МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и методология зарубежного комплексного регионоведения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильАзиатские регионы: социально-экономические и политические процессы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_АР_01_2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 47
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 47 47 47 47
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История и методология зарубежного комплексного регионоведения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017г. №648)

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ист.н., доцент Д.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.ист.н., доцент Д.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать представления о развитии предмета, методологии и категориальном аппарате регионоведения
Задачи:
1. Раскрыть содержание комплексной учебной дисциплины "регионоведение";
2. Освоить ключевые понятия в рамках дисциплины;
3. Выявить подходы и научные парадигмы в регионоведении;
4. Показать особенности междисциплинарного характера дисциплины.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ОПК-3 Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ОПК-4 Способен проводить научные исследования по профилю деятельности, в том числе в междисциплинарных областях, самостоятельно формулировать научные гипотезы и инновационные идеи, проверять их достоверность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• основные категории комплексного зарубежного регионоведения,
• подходы зарубежных и российских ученых к базовым понятиям дисциплины,
• актуальную научную литературу в области современного регионоведения,
• историю становления регионоведения.
3.2.Уметь:
3.2.1.• применять теоретические знания и методологические подходы в решении научно-исследовательских задач,
• применять основные методы комплексного регионоведения в учебной и профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• современной методологией и понятийным аппаратом комплексного зарубежного регионоведения
• навыками работы с современными программными средствами

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Регионоведения как научная и учебная дисциплина
1.1. Изменение рынка труда и спрос на специалистов в области регионоведения. Регионоведение как учебная дисциплина. ГОС и ФГОС по регионоведению. Понятие компетенций. Види и типы компетенций в "Зарубежном регионоведении". Основные направления деятельности в "регионоведении". Требования к выпускникам по направлению "Зарубежное регионоведение". Лекции 1 2 УК-1, ОПК-3, ОПК-4 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.2. Изучение объективной реальности в регионоведении, регионалистике, страноведении, краеведении. Междисциплинарность комплексного регионоведения. Суммативное содержание предмета современного регионоведения и комплексных подходов в регионоведческих исследованиях. Соотношение предметного поля регионоведения с региональными исследования в области истории, экономики, антропологии, лингвистики, культурологии, юриспруденции, политологии. Профстандарты Лекции 1 2 УК-1, ОПК-3, ОПК-4 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.3. Основные этапы развития знаний о регионе: от анитчности до наших дней). Особенности становление регионоведения в России. Востоковедение и школы МО и их влияние на регионоведение. Region study в западной науке. Мировое комплексное регионоведение и его оформление в различных нациальных исследовательских школах. Лекции 1 4 УК-1, ОПК-3, ОПК-4 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.4. Понятие "регионоведение" в учебной и научно-исследователськой литературе. Сам. работа 1 6 УК-1, ОПК-3, ОПК-4 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Основные категории регионоведения
2.1. Понятие "регион" в комплексном зарубежном регионоведении. Соотношение региона и района. Понятия "мезорегион", "субрегион", "глобальный регион". Территория и пространство. Понятия "мировая политика" и "международные отношения". Глобализация, модернизация, интеграция и регионализация. "Великая держава" и "региональная держава": оценка понятий в научной литературе. Мировое и региональное пространство и его структурирование. Лекции 1 2 УК-1, ОПК-3, ОПК-4 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.2. Понятие "регион" в современном комплексном зарубежном регионоведении. Основные подходы. Подходы к определению понятия "регион" в отечественном и мировом знаний. "Район" в трактовке Алаева. Концепция У. Айзарда. Подход Ю.Н. Гладкого и А.И. Чистобаева. Я.Г. Машбиц и "комплексное страноведение". А.Д. Воскресенский как исследователь мирового комплексного регионоведения. Практические 1 4 УК-1, ОПК-3, ОПК-4 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.3. Сравнительный анализ регионов в рамках анализируемых понятий. Сам. работа 1 8 УК-1, ОПК-3, ОПК-4 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. История становления мирового комплексного регионоведения
