МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История региона специализации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-4-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 124
самостоятельная работа 65
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 26 26 44 44 70 70
Практические 14 14 40 40 54 54
Сам. работа 32 32 33 33 65 65
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История региона специализации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №202)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - курса заключается в выявлении исторического процесса, присущего Китаю, китайской цивилизации
Рассмотреть основные подходы к изучению истории на локальном, региональном и глобальном уровнях;
Показать специфику развития Китая, его перехода от одного этапа к другому, а также причины, которые определяли цикличное движение конфуцианской цивилизации.
Выявить основные закономерности развития как в базисных, так и в надстроечных элементах Китая в феодальный период.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОК-9 способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-2 способность составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей
ОПК-3 способность объяснять основные тенденции и закономерности исторического развития региона специализации (включая отдельные страны) в контексте всемирно-исторического процесса
ОПК-12 способность владеть основами исторических и политологических методов, уметь анализировать современные политические тенденции на уровне регионов и стран с учетом исторической ретроспективы
ОПК-13 способность владеть профессиональной лексикой, быть готовым к участию в научных дискуссиях на профессиональные темы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные историко-философские парадигмы, описывающие развитие Китая;
хронологию ключевых событий по истории Китая;
важные исторические факты, события, имена известных людей Китая,
а также результаты их деятельности;
специфику и содержание социально-политических и социально-экономических процессов в регионе;
материальные и культурные достижения Китая
3.2.Уметь:
3.2.1.квалифицированно пользоваться историческими источниками и научной литературой;
грамотно использовать понятийный и категориальный аппарат дисциплины
квалифицированно пользоваться географическими картами;
апеллировать к основным категориям дисциплины
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.аналитическими приемами при сопоставлении разных исторических факторов, событий, знаниями особенностей социальной иерархии Китая;
философских основах даосизма, буддизма, конфуцианства

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История древнего Китая
1.1. ВВодная. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе. Лекции 3 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.2. Роль природного фактора в становлении и развитии цивилизаций Практические 3 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.3. Источники и историография по истории древнего Китая Лекции 3 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.4. Анализ состояния современной историографии истории древнего Китая Сам. работа 3 6 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.5. Возникновение китайской цивилизации. Неолитические культуры на территории древнего Китая Лекции 3 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.6. Модели взаимоотношений древних китайцев с окружающим миром Практические 3 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.7. Китай в период правления династии Шан-Инь Лекции 3 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.8. Формирование децентрализованной системы управления в эпоху Западного Чжоу Лекции 3 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.9. Социально-экономическое развитие Китая в эпоху Чжоу Практические 3 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.10. Работа с источником: Отражение исторических событий в "Книге песен" Сам. работа 3 6 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.11. Китай эпохи Восточное Чжоу. Изменение геополитической ситуации в период «Чуньцю» и «Чжаньго» Лекции 3 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.12. Реформы Шан Яна и возвышение царства Цинь Практические 3 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.13. Философские школы древнего Китая Лекции 3 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.14. Конфуцианство: основные понятия и принципы Практические 3 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.15. Работа с источником: развитие конфуцианской философии в "Лунь юй" Сам. работа 3 6 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.16. Империя Цинь – первое централизованное государство в Китае Лекции 3 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.17. Китай в эпоху империи Цинь Практические 3 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.18. Работа с источником: Портрет императора Цинь Шихуанди в работе Сыма Цяня Сам. работа 4 4 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.19. Эпоха Старшей Хань. Укрепление конфуцианской идеологии в государственном управлении Лекции 3 4 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.20. Социально-экономическое и политическое развитие Китая в эпоху Младшая Хань Лекции 3 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.21. Особенности экономического развития Китая в эпоху Хань Практические 3 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.22. Культура Древнего Китая Лекции 3 4 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.23. Работа над подготовкой перзентационных материалов "Кульутра древнего Китая" Сам. работа 3 6 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.24. Подготовка к итоговой аттестации Сам. работа 3 8 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 2. История Китая в средние века
2.1. Общая характеристика курса: Китай и всемирно-исторический процесс Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.2. Китай на рубеже древности и средневековья (III-VI вв.) Практические 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.3. Понятие "Восток" и "Запад" в истории стран Азии и Африки Сам. работа 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.4. Империи классического типа: Суй и Тан Лекции 4 4 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.5. Общество и государство в танско-сунское время Практические 4 4 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.6. Складывание традиционного китайского типа имперского управления Сам. работа 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.7. Социокультурные аспекты развития китайского общества в средние века Лекции 4 4 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.8. Китай и окружающий мир в средневековое время Практические 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.9. Китай в X-XV вв. Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.10. Позднесредневековый Китай (Минская империя) Лекции 4 4 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.11. Образование и развитие Цинской империи Лекции 4 4 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.12. Крестьянская война 1628 - 1647 гг. Сам. работа 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.13. Крестьянская война 1796 - 1804 гг. Сам. работа 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.14. Китай и европейские страны в XVI-XIX вв. Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.15. Китай и европейские страны в XVI-XIX вв. Практические 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 3. Китай в новое и новейшее время.Колониализм как историческое явление
3.1. Складывание колониальной системы. Эволюция колониализма Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 4. «Опиумные войны» и «открытие» Китая западными державами
4.1. Первая «опиумная война» и ее результаты». Вторая «опиумная» война. Начало превращения Китая в полуколонию Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 5. Восстание тайпинов (1850–1864 гг.)
