МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политические системы и культуры региона специализации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильАктуальные проблемы политического и социально-экономического развития региона (Китай)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_Китай-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 64
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 64 64 64 64
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Лысенко Ю.А.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Политические системы и культуры региона специализации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 01.07.2016г. №784)

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ист.н., доц. Д.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.ист.н., доц. Д.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: сформировать у студентов целостное представление о социально-политической системе КНР, выявить основные этапы формирования политической системы КНР, дать их характеристику; представить современную политическую систему КНР; дать характеристику основным политическим институтам политической системы КНР (государственному устройству, избирательной системе, партийной системе, СМИ), определить степень участия каждого из представленных институтов в политическом процессе; определить основные направления политической модернизации в КНР после переходе к рыночным реформам.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОК-4 готовность к работе в многонациональном и поликультурном коллективе, проявлять толерантное отношение к межкультурным и межрелигиозным различиям
ОК-6 готовность к публичному выступлению на профессиональные и научные темы, доводить собственные выводы, предложения, аргументы до сведения специалистов и неспециалистов
ОПК-4 способность учитывать в практической и исследовательской деятельности этнокультурные, этноконфессиональные и этнопсихологические параметры, определяющие менталитет населения различных регионов мира
ОПК-8 владение компаративными методами, способность давать аргументированное научное объяснение сходству и (или) различию стран и регионов мира, обусловленному историческими закономерностями
ОПК-9 владение методами структурно-функционального анализа политических, социальных и экономических институтов, характерных для различных стран и регионов мира, с учетом их культурно-исторической специфики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы формирования политической системы КНР их характеристику; принципы формирования и функционирования основных политических институтов КНР, представить современную политическую систему КНР, ее государственное устройство, избирательную систему, партийную систему, определять степень участия каждого из представленных институтов в политическом процессе; направления политической модернизации в КНР после переходе к рыночным реформам, социальной политики в КНР и системы предоставления социальных гарантий гражданам КНР; базовые характеристики социальных и политических систем, религиозных воззрений, культурных традиций, мировоззренческих и ментальных установок народов КНР.
3.2.Уметь:
3.2.1.Определять основные институты политической системы КНР, выделять признаки традиционной политической культуры населения КНР и определять их роль на современный политический процесс.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.аналитическими приемами обработки информации;
навыками прогнозирования социально-политического развития КНР на современном этапе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Политическая система и динамика политической жизни
1.1. Понятие политическая системы, ее элементы и механизмы Практические 3 6 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Политическая система и динамика политической жизни Лекции 3 4 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.3. Подготовка к семинарскому занятию. Сам. работа 3 14 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Политическая система КНР: формирование и политическая динамика, особенности
2.1. Политическая система КНР: формирование и политическая динамика, особенности функционирования. Лекции 3 2 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.2. Изучение терминов по теме лекции Сам. работа 3 14 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Государственное устройство КНР
3.1. Государственное устройство КНР Лекции 3 4 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.2. Подготовка к семинарскому занятию Сам. работа 3 14 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Экономическая модернизация в КНР и проблемы реформирования политической системы
4.1. Экономическая модернизация в КНР и проблемы реформирования политической системы Лекции 3 4 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.2. Подготовка к семинарскому занятию Сам. работа 3 12 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Представительная система КНР и проблема её совершенствования
5.1. Представительная система КНР и проблема её совершенствования Лекции 3 2 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
5.2. Представительная система КНР и проблема её совершенствования Практические 3 10 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
5.3. Становление и развитие правовой системы КНР. Конституционный надзор: реальность и проблемы Сам. работа 3 10 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 6. Партийная система КНР: особенности формирования и функционирования
6.1. Партийная система КНР: особенности формирования и функционирования Лекции 3 4 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
6.2. Политическая культура населения КНР Практические 3 8 ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОПК-4, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены курсом
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мухаев Р. Т. Политология: учебник Москва: Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Ю. А. Лысенко Политическая система и культура КНР [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Олейников И.В. Социально-политические системы стран Восточной Азии: учебно-методическое пособие Издательство НГТУ, 2015 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Муратшина К. Г. ; под науч. ред. Михайленко В.И. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Э2 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER?
Э3 http://sbiblio.com/biblio/
Э4 http://www.isras.ru/
Э5 http://www.bibliotekar.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
4. Научно-образовательный форум по международным отношениям (www.obraforum.ru)
5. Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики (http://www.intertrends.ru/current_issue.htm)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.