МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История культуры Китая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-3-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 102
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 102 102 102 102
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Анисимова Инна Владимировна;

Рецензент(ы):
к.и.н.., доцент, Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
История культуры Китая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №202)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений о культуре Китая как части мировой духовной культуры, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях китайской художественной культуры,
освоение художественного опыта прошлого и настоящего,
изучение общих черт и особенностей культурно-исторических периодов, выделяемых в истории Китая, феноменов духовной культуры китайского народа.
выявить и охарактеризовать основные элементы духовной культуры Китая;
Проследить эволюцию развития искусства Китая от архаической культурной традиции до современных многообразных форм;
Проанализировать процесс становления и генезиса китайской литературы от летописной традиции до современных жанров литературы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия
ОПК-2 способность составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей
ОПК-7 способность выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функционирование общественно-политических институтов в странах региона специализации
ПК-10 готовность вести учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу в образовательных организациях высшего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы развития культуры Китая; современные тенденции развития китайской культуры; особенности этнокультурного развития региона специализации
3.2.Уметь:
3.2.1.определять причинно-следственные связи исторических событий, анализировать актуальные этнокультурные проблемы региона специализации; характеризовать этические концепции и религиозные традиции и обосновывать их роль в духовной культуре Китая
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами научного анализа исторических процессов; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-исследовательской деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Художественая культура Китая
1.1. История китайского искусство в эпоху древности Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Искусство Китая в эпоху средневековья. Династия Мин и Цин. Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Основные тенденции развития искусства в Китае в новое и новейшее время. Китайский постмодернизм. Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2
1.4. Художественное наследие эпохи неолита Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Китайская живописно-теоретическая мысль: основные вехи истории развития и центральная проблематика Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Живопись эпохи Цин Практические 8 2 Л1.1, Л1.2
1.7. Развитие буддийского искусства в Китае Практические 8 2 Л1.1, Л1.2
1.8. Анализ неолитического искусства Сам. работа 8 20 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.9. Древнекитайское искусство Сам. работа 8 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.10. Средневековое искусство Сам. работа 8 10 Л1.1, Л1.2
1.11. Современное искусство Китая Сам. работа 8 12 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Литература Китая
2.1. История становления китайской письменности. Древнекитайская литература Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Китайская литература в средние века Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2
2.3. Развитие китайской литературы в XVII - XIX вв. Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2
2.4. Литературная революция в Китае в начале XX в. Публицистичность китайской литературы начала XX в. Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2
2.5. Основные тенденции развития китайской литературы (XX – начало XXI в.) Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2
2.6. Китайская литература эпохи Хань: народные песни и дескриптивные оды «ФУ». Сыма Цянъ - первый историк Китая Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Основные направления развития поэзии в эпозху раннего средневековья. Великие танские поэты. Практические 8 2 Л1.1, Л1.2
2.8. Формирование конфуцианского канона и его место в духовной культуре Китая Практические 8 2 Л1.1, Л1.2
2.9. Тенденции развития литературного процесса XIX в. Иностранное влияние на литературный процесс в Китае. Практические 8 2 Л1.1, Л1.2
2.10. Основные тенденции развития китайской литературы в первой половине XX в. Практические 8 2 Л1.1, Л1.2
2.11. Литература эпохи культурной революции. Реставрация культуры в 70-е гг. XX в. Практические 8 2 Л1.1, Л1.2
2.12. Анализ вклада общества «Гуманитариев» - Су Дунпо, Хуан Тинцзянь и др. Сунская повесть. «Хуа бэнь». Сам. работа 8 10 Л1.1, Л1.2
2.13. Первый индивидуальный поэт Цюй Юань и «Чуские строфы» Сам. работа 8 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.14. «Литературная инквизиция» последней трети XVIII в. Цао Сюэ-цинь (1724—1764) - «Сон в красном тереме». Сам. работа 8 10 Л1.1, Л1.2
2.15. Постмодернизм в современной прозе Китая Сам. работа 8 6 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Китайская философия
3.1. Становление и развитие китайской религиозной философии Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Фундаментальные идеи древнекитайской философии (инь-ян, у син и др.) и ее основные школы Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Зарождение в Китае даосской философии. Место даосизма в системе официальных религиозно-идеологических ценностей. Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Жизненный путь Конфуция, основные идеи его учения Сам. работа 8 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.5. Средневековая китайская эстетика и философия. Основные направления развития Сам. работа 8 6 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Литературно-письменная традиция в древнем Китае.
