МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История Тибета

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_ЗР-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Анисимова И.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История Тибета

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель:
выявить и проанализировать основные этапы истории Тибетас древнейших времен и до наших дней.
Задачи:
– сформировать представление об основных этапах истории развития Тибета;
– определить внутренние и внешние факторы, повлиявшие на становления государственности Тибета;
– дать характеристику государственно-административного и хозяйственного устройства Тибета;
– показать особенности тибетской духовной культуры, мировоззренческие и идеологические комплексы;
– выявить ведущих политических и религиозных лидеров Тибета;
– привить уважительное отношение к иной социально-культурной традиции.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способность выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности
ОПК-4 Способность устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ПК-3 Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей
ПК-6 Способен участвовать в оформлении пакета документов по проекту специализации, предоставлении и защите содержания проекта.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.знать основные этапы и причины формирования и развития истории Тибета; ведущих политических и религиозных лидеров Тибета, сыгравших большую роль в формирование тибетского этноса
3.2.Уметь:
3.2.1.объяснять специфику политических, социальных и демографических процессов Китая и Тибета, определять роль Тибета в историческом развитии Китая
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.научно-исследовательской работы
применения методов системного анализа

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Естественно-географическое и историко-культурное обитание тибетского этноса
1.1. Тибет в древности. Практические 6 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Особенности природно-климатических условий Тибета Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Подготовка к семинару Сам. работа 6 12 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Древний и средневековый период истории Тибета
2.1. Становление тибетского государства в эпоху древности. Проникновение и укрепление буддизма в регион. Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Тибет в древности и раннем средневековье. Практические 6 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Основные тенденции развития Тибета в эпоху средневековья Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Подготовка к семинару Сам. работа 6 12 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Тибет в XVII- нач.ХХI в.
3.1. Институционализация буддизма и сложение тибетского теократического государства. Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Маньчжурское влияние в Тибете Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Подготовка семинара Сам. работа 6 12 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Маньчжурское влияние в Тибете Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. Завоевание маньчжурами Тибета и проблема политического статуса Тибета в ХVIII в. Практические 6 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.6. Государственно-административное устройство Тибета в XIX в. Лекции 6 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.7. Подготовка к семинару. Сам. работа 6 12 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.8. Тибет в русско-британских отношениях в конце XIX в. Лекции 6 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.9. Внутренняя и внешняя политика XIII Далай-ламы. Борьба за независимость Тибета Сам. работа 6 12 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.10. Тибет после образования КНР Лекции 6 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.11. Вопрос о политическом статусе Тибета в 1914–1949 гг. и позиции держав. Практические 6 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.12. Интеграция Тибетского района в состав КНР Лекции 6 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.13. Подготовка к семинару. Сам. работа 6 12 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Формирование тибетской народности. Ярлунская династия.
2. Становление и укрепление тибетской государственности при Сонцэн Гампо VII в.
3. Активизация внешней политики Тибета при династии Гар. Война Тибета с Китаем 655–730 гг.
4. Тибето-китайская война 737–822 гг. Завершение внешнеполитического могущества Тибета
5. Формирование школ тибетского буддизма: Кадампа, Кагьюпа и Сакья. Буддизм в тибетской культуре.
6. Тибетский религиозный канон и система жанров тибетской литературы
7. Объединение Тибета под властью Сакья. Падение власти Сакья
8. Тибет во времена правления в монгольской династии Юань (1280–1368 гг.).
9. Сложение теократического Тибетского государства. Правление Далай-ламы V и Сангье Гьяцо
10. Становление института далай-лам (XIV в.)
11. Религиозные и политические лидеры Тибета и их роль в тибето-китайских отношениях XVII–XVIII вв.
12. Буддийские монастыри Тибета как политические, религиозные и экономические центры
13. Государственно-административное устройство Тибета XIX в.
14. Англо-русская политика в Тибете
15. Внешняя политика Российской империи по отношению к Тибету (XIX в.)
16. Попытка Цинов установления контроля над Тибетом и деятельность Далай-ламы XIII
17. Тибет в 20-х – начале 40-х годов XX в. Смерть Далай-ламы XIII
18. Установление контактов между правительствами Тибета и Китая
19. Тибет в 1949–1951 гг. Соглашение между Китаем и Тибетом. Политика КПК и со-здание тибетских автономных округов и уездов
20. Тибет в 1951–1959 гг. Политика «единого фронта» в Тибете. Антикитайское дви-жение 1959 г.
21. Реформы в Тибете. Создание Тибетского автономного района. 1959–1965 гг.
22. Дальнейшая интеграция Тибета в составе КНР 1966–1969 гг.
23. Тибетский автономный район КНР в эпоху реформ (после 1978 г.)
24. Тибетский автономный район КНР на рубеже XX и XXI вв.
25. Статус Тибета и позиция мировых держав XIX–XX вв.
26. Правительство Тибета в изгнании. Дхарамсала. Религиозная и политическая дея-тельность Далай-ламы XIV.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Проникновение и распространение буддизма в Тибете
2.Борьба религиозных партий в Тибете. Победа «желтошапочников»
3.Г. Цибиков – как исследователь Тибета
4.Агван-Доржи и его роль в русско-тибетских отношениях
5.Политика Англии в Тибете на рубеже ХIХ – ХХ вв.
6.Политика Цинской империи в Тибете в ХVIII – ХIХ вв.
7.Международно-правовой статус Тибета в 20–30-е гг. ХХ в.
8.Восстание в Тибете в 1959 г. и позиция великих держав
9.Погребальная культура и похоронные ритуалы Тибета
10.Административно-хозяйственная система буддийских монастырей Тибета
11.Религиозные и политические лидеры Тибета (XVII – XVIII вв.)
12.Тибето-китайские отношения (XXVII – XVIII вв
13.Русско-тибетские отношения (начало XX в.) –
14.Тибет в составе КНР
15.Оккупация Лхасы Китаем (1910 г.)
16.Политика Далай-ламы XIII и проблема суверенитета Тибета
17.Конфессиональный фактор во внешней политике тибетского правительства
18.Британо-тибетские отношения и военная экспедиция Янгхасбенда (1903 г.)