5.1. Начало восстания. Провозглашение «Тайпин Тяньго». Практические 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
5.2. Социально-экономическая политика тайпинов. «Земельная система Небесной династии». Практические 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
5.3. Хун Жэньган и его «Сочинение в помощь управлению». Причины поражения и историческое значение восстания тайпинов Практические 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
5.4. Хун Жэньган и его «Сочинение в помощь управлению». Причины поражения и историческое значение восстания тайпинов Сам. работа 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 6. Вызревание революционного кризиса в Китае в конце ХIХ в. – начале ХХ в.
6.1. Складывание реформаторского течения в общественно-политической жизни Китая. «100 дней» реформ. Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
6.2. Революционное движение в общественной жизни Китая. Три принципа Сунь Ятсена Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
6.3. Восстание ихэтуаней Практические 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 7. Синьхайская революция 1911–1913 гг.
7.1. Учанское восстание в октябре 1911 г. Противостояние революционного и цинского лагеря Практические 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
7.2. Отречение Цинов. Конституциирование республиканских органов власти Практические 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
7.3. Концентрация власти в руках Юань Шикая. Вторая волна революции. Итоги и значение Синьхайской революции Практические 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 8. Внутриполитическая ситуация в Китае после Первой мировой войны.
8.1. Внутриполитическое и международное положение Китая в годы первой мировой войны Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
8.2. Складывание революционной базы на юге Китая. Создание единого фронта Гоминьдана и КПК Практические 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
8.3. Складывание революционной базы на юге Китая. Создание единого фронта Гоминьдана и КПК Сам. работа 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
8.4. Революция 1925-1927 гг. Практические 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 9. Китай в годы «Нанкинского десятилетия» (1927-1937 гг.)
9.1. Социально-экономическая политика Гоминьдана. Международное положение Китая и внешняя политика ГМД .Советское движение в Китае. Гражданская война ГМД и КПК Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 10. Национально-освободительная война китайского народа против агрессии Японии (1937-1945 гг.).
10.1. Образование единого национального антияпонского фронта. Начало войны с Японией. Наступательные действия Японии в 1937-1938 гг. Японо-китайская война в контексте Второй мировой войны. Укрепление военно-политических позиций КПК в годы войны. Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
10.2. Концепция «новой демократии» Мао Цзэдуна. Практические 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 11. Гражданская война и победа народной революции в Китае (1945-1949 гг.).
11.1. Военно-политическая обстановка в Китае после капитуляции Японии. Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
11.2. Гражданская война между ГМД и КПК. Причины поражения ГМД Практические 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
11.3. Политика СССР и США в Китае. Сам. работа 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 12. Строительство основ социализма в Китае.
12.1. Реформы КПК в восстановительный период (1949-1952. Начало индустриализации КНР и переход к социалистическим преобразованиям (1953-1957) Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
12.2. КНР в период «большого скачка» и «коммунизации деревни». Практические 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 13. «Культурная революция» 1966 - 1976 гг.
13.1. Цели культурной революции. Первый этап (1966-1969) Практические 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
13.2. Второй и третий периоды культурной революции. Итоги, значение. Практические 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
13.3. Политический кризис в Китае после смерти мао Цзэдуна Сам. работа 4 4 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 14. Экономические реформы в КНР (1980– начало XXI в.). Особенности современной модернизации КНР.