3.1. Российская школа международно-региональных исследований. Практические 1 4 УК-1, ОПК-3, ОПК-4 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
3.2. Региональные державы как объект исследования. Практические 1 4 УК-1, ОПК-3, ОПК-4 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
3.3. Опыт историографического изучения региона специализации Сам. работа 1 8 УК-1, ОПК-3, ОПК-4 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Методы и методология комлексного регионоведения
4.1. Понятие теории в науке. Классификация методов: философские, общенаучные и частнонаучные методы. Роль системного метода в регионоведческих исследованиях. Влияние методов истории, экономики, политологии, социологии на исследования в области регионоведения. Программа исследований. Лекции 1 4 УК-1, ОПК-3, ОПК-4 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
4.2. Прогнозирование. Количественные методы в регионоведении. Понятие "база данных". Сбор и анализ массовых данных. Историческая информатика Лекции 1 2 УК-1, ОПК-3 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
4.3. Работа в Excell и Access. Методика обработка массовых данных. Математичекое моделирование и прогнозирование (экспонирование) Практические 1 4 УК-1, ОПК-3, ОПК-4 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
4.4. Исторические подходы и методы в комплексном зарубежном регионоведении. Практические 1 2 УК-1, ОПК-3, ОПК-4 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
4.5. Сбор материалов и составление базы данных Сам. работа 1 12 УК-1, ОПК-3, ОПК-4 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
4.6. Составление программы и описание выбранного региона Сам. работа 1 13 УК-1, ОПК-3, ОПК-4 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
4.7. Проверка теоретических знаний и практических навыков и умений Экзамен 1 27 УК-1, ОПК-3, ОПК-4 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Место регионоведения в системе научных знаний (эссе с выражженной авторской позицией)
2. Понятие "регион" в научной и учебной литературе по регионоведению.
3. Что такое мировая политика и международные отношения?
4. Глобализация и регионализация: соотношение тенденций.
5. "Региональная держава": оценка понятия в научной литературе.
6. Классификация регионов по типу и уровню социально-экономического развития: теория и практика.
7. Дифференциация регионов по параметрам политического устройства (на примере конкретного региона мира).
8. Методы исторического описания в регионоведении. Опыт применения.
9. Практика применения картографического метода.
10. Классификация в комплексном регионоведении.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кефели И. Ф., Выходец Р. С. ГЛОБАЛИСТИКА. ЭКОПОЛИТОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Мухаев Р. Т. Политология: учебник Москва: Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
Л1.3 Под ред. Липского Б.И. ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузьменко Г. Н., Отюцкий Г. П. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. Учебник для магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.2 Канке В. А. ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК. Учебник для магистров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.3 Т. Г. Гребенникова, Д. А. Глазунов, И. В. Анисимова Введение в регионоведение: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт востоковедения РАН ivran.ru
Э2 Журнал «Сравнительная политика» mgimo.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
4. Институт Востоковедения РАН (http://ivran.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
317М кабинет кафедры востоковедения – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-X31 - 1 единица; стационарный экран: REDLEAF; карты; плакаты
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
306бМ специализированная аудитория востоковедения для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; ЖК Телевизор LG - 1 шт.; колонки J- 530 AV MULTI-MEDIA -2 шт.; наглядные материалы для каллиграфии (кисточки, чернила, бумага) - 1 шт.; национальные китайские костюмы - 5 шт.; свитки китайские - 2 шт.; учебно-наглядные пособия и литература; карты
317М кабинет кафедры востоковедения – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-X31 - 1 единица; стационарный экран: REDLEAF; карты; плакаты
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
306бМ специализированная аудитория востоковедения для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; ЖК Телевизор LG - 1 шт.; колонки J- 530 AV MULTI-MEDIA -2 шт.; наглядные материалы для каллиграфии (кисточки, чернила, бумага) - 1 шт.; национальные китайские костюмы - 5 шт.; свитки китайские - 2 шт.; учебно-наглядные пособия и литература; карты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации.Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентами в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на семинарское занятие, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.