МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и методология зарубежного комплексного регионоведения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильАктуальные проблемы политического и социально-экономического развития государств Центральной Азии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_ЦА-2-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 79
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 79 79 79 79
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент Т.Г. Гребенникова, к.и.н., доцент Д.А. Глазунов

Рецензент(ы):
д.и.н., проф. Ю.А. Лысенко

Рабочая программа дисциплины
История и методология зарубежного комплексного регионоведения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение (уровень магистратуры), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «1» июня 2016 г. № 784

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать представления о развитии предмета, методологии и категориальном аппарате регионоведения
Задачи:
1. Раскрыть содержание комплексной учебной дисциплины "регионоведение";
2. Освоить ключевые понятия в рамках дисциплины;
3. Выявить подходы и научные парадигмы в регионоведении;
4. Показать особенности междисциплинарного характера дисциплины.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу
ОК-6 готовность к публичному выступлению на профессиональные и научные темы, доводить собственные выводы, предложения, аргументы до сведения специалистов и неспециалистов
ОК-7 способность корректно применять, сочетать и модифицировать общенаучные и частнонаучные, качественные и количественные методы исследования, самостоятельно формулировать научные проблемы, выдвигать гипотезы, разрабатывать программы исследований с учетом междисциплинарных связей
ОПК-6 способность объяснять классические и современные теории мирового комплексного регионоведения и международных отношений, давать сравнительный анализ их относительных достоинств и недостатков
ОПК-7 владение основными методами комплексного междисциплинарного исследования регионов мира, умение синтезировать новое знание, формулировать обобщающие выводы и оценки
ОПК-10 владение современными программными средствами статистического анализа и математического моделирования
ОПК-13 готовность соблюдать государственную и коммерческую тайну, хранить конфиденциальную информацию. обеспечивать интересы работодателя в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия комплексного зарубежного регионоведения,
- ключевые мировые и российские подходы к трактовке понятия "регион", "регионоведение", методологические позиции,
- круг научной литературы в области современного регионоведения,
- историю становления регионоведения и международных отношений
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять теоретические знания и методологические подходы в решении научно-исследовательских задач,
- применять основные методы комплексного регионоведения в учебной и профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- современной методологией и понятийным аппаратом комплексного зарубежного регионоведения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Комплексное зарубежное регионоведение как область знания
1.1. Регионоведение как учебная дисциплина. Регионоведение как область исследовательской деятельности. Содержание понятия "регионоведение". Регионоведение и регионалистика. Соотношение с другими науками. Междисциплинарность комплексного регионоведения. География и регионоведение. Управленческие ориентиры регионоведения. Регионоведение и страноведение: история взаимоотношений, цели направлений деятельности. Античные и средневековые традиции страноведения. Страноведение и туризм. Регионоведение и управление. Краеведение и его соотношение с регионоведением. Лекции 1 4 ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-10, ОПК-13 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.2. Место регионоведения в системе научных знаний. Регионоведение и география. Страноведение как научное направление географической науки. Регионоведение и история. Регионоведение и культурология. Регионоведение в системе политических наук. Регионоведение и основы экономики. Практические 1 2 ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-10, ОПК-13 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.3. Понятие "регионоведение" в учебной и научно-исследовательской литературе. Сам. работа 1 8 ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-10, ОПК-13 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.4. Регионоведение , страноведение и краеведение: соотношение понятий. Сам. работа 1 8 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Основные понятия регионоведения
2.1. Понятие "регион" в современном комплексном зарубежном регионоведении. Основные подходы и обоснование индивидуальной позиции. Практические 1 4 ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-10, ОПК-13 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.2. Понятие "регион" как ключевое в комплексном зарубежном регионоведении. Регион и район: к вопросу о соотношении дефиниций. Подходы к определению понятия "регион" в отечественном и мировом знаний. "Район" в трактовке Алаева. Концепция У. Айзарда. Подход Ю.Н. Гладкого и А.И. Чистобаева. Я.Г. Машбиц и "комплексное страноведение". А.Д. Воскресенский как исследователь мирового комплексного регионоведения. Понятия "мезорегион", "субрегион", "глобальный регион". Территория и пространство. Понятия "мировая политика" и "международные отношения". Глобализация, модернизация, интеграция и регионализация. "Великая держава" и "региональная держава": оценка понятий в научной литературе. Мировое и региональное пространство и его структурирование. Лекции 1 4 ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-10, ОПК-13 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.3. Сравнительный анализ регионов в рамках анализируемых понятий. Сам. работа 1 10 ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-10, ОПК-13 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. История становления мирового комплексного регионоведения