14.1. Цели и принципы экономических реформ. Реформа в сельском хозяйтсве и промышленности Лекции 4 4 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
14.2. Политический кризис конца 1980-х гг. и его последствия Практические 4 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
14.3. Подготовка к итоговой аттестации Сам. работа 4 11 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Семестр 3.
1. Цивилизация как новый этап в историческом развитии человечества. Особенности развития китайской цивилизации.
2. Своеобразие источниковой базы по истории Древнего Китая. Эпиграфические и археологические данные.
3. Письменные памятники по истории Древнего Китая.
4. «Исторические записки» Сыма Цяна – как исторический источник по истории Древнего Китая.
5. Историография истории Древнего Китая.
6. Периодизация истории Древнего Китая. Природные условия и антропогенез народов Китая. Неолитические культуры Китая.
7. Проблема государства Ся. Протогосударство Шан. Установление династии Шан.
8. Социально–экономическое развитие Китая периода Шан–Инь.
9. Политическое развитие шанского общества. Упадок иньского государства.
10. Установление династии Чжоу. Период Западного Чжоу. Правление Чжоу–гуна.
11. Политическая организация Западного Чжоу. Система уделов.
12. Социально–экономическое развитие Китая в период Западного Чжоу.
13. Кризис политической власти в чжоуском Китае в IX–VIII вв. до н.э.
14. Правление Восточного Чжоу. Особенности периода «Чуньцю».
15. Царство Ци в политической жизни «Чуньцю». Правление Хуань–гуна.
16. Усиление царства Цзинь. Изменения в социально–политической структуре в период «Чуньцю».
17. Особенности политического развития Китая в период «Чжаньго».
18. Усиление царства Цинь. Правление Сяо-гуна.
19. Реформы Шан Яна и их значение.
20. Социально–экономическое развитие периода Чжаньго.
21. Развитие древнекитайской философской мысли. Учение Мо Ди, легизм.
22. Жизненный путь Конфуция.
23. Конфуцианство как этическое учение. Понятие «дао» в конфуцианстве.
24. Учение о государстве и обществе в конфуцианстве.
25. Философский даосизм. Категория «дао» в даосской философии.
26. Политическая борьба в Китае в III в до н.э. Образование первого централизованного государства в Китае – империи Цинь.
27. Правление Цинь Шихуана. Формирование основных направлений внешней политики.
28. Внутренняя политика Цинь Шихуана. Административные реформы. Экономические и правовые мероприятия. Политический кризис империи Цинь.
29. Приход к власти династии Хань. Правление Лю Бана.
30. Династия Хань при приемниках Лю Бана. Правление Вэнь–Ди.
31. Усиление династии Хань при императоре У–Ди.
32. Внешняя политика императора У-Ди.
33. Кризис ханьского Китая после смерти У-Ди. Реформы Ван Мана и династия Синь.
34. Восстания в I в. н.э. и становление Младшей Хань.
35. Младшая Хань в правление Гуан У-Ди. Особенности социально-экономического развития.
36. Основные направления внешней политики Младшей Хань.
37. Политический кризис II в. Борьба «ученых» и «евнухов».
38. Восстание «желтых повязок» и падение династии Хань.
39. Роль народных восстаний в истории древнего Китая.
40. Древнекитайская письменность и ее эволюция. Литература древнего Китая.
41. Развитие научных знаний в Древнем Китае.
42. Искусство Древнего Китая: музыка, живопись, архитектура, скульптура. Основные принципы и стили. Мифология и религия Древнего Китая.
Семестр 4.
1. Современные концепции «восточного феодализма».
2. Понятие «азиатский способ производства».
3. Теории цивилизаций и всемирноисторический процесс.
4. Идеология и религия срединного государства.
5. Политическое развитие Китая в III – IV вв.
6. Социальное и экономическое развитие Китая в III – VI вв.
7. Вторая конфуцианская империя: Танский Китай.
8. Экономические основы Танской династии (Надельная система в Китае).
9. Социальная структура Танского Китая.
10. Гибель династии Тан: военный и экономический аспекты.
11. Политическое развитие Китая в сунский период.
12. Город и село сунского Китая.
13. Реформы Ван Аньши.
14. Эволюция социальной системы в эпоху Сун.
15. Завоевание Китая монголами. Китай под властью династии Юань.
16. Особенности развития Китайской государственности в средние века.