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС по курсу "История Тибета" в полном объеме размещен в Электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=522
Примерные тестовые задания:
1. Бод-па это:
1. тибетцы
2. люди Бод
3. божество тибетского пантеона
Ответ: _______________
2. Назовите старое китайское название Тибета
1.Туфа
2. Туба
3. Тёбёт
Ответ: _______________
3. Завершение процесса консолидации тибетских племен произошло в:
1. VI в.
2. VII в.
3. IX в.
Ответ: _______________
4. Ордалии применялись в тибетских системах:
1. центрального правительства
2. судопроизводства
3. землепользования
Ответ: ¬¬¬¬_______________
5. Ценпо это:
1. пища
2. правитель
3. вид военного
Ответ: ________________

Примерный контрольный вопрос по курсу.
Дайте ответ: Кто утвердил в Тибете тантрическую астролого-астрономическую систему Калачакра (Колесо времени)?

Примерное контрольное задание по курсу:
Изучите тему о политике Китайской республики в Тибете в первой половине ХХ в. Укажите основные методы политики Китая в отношении Тибета в 1911–1950 гг. Выделите не менее трех методов.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Элбакян Е. С. ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СРЕДНИЕ ВЕКА И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека www.nlr.ru
Э2 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова www.hist.msu.ru
Э3 Введение в буддизм / электронный ресурс о буддизме buddhism.org.ru
Э4 Введение в буддологию: курс лекций anthropology.ru
Э5 История Тибета и современность / Портал о странах и народах www.portalostranah.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «История Тибета» студентам предстоит актуализировать знания по истории Китая, этнографии региона. Дисциплина состоит из 3 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (18 часов лекционных и 18 часа практических занятий) . Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента (36 часа). Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении парктических заданий, умении рационально огранизовать свое учебное время.
Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов, изучении рекомендованной литературы.
На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе самостоятельной работы при подготовке знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление.
Web - сопровождением аудиторных занятий является электорнный учебно-методический комплекс дисциплины, расположенный по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=522
Работа с ним является обязательной для студентов. Темы ЭУМКД включают в себя вопросы для обсуждения, планы семинаров, задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы и задания.Подготовится к лекции, семинару, выполнению самостоятельной работы помогут дополнительные материалы, расположенные в темах.Тема считается пройденной, если студент выполнил все задания для самостоятельной работы, контрольные задания и тест, расположенный в теме.
Каждый раздел завершается итоговым тестом.
Итоговая аттестация происходит в виде зачета. Итоговая оценка складывается из:
Посещаемость аудиторных занятий 5 - 10
Активность работы на занятиях 5 - 15
Самостоятельная работа студентов (через систему Moodle)25 - 50
Итоговая аттестация 15 - 25
Итоговая сумма баллов за курс 50 - 100
49 баллов и менее - «незачет».
50 - 100 баллов – «зачет».
Баллы за посещаемость
Устанавливается следующее соответствие посещаемости занятий (% присутствия от общего числа аудиторных часов по данной дисциплине) баллам БРС:
менее 50% занятий - 0 баллов;
50%-85% занятий - 5 баллов;
86%-100% занятий - 10 баллов.
Проверка посещаемости осуществляется преподавателем в начале занятия.
Опоздание студента более чем на 10 минут считается пропуском занятия. Преподаватель имеет право не допускать к занятию студента, опоздавшего более чем на 10 минут.
Баллы за активность студента на занятии
Активность студента на занятии предполагает: активное обсуждение на семинарах вопросов, поднимаемых преподавателем; участие в дискуссии, успешное выступление на лекционном или семинарском занятии с презентацией и докладом по теме, одобренной преподавателем. Данный вид работы оценивается в max 3 балла за одно занятие.
Баллы за самостоятельную работу студентов через систему Moodle
0 баллов - самостоятельная работа не выполнена либо все задания выполнены на неудовлетворительную оценку;
10 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в не полном объеме (не менее 75% заданий), все работы в среднем достойны оценки не ниже хорошей;
20 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны удовлетворительной оценки;
40 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны хорошей оценки;
50 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы достойны отличной оценки.