Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Актуальные проблемы политического и социально-экономического развития государств Центральной Азии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_01_ЦА-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 79 | 79 | 79 | 79 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Д.А. Глазунов
1.1. | Сформировать представления о развитии предмета, методологии и категориальном аппарате регионоведения Задачи: 1. Раскрыть содержание комплексной учебной дисциплины "регионоведение"; 2. Освоить ключевые понятия в рамках дисциплины; 3. Выявить подходы и научные парадигмы в регионоведении; 4. Показать особенности междисциплинарного характера дисциплины. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-1 | способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу |
ОК-6 | готовность к публичному выступлению на профессиональные и научные темы, доводить собственные выводы, предложения, аргументы до сведения специалистов и неспециалистов |
ОК-7 | способность корректно применять, сочетать и модифицировать общенаучные и частнонаучные, качественные и количественные методы исследования, самостоятельно формулировать научные проблемы, выдвигать гипотезы, разрабатывать программы исследований с учетом междисциплинарных связей |
ОПК-6 | способность объяснять классические и современные теории мирового комплексного регионоведения и международных отношений, давать сравнительный анализ их относительных достоинств и недостатков |
ОПК-7 | владение основными методами комплексного междисциплинарного исследования регионов мира, умение синтезировать новое знание, формулировать обобщающие выводы и оценки |
ОПК-10 | владение современными программными средствами статистического анализа и математического моделирования |
ОПК-13 | готовность соблюдать государственную и коммерческую тайну, хранить конфиденциальную информацию. обеспечивать интересы работодателя в профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные понятия комплексного зарубежного регионоведения, - ключевые мировые и российские подходы к трактовке понятия "регион", "регионоведение", методологические позиции, - круг научной литературы в области современного регионоведения, - историю становления регионоведения и международных отношений |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применять теоретические знания и методологические подходы в решении научно-исследовательских задач, - применять основные методы комплексного регионоведения в учебной и профессиональной деятельности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - современной методологией и понятийным аппаратом комплексного зарубежного регионоведения |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Комплексное зарубежное регионоведение как область знания | ||||||
1.1. | Регионоведение как учебная дисциплина. Регионоведение как область исследовательской деятельности. Содержание понятия "регионоведение". Регионоведение и регионалистика. Соотношение с другими науками. Междисциплинарность комплексного регионоведения. География и регионоведение. Управленческие ориентиры регионоведения. Регионоведение и страноведение: история взаимоотношений, цели направлений деятельности. Античные и средневековые традиции страноведения. Страноведение и туризм. Регионоведение и управление. Краеведение и его соотношение с регионоведением. | Лекции | 1 | 4 | ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-10, ОПК-13 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Место регионоведения в системе научных знаний. Регионоведение и география. Страноведение как научное направление географической науки. Регионоведение и история. Регионоведение и культурология. Регионоведение в системе политических наук. Регионоведение и основы экономики. | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-10, ОПК-13 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | Понятие "регионоведение" в учебной и научно-исследовательской литературе. | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-10, ОПК-13 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
1.4. | Регионоведение , страноведение и краеведение: соотношение понятий. | Сам. работа | 1 | 8 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 | |
Раздел 2. Основные понятия регионоведения | ||||||
2.1. | Понятие "регион" в современном комплексном зарубежном регионоведении. Основные подходы и обоснование индивидуальной позиции. | Практические | 1 | 4 | ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-10, ОПК-13 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
2.2. | Понятие "регион" как ключевое в комплексном зарубежном регионоведении. Регион и район: к вопросу о соотношении дефиниций. Подходы к определению понятия "регион" в отечественном и мировом знаний. "Район" в трактовке Алаева. Концепция У. Айзарда. Подход Ю.Н. Гладкого и А.И. Чистобаева. Я.Г. Машбиц и "комплексное страноведение". А.Д. Воскресенский как исследователь мирового комплексного регионоведения. Понятия "мезорегион", "субрегион", "глобальный регион". Территория и пространство. Понятия "мировая политика" и "международные отношения". Глобализация, модернизация, интеграция и регионализация. "Великая держава" и "региональная держава": оценка понятий в научной литературе. Мировое и региональное пространство и его структурирование. | Лекции | 1 | 4 | ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-10, ОПК-13 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
2.3. | Сравнительный анализ регионов в рамках анализируемых понятий. | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-10, ОПК-13 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 3. История становления мирового комплексного регионоведения | ||||||