2. «Ши цзин» и его влияние на культуру и искусство Китая.
3. Зарождение авторской поэзии: творчество Цюй Юаня.
4. Литература эпохи Хань: первые жанрово-тематические классификации.
5. Буддизм и формирование беллетристической традиции в китайской литературе.
6. Конфуцианское «движение за возрождение древности» и его влияние на китайскую литературу в эпоху Тан.
7. Становление драмы и городского романа в период династии Юань.
8. Китайская классическая и сюжетная проза.
9. Традиционная китайская драматургия. Генезис китайского театра.
10. «Движение за новую культуру» в Китае 10-20-х годов ХХ в. и его отражение в литературе и искусстве.
11. Современные китайские литераторы и их творчество.
12. Конфуцианские трактаты о ритуале (ли): «Ли цзи», «Чжоу ли», «И ли». Основные особенности их содержания, роль в китайской культуре.
13. «Ши цзин» – происхождение, состав, особенности, роль в китайской культуре.
14. Основное содержание и особенности «Шу цзина» и «Чуньцю».
15. «Хань Фэй-цзы» – основное содержание, роль в китайской культуре.
16. «Лунь юй» («Беседы и суждения») – происхождение текста, общая концепция, роль в китайской культуре.
17. «Хун лоу мэн» («Сон в Красном тереме») – авторство, главные герои, характер сюжета, особенности содержания, метафорические образы, роль в культуре Китая.
18. «Си ю цзи» («Путешествие на Запад») – авторство, главные герои, идейная основа, основные метафоры и аллегории, роль в китайской культуре.
19. «Саньго яньи» («Троецарствие») - авторство, историческая основа сюжета, главные герои, особенности их характеров; роль в китайской культуре.
20. «Шуй ху чжуань» («Речные заводи») – авторство, источники, основные герои, характер сюжета, роль в китайской культуре.
21. «Цзинь Пин Мэй» («Цветы сливы в золотой вазе») – характер содержания, главные герои, отношение к роману в Китае в разные эпохи.
22. Китайское искусство эпохи неолита: ареалы распространения и характеристика неолитических культур.
23. Основные тенденции развития китайского искусства в эпоху Шан и Чжоу
24. Китайское искусство династии Хань - формирование жанрового своеобразия.
25. Китайская живописно-теоретическая мысль: основные вехи истории развития и центральная проблематика
26. Развитие китайской эстетики. Творчество Цзун Бина (конец IV - начало V в.) «Введение в пейзажную живопись». «Законы» Се Хэ (конец V – начало VI в.).
27. Творчество Гу Кайчжи.
28. Основные тенденции развития искусства в период Смутного времени
29. Развитие китайского искусства в эпоху Тан
30. Китайское искусство в Эпоху Пяти династий и династию Сун
31. Основные направления развития китайского искусства в эпоху Юань
32. Развитие художественной традиции в эпох Мин
33. Изобразительное искусство в эпоху Цин
34. Музыка и театр в эпоху позднего средневековья
35. Живопись второй половины ХIХ - начала ХХ века.
36. Китайская простонародная картина - няньхуа.
37. Архитектурно-инженерное искусство традиционного Китая.
38. Китайское садово-парковое искусство. Основные принципы и постройки.
39. История формирования буддийского и китайско-буддийского культового изобразительного искусства. Китайско-буддийское культовое зодчество.
40. Развитие декоративно-прикладного искусства в Китае в эпоху древности.
41. Развитие декоративно-прикладного искусства в Китае в эпоху средневековья.
42. Современная живопись. Модернизм в китайском искусстве.
43. "Новый" китайский театр XX в.
44. Развитие современных видов искусства (балет, кинематография)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Развитие афористической прозы.
2. Риторическая проза.
3. Социально-экономическое развитие Китая эпохи Тан. Предпосылки расцвета культуры.