3.1. Страноведческие исследования регионов мира в древности, средние века, новое и новейшее время. Схемы комплексных регионоведческих характеристик в российском регионоведении. Традиции в изучении мировой политики. Эволюция европейских, американских и востоковедных исследований. Таксоны "Восток" и "Запад". Мировое комплексное регионоведение и его оформление в различных нациальных исследовательских школах. Лекции 1 4 ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-10, ОПК-13 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
3.2. Китайская и российская школы международно-региональных исследований. Практические 1 4 ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-10, ОПК-13 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
3.3. Опыт историографического изучения региона специализации Сам. работа 1 10 ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-10, ОПК-13 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
3.4. Ориентализм и мировое комплексное реионоведение Сам. работа 1 6 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Видовая основа регионализации и типы регионализации
4.1. Макрорегионализация и региональные комплексы. Виды регионов. международно-политические регионы и глобальные регионы. Региональные комплексы. Классификация регионов по типу и уровню социально-экономического развития. Дифференциация регионов по параметрам политического устройства. Структурно-географические виды регионов. Концепция Мир-системы И. Валлерстайна. "Мировой лидер". Великая держава.Региональная держава. Геопространственные дифференциации. Лекции 1 4 ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-10, ОПК-13 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
4.2. Региональные державы как объект исследования. Практические 1 4 ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-10, ОПК-13 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
4.3. Виды регионов: опыт классификации. Сам. работа 1 6 ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-10, ОПК-13 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
4.4. "Великая держава" и "региональная держава": оценка понятий в научной литературе. Сам. работа 1 8 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Методика и методология комплексного зарубежного регионоведения
5.1. Общие методологические подходы в регионоведении. Системный подход. Структурно-функциональный подход. Методы исторического описания. Источниковедение как особый метод познания. Концепция эпох. Схемы "Всемирной истории". Механизмы исторических циклов. Общенаучные методы в регионоведении. Сравнительно-географический метод. Картографический метод. Теория географической зональности. Карта как источник знаний и объект исследований. Метод моделирования в регионоведении. Экономические методы. Статистический метод. Социологические методы. Программно-целевой метод. Классификация в комплексном регионоведении. Лекции 1 4 ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-10, ОПК-13 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
5.2. Исторические подходы и методы в комплексном зарубежном регионоведении. Практические 1 4 ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-10, ОПК-13 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
5.3. Концепция эпох. Схемы "Всемирной истории". Сам. работа 1 9 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
5.4. Апробация одного из методов исследований в рамках выбранной научной темы. Сам. работа 1 14 ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-10, ОПК-13 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Место регионоведения в системе научных знаний (эссе с выражженной авторской позицией)
2. Понятие "регион" в научной и учебной литературе по регионоведению.
3. Что такое мировая политика и международные отношения?
4. Глобализация и регионализация: соотношение тенденций.
5. "Региональная держава": оценка понятия в научной литературе.
6. Классификация регионов по типу и уровню социально-экономического развития: теория и практика.
7. Дифференциация регионов по параметрам политического устройства (на примере конкретного региона мира).
8. Методы исторического описания в регионоведении. Опыт применения.
9. Практика применения картографического метода.
10. Классификация в комплексном регионоведении.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кефели И. Ф., Выходец Р. С. ГЛОБАЛИСТИКА. ЭКОПОЛИТОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Мухаев Р. Т. Политология: учебник Москва: Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
Л1.3 Под ред. Липского Б.И. ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузьменко Г. Н., Отюцкий Г. П. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. Учебник для магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.2 Канке В. А. ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК. Учебник для магистров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.3 Т. Г. Гребенникова, Д. А. Глазунов, И. В. Анисимова Введение в регионоведение: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт Востоковедения РАН // http://ivran.ru/
Э2 Российский совет по международным делам // http://russiancouncil.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
4. Институт Востоковедения РАН (http://ivran.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
317М кабинет кафедры востоковедения – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-X31 - 1 единица; стационарный экран: REDLEAF; карты; плакаты
306бМ специализированная аудитория востоковедения для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; ЖК Телевизор LG - 1 шт.; колонки J- 530 AV MULTI-MEDIA -2 шт.; наглядные материалы для каллиграфии (кисточки, чернила, бумага) - 1 шт.; национальные китайские костюмы - 5 шт.; свитки китайские - 2 шт.; учебно-наглядные пособия и литература; карты
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД. Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.