3.1. | Страноведческие исследования регионов мира в древности, средние века, новое и новейшее время. Схемы комплексных регионоведческих характеристик в российском регионоведении. Традиции в изучении мировой политики. Эволюция европейских, американских и востоковедных исследований. Таксоны "Восток" и "Запад". Мировое комплексное регионоведение и его оформление в различных нациальных исследовательских школах. | Лекции | 1 | 4 | ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-10, ОПК-13 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
3.2. | Китайская и российская школы международно-региональных исследований. | Практические | 1 | 4 | ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-10, ОПК-13 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
3.3. | Опыт историографического изучения региона специализации | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-10, ОПК-13 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
3.4. | Ориентализм и мировое комплексное реионоведение | Сам. работа | 1 | 6 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 | |
Раздел 4. Видовая основа регионализации и типы регионализации | ||||||
4.1. | Макрорегионализация и региональные комплексы. Виды регионов. международно-политические регионы и глобальные регионы. Региональные комплексы. Классификация регионов по типу и уровню социально-экономического развития. Дифференциация регионов по параметрам политического устройства. Структурно-географические виды регионов. Концепция Мир-системы И. Валлерстайна. "Мировой лидер". Великая держава.Региональная держава. Геопространственные дифференциации. | Лекции | 1 | 4 | ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-10, ОПК-13 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
4.2. | Региональные державы как объект исследования. | Практические | 1 | 4 | ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-10, ОПК-13 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
4.3. | Виды регионов: опыт классификации. | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-10, ОПК-13 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
4.4. | "Великая держава" и "региональная держава": оценка понятий в научной литературе. | Сам. работа | 1 | 8 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 | |
Раздел 5. Методика и методология комплексного зарубежного регионоведения | ||||||
5.1. | Общие методологические подходы в регионоведении. Системный подход. Структурно-функциональный подход. Методы исторического описания. Источниковедение как особый метод познания. Концепция эпох. Схемы "Всемирной истории". Механизмы исторических циклов. Общенаучные методы в регионоведении. Сравнительно-географический метод. Картографический метод. Теория географической зональности. Карта как источник знаний и объект исследований. Метод моделирования в регионоведении. Экономические методы. Статистический метод. Социологические методы. Программно-целевой метод. Классификация в комплексном регионоведении. | Лекции | 1 | 4 | ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-10, ОПК-13 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
5.2. | Исторические подходы и методы в комплексном зарубежном регионоведении. | Практические | 1 | 4 | ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-10, ОПК-13 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
5.3. | Концепция эпох. Схемы "Всемирной истории". | Сам. работа | 1 | 9 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 | |
5.4. | Апробация одного из методов исследований в рамках выбранной научной темы. | Сам. работа | 1 | 14 | ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-10, ОПК-13 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Место регионоведения в системе научных знаний (эссе с выражженной авторской позицией) 2. Понятие "регион" в научной и учебной литературе по регионоведению. 3. Что такое мировая политика и международные отношения? 4. Глобализация и регионализация: соотношение тенденций. 5. "Региональная держава": оценка понятия в научной литературе. 6. Классификация регионов по типу и уровню социально-экономического развития: теория и практика. 7. Дифференциация регионов по параметрам политического устройства (на примере конкретного региона мира). 8. Методы исторического описания в регионоведении. Опыт применения. 9. Практика применения картографического метода. 10. Классификация в комплексном регионоведении. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кефели И. Ф., Выходец Р. С. | ГЛОБАЛИСТИКА. ЭКОПОЛИТОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Мухаев Р. Т. | Политология: учебник | Москва: Юнити-Дана, 2017 | biblioclub.ru |
Л1.3 | Под ред. Липского Б.И. | ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кузьменко Г. Н., Отюцкий Г. П. | ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. Учебник для магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Канке В. А. | ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК. Учебник для магистров: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Т. Г. Гребенникова, Д. А. Глазунов, И. В. Анисимова | Введение в регионоведение: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Институт Востоковедения РАН // http://ivran.ru/ | |||
Э2 | Российский совет по международным делам // http://russiancouncil.ru/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) 4. Институт Востоковедения РАН (http://ivran.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
317М | кабинет кафедры востоковедения – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-X31 - 1 единица; стационарный экран: REDLEAF; карты; плакаты |
306бМ | специализированная аудитория востоковедения для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; ЖК Телевизор LG - 1 шт.; колонки J- 530 AV MULTI-MEDIA -2 шт.; наглядные материалы для каллиграфии (кисточки, чернила, бумага) - 1 шт.; национальные китайские костюмы - 5 шт.; свитки китайские - 2 шт.; учебно-наглядные пособия и литература; карты |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД. Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае. Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний. |