4. Китайская живописно-теоретическая мысль
5. Этапы формирования понятийного строя китайской теории искусства. Трактат Цзун Бина (конец IV начало V в.) «Введение в пейзажную живопись». Трактат Се Хэ (конец V – начало VI в.) «Заметки о категориях старинной живописи».
6. Начальный этап формирования станковой живописи (эпоха Шести династий). Творчество Гу Кайчжи.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС по курсу "История культуры Китая" в полном объеме размещен в Электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1247

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Коломиец Г. Г., Колесникова И. В. Мировая культура и искусство: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ОГУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Петракова А. Е. Искусство Древнего Востока: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство «СПбКО», 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт по истории древних цивилизаций, мифологии стран древнего Востока. www.ancient-east.ru
Э2 Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU включает полнотекстовые версии и библиографические указатели статей из научных журналов по различным отраслям знаний. Режим доступа: www.elibrary.ru
Э3 Электронная библиотека восточной литературы: источники по истории и культуре древнего Египта, народов Передней Азии, древней Индии и древнего Китая eastlib.narod.ru
Э4 Российская национальная библиотека www.nlr.ru
Э5 Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова www.hist.msu.ru
Э6 Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине "История культуры Китая" на Едином образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт по истории древних цивилизаций, мифологии стран древнего Востока. Режим доступа: http://www.ancient-east.ru
Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU. Режим доступа: http://www.elibrary.ru/
Российская национальная библиотека Режим доступа: http://www.nlr.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «История культуры Китая» студентам предстоит актуализировать знания по истории Китая, этнографии региона, религии Китая. Дисциплина состоит из 3 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (18 часов лекционных и 24 часа практических занятий) . Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента (102 часа). Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении парктических заданий, умении рационально огранизовать свое учебное время.
Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов, изучении рекомендованной литературы.
На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе самостоятельной работы при подготовке знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление.
Web - сопровождением аудиторных занятий является электорнный учебно-методический комплекс дисциплины, расположенный по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1247
Работа с ним является обязательной для студентов. Темы ЭУМКД включают в себя вопросы для обсуждения, планы семинаров, задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы и задания.Подготовится к лекции, семинару, выполнению самостоятельной работы помогут дополнительные материалы, расположенные в темах.Тема считается пройденной, если студент выполнил все задания для самостоятельной работы, контрольные задания и тест, расположенный в теме.
Каждый раздел завершается итоговым тестом.
Итоговая аттестация происходит в виде зачета. Итоговая оценка складывается из:
Посещаемость аудиторных занятий 5 - 10
Активность работы на занятиях 5 - 15
Самостоятельная работа студентов (через систему Moodle)25 - 50
Итоговая аттестация 15 - 25
Итоговая сумма баллов за курс 50 - 100
Общая сумма баллов и итоговая оценка
49 баллов и менее - «незачет» .
50 - 100 баллов – «зачет».
Баллы за посещаемость
Устанавливается следующее соответствие посещаемости занятий (% присутствия от общего числа аудиторных часов по данной дисциплине) баллам БРС:
менее 50% занятий - 0 баллов;
50%-85% занятий - 5 баллов;
86%-100% занятий - 10 баллов.
Проверка посещаемости осуществляется преподавателем в начале занятия.
Опоздание студента более чем на 10 минут считается пропуском занятия. Преподаватель имеет право не допускать к занятию студента, опоздавшего более чем на 10 минут.
Баллы за активность студента на занятии
Активность студента на занятии предполагает: активное обсуждение на семинарах вопросов, поднимаемых преподавателем; участие в дискуссии, успешное выступление на лекционном или семинарском занятии с презентацией и докладом по теме, одобренной преподавателем. Данный вид работы оценивается в max 3 балла за одно занятие.
Баллы за самостоятельную работу студентов через систему Moodle
0 баллов - самостоятельная работа не выполнена либо все задания выполнены на неудовлетворительную оценку;
10 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в не полном объеме (не менее 75% заданий), все работы в среднем достойны оценки не ниже хорошей;
20 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны удовлетворительной оценки;
40 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны хорошей оценки;
50 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы достойны отличной оценки