МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политика России в отношении региона специализации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильАктуальные проблемы политического и социально-экономического развития региона (Китай)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_Китай-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 70
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 70 70 70 70
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Шерстюков С.А.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Политика России в отношении региона специализации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 01.07.2016г. №784)

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доц. Д.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доц. Д.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Политика России в регионе специализации» является формирование у студентов комплексного представления о региональных политических и экономических процессах в Азиатско- Тихоокеанском регионе, а также международной/региональной политики его основных акторов (государств, региональных институтов и т.д.), месте и роли России в региональной системе АТР.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 готовность к работе в многонациональном и поликультурном коллективе, проявлять толерантное отношение к межкультурным и межрелигиозным различиям
ОК-6 готовность к публичному выступлению на профессиональные и научные темы, доводить собственные выводы, предложения, аргументы до сведения специалистов и неспециалистов
ОПК-12 способность определять основные направления развития глобальной информационной среды, самостоятельно осваивать новые средства коммуникации и работы с информационными потоками
ОПК-13 готовность соблюдать государственную и коммерческую тайну, хранить конфиденциальную информацию. обеспечивать интересы работодателя в профессиональной деятельности
ОПК-14 способность просчитывать последствия принимаемых решений, готовность нести персональную ответственность за результаты своей профессиональной деятельности и профессиональной деятельности подчиненных
ОПК-15 готовность соблюдать законодательство Российской Федерации и зарубежных стран, регулирующее сферу высшего образования и профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы внешней политики России в АТР
3.2.Уметь:
3.2.1.сформулировать и научно обосновать перспективную позицию России по актуальным проблемам безопасности и взаимодействия с различными странами и регионами мира
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками определения приоритетных направления сотрудничества РФ с государствами АТР

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Регион в системе международных отношений
1.1. Региональная подсистема международных отношений. Внешняя региональная политика. Понятие региона в современной науке Практические 1 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Региональная подсистема международных отношений. Внешняя региональная политика. Понятие региона в современной науке. Территориально-географические, социально-экономические, военно-политические, культурно-цивилизационные, демографические, исторические и другие критерии региона. Значение критерия «виртуальности» в теоретическом осмыслении феномена «регион». Географический детерминизм. Понятие «регион» по Л.Кантори (Louis Cantori) и С.Спигелу (Steven Spiegel) “The International Politics of Regions: A Comparative Approach”. Регион как район мира, который включает в себя географически близкие государства, образующие в международных делах взаимосвязанные объединения. Комплексный подход к определению понятия «регион» и его роли во внешней политике государства. Регион как субнациональная общность и его роль в международных связях государства. Российский Дальний Восток, американский Запад (Юг, Восток), канадский Атлантический районы – как субнациональные общности. Регион как транснациональное единство. Лекции 1 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Подготовка к семинарскому занятию. Проверка знаний с помощью оценки стендовых докладов Сам. работа 1 14 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Азиатско-Тихоокеанский регион: понятие, структура, границы
2.1. Территориально-географическая, экономическая, политическая и цивилизационно-культурная неопределенность феномена АТР. Соотношение понятий Азиатско-Тихоокеанский регион, Тихоокеанский регион, Тихоокеанский бассейн, Тихоокеанское кольцо. Океано-географический критерий в определении понятия и явления АТР. АТР как подсистема системы современных международных отношений. Структура АТР. Субрегионы АТР. Значение Северо-Тихоокеанского субрегиона для России. Р.Скалапино о границах и структуре Азиатско-Тихоокеанского региона: Северо-Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, Южная Азия, Континентальный центр, Тихоокеанский регион. Классификация структурных элементов АТР по Х.Соесастро. АТЭС, ТЭС, СТЭС как системаобразующие элементы классификации. Понятие «Тихоокеанское кольцо» (Pacific Rim) в современной науке. Береговая тихоокеанская береговая черта государства как главный критерий феномена «Тихоокеанское кольцо». Структура Тихоокеанского кольца. Северо- Тихоокеанский регион. Юго-Восточная Азия. Юго-Западная часть Тихого оке Лекции 1 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Проверка знаний с помощью терминологической контрольной работы, подготовка презентации проектной Сам. работа 1 14 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Концепции “Тихоокеанского века” и “Тихоокеанского сообщества” в политической теории и практике
