МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и современное развитие ШОС

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильАктуальные проблемы политического и социально-экономического развития государств Центральной Азии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_ЦА-2-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 144
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 15 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 0 0 18 18
Практические 18 18 36 36 54 54
Сам. работа 72 72 72 72 144 144
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История и современное развитие ШОС

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение (уровень магистратуры), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «1» июня 2016 г. № 784

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Д,А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Д,А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов комплексного представления о региональных политических и экономических процессах в центральноазиатском регионе, месте и роли Шанхайской организации сотрудничества в региональной системе международных отношений

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способность проводить углубленный анализ социально-политических учений зарубежных стран, соотносить их с развитием политических систем, политических культур и политических процессов в различных регионах мира
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику концептуальных основ и целей деятельности ШОС в Центральной Азии; основные направления сотрудничества центральноазиатских государств в рамках ШОС, основные этапы, структуру, нормативно-правовую основу деятельности ШОС
3.2.Уметь:
3.2.1.применять общие и специальные методики регионоведческого анализа в исследовании международных отношений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа потенциалов и роли государств в региональных и глобальной системах международных отношений; приемами политологического анализа и прогнозирования перспектив государств в глобальной политике, в том числе на языке региона специализации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предпосылки возникновения ШОС
1.1. Изменение в системе международных отношений после распада СССР. Лекции 1 6 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.2. Поиски решения пограничной проблемы. Практические 1 6 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.3. Делимитация границ в ЦА. «Шанхайская пятерка» Практические 1 6 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.4. Знакомство с литературой Сам. работа 1 36 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.5. Подготовка к семинарским занятиям и контрольной работе. Сам. работа 1 36 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Процесс институционализации ШОС
2.1. Цели, задачи ШОС. Лекции 1 6 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.2. Место ШОС во внешнеполитических стратегиях России, Китая и государств ЦА. Лекции 1 4 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.3. Складывание органов управления и нормативно-правовой базы деятельности организации. Практические 2 6 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.4. Хартия ШОС Практические 2 6 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 3. Сотрудничество в вопросах обеспечения безопасности в рамках ШОС
3.1. Иерархия вызовов и угроз региональной безопасности. Антитеррористический центр ШОС. Лекции 1 2 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.2. Взаимодействие ШОС по вопросам безопасности в регионе с ОДКБ и другими организациями. Борьба с распространением наркотиков. Практические 2 6 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.3. Совместные антитеррористические учения. Сам. работа 2 16 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 4. Экономические проекты ШОС
4.1. Реализация и углубление регионального экономического сотрудничества в рамках ШОС. Практические 2 6 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
4.2. Вопросы инвестиционного и финансово-банковского сотрудничества. Практические 2 6 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
4.3. Проекты Свободных экономических зон. Хоргос. Практические 2 6 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
4.4. Сильные и слабые стороны экономической политики России в ШОС. Сам. работа 2 16 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
4.5. Подготовка к семинарским занятиям и контрольной работе. Сам. работа 2 18 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 5. Гуманитарное сотрудничество между государствами-членами ШОС
5.1. Концепция Университета ШОС Практические 1 6 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
5.2. Подготовка к семинарскому занятию. Сам. работа 2 22 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Советско-китайская приграничная комиссия и становление ШОС
2. Органы управления ШОС
3. Совет глав государств ШОС
4. Военное сотрудничество государств ШОС
5. Гуманитарное и культурное сотрудничество стран ШОС
6. Университет ШОС
7. Экономическое сотрудничество стран ШОС: проблемы и перспективы
8. Сопряжение НШП и Евразийского союза
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Забейворота А. И. Межгосударственные интеграционные объединения на постсоветском пространстве: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Книжный мир, 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Цыганков П.А. - отв. ред. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Василенко, В.И. и др. Шанхайская организация сотрудничества в региональной системе безопасности: (политико-правовой аспект) : монография Москва : Проспект, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=252154
Л2.2 Багаева А.В., Терновая Л.О. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Егоров В. Г., Лавренов С. Я., Жусупов А. С. Постсоветская интеграция: Научные монографии Алетейя, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.