Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Азиатские регионы: социально-экономические и политические процессы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_01_АР_01_2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 47 | 47 | 47 | 47 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.ист.н., доцент Д.А. Глазунов
1.1. | Сформировать представления о развитии предмета, методологии и категориальном аппарате регионоведения Задачи: 1. Раскрыть содержание комплексной учебной дисциплины "регионоведение"; 2. Освоить ключевые понятия в рамках дисциплины; 3. Выявить подходы и научные парадигмы в регионоведении; 4. Показать особенности междисциплинарного характера дисциплины. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
ОПК-3 | Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа |
ОПК-4 | Способен проводить научные исследования по профилю деятельности, в том числе в междисциплинарных областях, самостоятельно формулировать научные гипотезы и инновационные идеи, проверять их достоверность |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | • основные категории комплексного зарубежного регионоведения, • подходы зарубежных и российских ученых к базовым понятиям дисциплины, • актуальную научную литературу в области современного регионоведения, • историю становления регионоведения. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | • применять теоретические знания и методологические подходы в решении научно-исследовательских задач, • применять основные методы комплексного регионоведения в учебной и профессиональной деятельности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | • современной методологией и понятийным аппаратом комплексного зарубежного регионоведения • навыками работы с современными программными средствами |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Регионоведения как научная и учебная дисциплина | ||||||
1.1. | Изменение рынка труда и спрос на специалистов в области регионоведения. Регионоведение как учебная дисциплина. ГОС и ФГОС по регионоведению. Понятие компетенций. Види и типы компетенций в "Зарубежном регионоведении". Основные направления деятельности в "регионоведении". Требования к выпускникам по направлению "Зарубежное регионоведение". | Лекции | 1 | 2 | УК-1, ОПК-3, ОПК-4 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Изучение объективной реальности в регионоведении, регионалистике, страноведении, краеведении. Междисциплинарность комплексного регионоведения. Суммативное содержание предмета современного регионоведения и комплексных подходов в регионоведческих исследованиях. Соотношение предметного поля регионоведения с региональными исследования в области истории, экономики, антропологии, лингвистики, культурологии, юриспруденции, политологии. Профстандарты | Лекции | 1 | 2 | УК-1, ОПК-3, ОПК-4 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | Основные этапы развития знаний о регионе: от анитчности до наших дней). Особенности становление регионоведения в России. Востоковедение и школы МО и их влияние на регионоведение. Region study в западной науке. Мировое комплексное регионоведение и его оформление в различных нациальных исследовательских школах. | Лекции | 1 | 4 | УК-1, ОПК-3, ОПК-4 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
1.4. | Понятие "регионоведение" в учебной и научно-исследователськой литературе. | Сам. работа | 1 | 6 | УК-1, ОПК-3, ОПК-4 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 2. Основные категории регионоведения | ||||||
2.1. | Понятие "регион" в комплексном зарубежном регионоведении. Соотношение региона и района. Понятия "мезорегион", "субрегион", "глобальный регион". Территория и пространство. Понятия "мировая политика" и "международные отношения". Глобализация, модернизация, интеграция и регионализация. "Великая держава" и "региональная держава": оценка понятий в научной литературе. Мировое и региональное пространство и его структурирование. | Лекции | 1 | 2 | УК-1, ОПК-3, ОПК-4 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
2.2. | Понятие "регион" в современном комплексном зарубежном регионоведении. Основные подходы. Подходы к определению понятия "регион" в отечественном и мировом знаний. "Район" в трактовке Алаева. Концепция У. Айзарда. Подход Ю.Н. Гладкого и А.И. Чистобаева. Я.Г. Машбиц и "комплексное страноведение". А.Д. Воскресенский как исследователь мирового комплексного регионоведения. | Практические | 1 | 4 | УК-1, ОПК-3, ОПК-4 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
2.3. | Сравнительный анализ регионов в рамках анализируемых понятий. | Сам. работа | 1 | 8 | УК-1, ОПК-3, ОПК-4 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 3. История становления мирового комплексного регионоведения | ||||||
3.1. | Российская школа международно-региональных исследований. | Практические | 1 | 4 | УК-1, ОПК-3, ОПК-4 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
3.2. | Региональные державы как объект исследования. | Практические | 1 | 4 | УК-1, ОПК-3, ОПК-4 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
