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.