17. Реформы Чжу Юаньчжана и политическое развитие Мин.
18. Реформаторское и крестьянское движение в эпоху Мин.
19. Маньчжуры и маньчжурские завоевания в XVII в.
20. Эпоха Канси – Цяньлунь
21. Кризис Цинского Китая в первой половине XIX в.
22. «Опиумные войны»: причины, события, итоги.
23. Колониализм как историческое явление
24. Основные теоретические подходы к изучению истории колониального Востока
25. Первая «Опиумная война» и ее последствия.
26. Вторая «опиумная война» и начало превращения Китая в полуколонию
27. Причины восстания тайпинов и их идеология.
28. Социально-экономическая политика тайпинов в первый период восстания.
29. Раскол в лагере тайпинов. Возвышение Хун Женьгана и его реформы. Причины поражения и значение восстания.
30. Политика «самоусиления» и ее результаты. 1860-1895 гг.
31. Усиление натиска капиталистических держав на Китай в конце XIX в. Раздел Китая на сферы влияния.
32. Зарождение буржуазно-реформаторского движения. Кан Ювэй и «Сто дней реформ»
33. Восстание ихэтуаней.
34. «Новая политика» Цинов
35. Особенности становления капитализма в Китае в конце ХIХ - начале ХХ вв.
36. Революционное движение в Китае в конце ХIХ - нач. XX в. Сунь Ятсен.
37. Расстановка социально-политических сил накануне и на начальном этапе (октябрь 1911 – апрель 1912 г.) Синьхайской революции.
38. Перегруппировка политических сил. Борьба Сунь Ятсена против диктатуры Юань Шикая. Итоги и значение Синьхайской революции
39. Государственный переворот и попытка восстановления монархии Юань Шикаем.
40. Китай в годы Первой мировой войны. Милитаризм. «Движение 4 мая» 1919 г.
41. Зарождение коммунистического движения в Китае. I-III съезды Коммунистической партии Китая.
42. Создание революционной базы на юге Китая. Реорганизация гоминьдана и образование единого фронта гоминьдана и КПК.
43. Начало революции 1925-1927 гг. в Китае. Ее характер и особенности.
44. Северный поход НРА. Распад единого национального фронта. Итоги и значение революции.
45. Установление гоминьдановского режима в Китае. Социально-экономическая политика гоминьдана в 1927-1937 гг.
46. Внешняя политика и международное положение Китая в 1927-1937 гг.
47. Советское движение в Китае 1927-1936 гг.
48. Формирование антияпонского фронта гоминьдана и КПК. Начало японской агрессии против Китая в 1937 г. и международное положение страны.
49. Взаимоотношения Гоминьдана и КПК в годы второй мировой войны.
50. Политическая обстановка в Китае после окончания Второй мировой войны. Соотношение сил ГМД и КПК. Попытка мирного объединения страны.
51. Гражданская война между КПК и ГМД. Победа Народной революции в Китае в 1949 г.
52. Образование КНР и начало модернизации экономики (восстановительный период).
53. Начало строительства основ социализма в Китае в 1953-1957 гг.
54. Курс «Трех красных знамен» на ускорение строительства коммунизма в Китае. «Большой скачек».
55. Коммунизация деревни и ее итоги. Преодоление последствий курса «Трех красных знамен», переход к политике урегулирования.
56. Причины и начало «Культурной революции» в Китае. Первый этап культурной революции.
57. Второй и третий этапы «Культурной революции» кампании: «Кампания критики Линь Бяо и Конфуция», Кампания «критики Дэн Сяопина»
58. Внутриполитическое развитие Китая после «культурной революции». Возвышение Дэн Сяопина.
59. Начало экономических реформ в Китае. Стратегия и тактика.
60. Политический кризис в КНР в конце 1980- гг. и позиция КПК.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Портрет императора Цинь Ши-Хуанди по «Историческим запискам» Сыма Цяня.
2. Развитие научных знаний в Древнем Китае
3. «Кочевые народы» во внешней политике Древнего Китая.
4. Традиции летописания в Древнем Китае.
5. Социокультурные аспекты китайского общества в средневековье.
6. Политическое развитие династий Суй и Тан.
7. Китай эпохи Сун.
8. Особенности развития Китайской государственности в средние века.
9. Реформаторское движение в эпоху Мин. Реформаторство как неотъемлемая черта китайской истории.