3.3. | Опыт историографического изучения региона специализации | Сам. работа | 1 | 8 | УК-1, ОПК-3, ОПК-4 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 4. Методы и методология комлексного регионоведения | ||||||
4.1. | Понятие теории в науке. Классификация методов: философские, общенаучные и частнонаучные методы. Роль системного метода в регионоведческих исследованиях. Влияние методов истории, экономики, политологии, социологии на исследования в области регионоведения. Программа исследований. | Лекции | 1 | 4 | УК-1, ОПК-3, ОПК-4 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
4.2. | Прогнозирование. Количественные методы в регионоведении. Понятие "база данных". Сбор и анализ массовых данных. Историческая информатика | Лекции | 1 | 2 | УК-1, ОПК-3 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
4.3. | Работа в Excell и Access. Методика обработка массовых данных. Математичекое моделирование и прогнозирование (экспонирование) | Практические | 1 | 4 | УК-1, ОПК-3, ОПК-4 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
4.4. | Исторические подходы и методы в комплексном зарубежном регионоведении. | Практические | 1 | 2 | УК-1, ОПК-3, ОПК-4 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
4.5. | Сбор материалов и составление базы данных | Сам. работа | 1 | 12 | УК-1, ОПК-3, ОПК-4 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
4.6. | Составление программы и описание выбранного региона | Сам. работа | 1 | 13 | УК-1, ОПК-3, ОПК-4 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
4.7. | Проверка теоретических знаний и практических навыков и умений | Экзамен | 1 | 27 | УК-1, ОПК-3, ОПК-4 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Место регионоведения в системе научных знаний (эссе с выражженной авторской позицией) 2. Понятие "регион" в научной и учебной литературе по регионоведению. 3. Что такое мировая политика и международные отношения? 4. Глобализация и регионализация: соотношение тенденций. 5. "Региональная держава": оценка понятия в научной литературе. 6. Классификация регионов по типу и уровню социально-экономического развития: теория и практика. 7. Дифференциация регионов по параметрам политического устройства (на примере конкретного региона мира). 8. Методы исторического описания в регионоведении. Опыт применения. 9. Практика применения картографического метода. 10. Классификация в комплексном регионоведении. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кефели И. Ф., Выходец Р. С. | ГЛОБАЛИСТИКА. ЭКОПОЛИТОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Мухаев Р. Т. | Политология: учебник | Москва: Юнити-Дана, 2017 | biblioclub.ru |
Л1.3 | Под ред. Липского Б.И. | ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кузьменко Г. Н., Отюцкий Г. П. | ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. Учебник для магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Канке В. А. | ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК. Учебник для магистров: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Т. Г. Гребенникова, Д. А. Глазунов, И. В. Анисимова | Введение в регионоведение: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Институт востоковедения РАН | ivran.ru | ||
Э2 | Журнал «Сравнительная политика» | mgimo.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) 4. Институт Востоковедения РАН (http://ivran.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
317М | кабинет кафедры востоковедения – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-X31 - 1 единица; стационарный экран: REDLEAF; карты; плакаты |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
306бМ | специализированная аудитория востоковедения для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; ЖК Телевизор LG - 1 шт.; колонки J- 530 AV MULTI-MEDIA -2 шт.; наглядные материалы для каллиграфии (кисточки, чернила, бумага) - 1 шт.; национальные китайские костюмы - 5 шт.; свитки китайские - 2 шт.; учебно-наглядные пособия и литература; карты |
317М | кабинет кафедры востоковедения – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-X31 - 1 единица; стационарный экран: REDLEAF; карты; плакаты |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
306бМ | специализированная аудитория востоковедения для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; ЖК Телевизор LG - 1 шт.; колонки J- 530 AV MULTI-MEDIA -2 шт.; наглядные материалы для каллиграфии (кисточки, чернила, бумага) - 1 шт.; национальные китайские костюмы - 5 шт.; свитки китайские - 2 шт.; учебно-наглядные пособия и литература; карты |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД. Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации.Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Значительная часть учебного материала изучается студентами в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае. Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на семинарское занятие, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний. |