3.1. Экономический рост и усиление политического влияния стран Азиатско-Тихоокеанского региона в 1980-1990 –е гг. как условие оживления концепции «Тихоокеанского века». Азиатско-Тихоокеанский регион и будущее мирового порядка. “Тихоокеанская эра» и перспектива перемещение мирового экономического и политического центров на Тихий океан. Концепция «Тихоокеанского века» как отражение процесса интернационализации торгово-экономической жизни Азиатско- Тихоокеанского региона. Западные политики и ученые (Н.Макра, К.Коукер, Р.Рейган, Дж.Буш-старший и др. ) о возможностях и перспективах «тихоокеанского века». Место и роль США в АТР в «Тихоокеанскую эру». Возможности и перспективы создания «Тихоокеанского сообщества». «Тихоокеанское сообщество» как политическая институционализация интеграционных процессов в АТР. Б.Клинтон о значении «Тихоокеанского сообщества» для Америки и ее союзников Лекции 1 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Подготовка к семинарскому занятию, подготовка к тестированию Сам. работа 1 14 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Политика России в АТР в постбиполярную эпоху
4.1. Национальные и региональные интересы России в АТР. «Атлантические» и «тихоокеанские» внешнеполитические приоритеты России. Второстепенность тихоокеанских интересов России и периферийность ее позиций в АТР. Российский Дальний Восток как субъект региональной политики России в АТР. Правительственные программы развития Дальнего Востока и Забайкалья (1987 и 1996 - 2005 гг.) как стимул для включения российского Дальнего Востока в интеграционные процессы в АТР. Военно-политическое присутствие России в АТР. Демилитаризация России в 1990-е гг. и проблема ее региональной безопасности. Развитие политико- дипломатических связей России со странами АТР в постбиполярную эпоху. «Дипломатия визитов». Российско- китайские отношения. Пекинская декларация. Стратегическое партнерство России и КНР. Российско-японские отношения. Влияние Токийской декларации на последующее развитие российско-японских связей. Отношения России с Республикой Корея и КНДР в 1990-е – начале 2000-х гг. Лекции 1 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Подготовка к семинарскому занятию, презентация проектной работы, оценка работы с помощью тестирования Сам. работа 1 14 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Российско-китайское измерение региональных отношений в АТР
5.1. Изменение места и роли Китая в системе международных отношений в постбиполярную эпоху. Китай региональный лидер АТР. Изменение концепции внешней политики Китая в 1990-е – 2000-е гг. Концепция многополярности как фактор формирования современной внешней политики КНР. Милитаризация Китая как угроза региональной безопасности. Проблема «Большого Китая». Участие Китая в многосторонних структурах безопасности в АТР (АРФ, ШОС, шестисторонние переговоры по Северной Корее). Политика КНР в отношении России. Российско-китайское стратегическое партнерство. Американский фактор в китайско-российских отношениях. Российский Дальний Восток как торгово-экономический партнер Китая. Приграничное российско-китайское сотрудничество Лекции 1 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Политика КНР в отношении России. Российско-китайское стратегическое партнерство. Американский фактор в китайско- российских отношениях. Российский Дальний Восток как торгово-экономический партнер Китая. Приграничное российско-китайское сотрудничество Практические 1 6 Л2.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Подготовка к семинарскому занятию в виде ролевого тренинга на тему «Россия и АТЭС» Сам. работа 1 14 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Россия в современных интеграционных и институциональных процессах в АТР
6.1. Интернационализация производства как объективный процесс глобального экономического взаимодействия. Торговые и инвестиционные связи в АТР. Отличие интеграционных процессов в Европе и АТР. Интеграция как процесс создания связей и взаимоотношений, объединяющих различные культуры, нации и экономики. Одновременность и параллельность процессов интернационализации, интеграции, глобализации и регионализации (локализации) в АТР. “Тихоокеанское сообщество” (Pacific Community) как возможный результат интеграционных процессов в АТР. Махатхир Мохамад, Фидель Рамос о возможностях и перспективах интеграционных процессов в АТР и месте в них азиатских государств. Институционализация АТР. Отставание институционализации в АТР от региональных интеграционных процессов. Место и роль региональных организаций в политической и экономической жизни АТР Лекции 1 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Место и роль региональных организаций в политической и экономической жизни АТР Практические 1 8 Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Общая характеристика АТР как наиболее динамично развивающегося региона мира
2. Участие России в интеграционных процессах в АТР на примере АТЭС
3. Проблема включения российских дальневосточных регионов в процесс экономической интеграции России в АТР
4. Российско-китайские отношения на современном этапе
5. Характеристика интеграционных процессов в АТР и перспективы России.
6. Участие России в «шестисторонних переговорах» по проблеме ядерного оружия КНДР
7. Вызовы и риски в АТР и политика России
8. Место и роль России как евразийской державы в АТР
9. Военно-техническое сотрудничество России с государствами АТР
10. Российско-японские отношения на современном этапе
11. Новая геополитическая ситуация и национальные интересы России в АТР: задачи и перспективы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Цыганков П.А. - отв. ред. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Муратшина К. Г. ; под науч. ред. Михайленко В.И. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 АлтГУ, Ист. фак., Каф. востоковедения, Алтайский междунар. центр азиат. исслед. Политика России и Китая в Центральной Азии во второй половине XIX - начале XXI в.: [монография] [Азбука], 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Э2 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER?
Э3 http://sbiblio.com/biblio/
Э4 http://www.isras.ru/
Э5 http://www.bibliotekar.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
4. Научно-образовательный форум по международным отношениям (www.obraforum.ru)
5. Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики (http://www.intertrends.ru/current_issue.htm)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.