10. Манчжуры в XVII в. Завоевание манчжурами Китая.
11. «Опиумные войны»: причины, события, итоги.
12. «Традиционное» и «современное» в проекте реформ Хун Жэньгана
13. Эволюция трех принципов Сунь Ятсена
14. Политика «Трех красных знамен» – курс ускоренного строительства социализма с китайской спецификой.
15. Особенности «рыночного социализма» с китайской спецификой.
16. Экономические реформы в Китае в 80-90-е гг. ХХ в.: стратегия, тактика, итоги.
17. Основные проблемы современного Китая.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС по разделу "История древнего Китая" в полном объеме размещен в Электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу:
http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=394
1. Примерные варианты тестов:
Выберите ответ. В пещере Чжоукоудянь в 20-е гг. XX в. обнаружены:
• костные остатки синантропа
• «Иньские гадательные надписи»
• чжоуские бронзовые ритуальные сосуды
• трактат «Даодэцзин»
Дайте ответ. Ханьсюэ - это...
• синология
• история Хань
• записи о прошлом
• книга гимнов
• ритуалы Хань
Дайте ответ. Какое произведение написал Сыма Цянь?
• "Ши Цзи"
• "Ши цзин"
• "Шу цзин"
• "Мэн-цзы"
• "Го юй"
Дайте ответ. Кто является автором "Хань шу"?
• Бань Гу
• Сыма Цянь
• Фань Е
• Конфуций
• Сюнь-цзы
Дайте ответ. Какое сочинение не входит в конфуцианский канон?
• Ши мин
• Ши цзин
• Чунь цю
• Шу цзин
• Чжун юн

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Л. С. Васильев. — ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. ТОМ 2 В 2 КН. КНИГА 1 6-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Л. С. Васильев. — ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. ТОМ 2 В 2 КН. КНИГА 2 6-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СЕРЕДИНА XIX - СЕРЕДИНА XX ВЕКА. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 АлтГУ, Исторический факультет, Кафедра востоковедения История Китая (III - первая половина XIX в.): программа и учеб.-метод. указания для студентов вузов, обучающихся по направлению 032000 "Зарубежное регионоведение" Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Э2 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER?
Э3 http://sbiblio.com/biblio/
Э4 http://www.isras.ru/
Э5 http://www.bibliotekar.ru
Э6 Институт Дальнего Востока РАН: http://www.ifes-ras.ru
Э7 Законы КНР, законодательство и право Китая: http://law.uglc.ru
Э8 Магазета: http://magazeta.com/
Э9 Законы КНР, законодательство и право Китая: http://www.sinolink.ru/law_china25.htm
Э10 Современное гражданское право: http://www.lawlibrary.ru/izdanie62745.html
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office Professional 2003
Microsoft Office 2010 Professional Plus
Microsoft Office 2007 Professional Plus
Adobe Creative Suite 5 Design Premium
Corel Draw X4, Corel Draw X5
IBM SPSS Statistics 20
MapInfo 11 Professional
Abbyy Lingvo X5

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER
http://sbiblio.com/biblio/
http://www.isras.ru/
http://www.bibliotekar.ru
Бизнес в Китае: http://bizneskitai.ru/biznes-v-kitae
Современное гражданское право: http://www.lawlibrary.ru/izdanie62745.html
Институт Дальнего Востока РАН: http://www.ifes-ras.ru



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «История региона специализации» студентам предстоит актуализировать знания по истории Востока, этнографии региона. Дисциплина состоит из 3 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и принципами (древний, средневековый и современный (новое и новейшее время) Китай).
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (70часов лекционных и 54 часа практических занятий) . Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента (65 часов). Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении парктических заданий, умении рационально огранизовать свое учебное время.
Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов, изучении рекомендованной литературы.
На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе самостоятельной работы при подготовке знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление.
Сопровождением аудиторных занятий является электорнный учебно-методический комплекс дисциплины "История древнего Китая" в полном объеме размещен в Электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=394
Работа с ним является обязательной для студентов. Темы ЭУМКД включают в себя вопросы для обсуждения, планы семинаров, задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы и задания.Подготовится к лекции, семинару, выполнению самостоятельной работы помогут дополнительные материалы, расположенные в темах.Тема считается пройденной, если студент выполнил все задания для самостоятельной работы, контрольные задания и тест, расположенный в теме.
Каждый раздел завершается итоговым тестом.