Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Актуальные проблемы политического и социально-экономического развития региона (Китай) |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_01_Китай-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Д.А. Глазунов
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Процесссы модернизации и трансформации в регионе специализации и актуальные социально-экономические проблемы» является формирование у студентов комплексного представления о модернизационном процессе в социально-экономической и политической сферах, современных социально-экономических проблемах Китая, их причинах и последствиях для развития региона. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-3 | готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала |
ОК-6 | готовность к публичному выступлению на профессиональные и научные темы, доводить собственные выводы, предложения, аргументы до сведения специалистов и неспециалистов |
ОПК-1 | способность объяснять причины интеграционных и дезинтеграционных процессов в современном мире, давать комплексный анализ их истоков, внутренних противоречий, реальных и потенциальных последствий |
ОПК-8 | владение компаративными методами, способность давать аргументированное научное объяснение сходству и (или) различию стран и регионов мира, обусловленному историческими закономерностями |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | особенности процесса модернизации Китая, основные проблемы социально-экономического развития КНР и подходы правительства к их решению; интеграционные объединения в Восточной Азии; правила и принципы подготовки самостоятельных работ на заданную тему; индексы оценки уровня модернизации |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выделять причины проблем социально-экономического развития и последствия для осуществления модернизации КНР; давать оценку политике правительства КНР по решению этих проблем; анализировать факторы, способствующие и препятствующие интеграции в Восточной Азии; отбирать материал, готовить презентации на заданную тему; сравнивать процесс модернизации в Китае с Россией и другими странами |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | категориальным аппаратом; навыками самостоятельной организации научно-исследовательской работы по заданной теме; навыками составления аналитических работ, посвященных анализу причин и последствий интеграции в Восточной Азии; навыками выступления с научными докладами на специализированные темы; методикой сравнительных исследований |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. 1. Концептуальные подходы к пониманию процесса модернизации. | ||||||
1.1. | Понятие модернизация. Классическая теория модернизации. Эволюция теории модернизации в 1970-1980-е гг. | Лекции | 1 | 4 | ОК-3, ОК-6, ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
1.2. | Заполнение таблицы в МУДЛ | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-3, ОК-6, ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 2. 2. Процесс модернизации Китая в колониальный период | ||||||
2.1. | Экономическая модернизация Китая как пример колониального синтеза | Лекции | 1 | 4 | ОК-3, ОК-6, ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
2.2. | Политическая модернизация Китая: синтез западной общественно-политической мысли и традиционных представлений | Практические | 1 | 4 | ОК-3, ОК-6, ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
2.3. | Подготовка к семинарскому занятию. Эссе в МУДЛ | Сам. работа | 1 | 16 | ОК-3, ОК-6, ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 3. 3. Строительство социализма в Китае и процессы модернизации | ||||||
3.1. | Стратегия индустриализации КНР | Лекции | 1 | 4 | ОК-3, ОК-6, ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
3.2. | «Большой скачек» - попытка индустриализации с китайской спецификой | Практические | 1 | 2 | ОК-3, ОК-6, ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
3.3. | «Традиционное» и «современное» в Культурной революции (1966-1976 гг.) | Практические | 1 | 2 | ОК-3, ОК-6, ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
3.4. | Подготовка к семинарским занятиям. Самостоятельная работа в МУДЛ | Сам. работа | 1 | 18 | ОК-3, ОК-6, ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 4. 4. Процесс модернизации в КНР в период экономических реформ (1980-е – начало XXI в.) | ||||||
4.1. | Стратегия экономических реформ в КНР (1980-е – начало XXI в.) | Лекции | 1 | 4 | ОК-3, ОК-6, ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
4.2. | Инновационная политика КНР как показатель «второй волны» модернизации | Лекции | 1 | 2 | ОК-3, ОК-6, ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
4.3. | Китай и процессы глобализации | Практические | 1 | 2 | ОК-3, ОК-6, ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
4.4. | Проблемы современного социально-экономического развития КНР | Практические | 1 | 4 | ОК-3, ОК-6, ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
4.5. | Политический процесс в КНР в период реформ. Экономическая либерализация при сохранении авторитарного режима. | Практические | 1 | 4 | ОК-3, ОК-6, ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
4.6. | Подготовка к семинарским занятиям. Подготовка докладов к практическому занятию 4.4. Реферат в Системе МУДЛ. | Сам. работа | 1 | 28 | ОК-3, ОК-6, ОПК-1, ОПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы рефератов: 1. Реформа собственности в КНР (1980-е – начало XXI в.) 2. Роль свободных экономических зон в реализации политики открытости КНР (1980-е – начало XXI в.) 3. Демографическая проблема в КНР 4. Экологическая проблемы в КНР и пути их решения 5. Региональные диспропорции в экономическом развитии страны 6. Проблема экстенсивного роста экономики и инновационная политика 7. Стратегия «выхода за рубеж» и вызовы глобализации развитию Китая 8. Позиция КНР в отношении интеграционных процессов в Восточной Азии |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И. В. Анисимова [и др.] | История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Зобова Л. Л. | Глобализация экономики: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Кемеровский государственный университет, 2012 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Поляков В.В. - Отв. ред., Щенин Р.К. - Отв. ред., Смирнов Е.Н. - Отв. ред. | МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА. : Учебник и практикум | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Зубенко В.В. , Зубенко В.А. , Орлова Н.Л. | Глобализация мировой экономики: вызовы и ориентиры: монография: Монографии | Издательство "Дашков и К", 2012 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.ifes-ras.ru/publications/monograph/142-yamberger-qekonomicheskaya-strategiya-kitayaq | |||
Э2 | Научная электронная библиотека – http://elibrary.ru//default.asp | |||
Э3 | Институт востоковедения Ран [http://www.ivran.ru/] | |||
Э4 | Государственное статистическое управление КНР [http:// www.stats.gov.cn/english | |||
Э5 | Газета «Жэньминь жибао » на русском языке [http://www.russian.people.com.cn/] | |||
Э6 | Электронно-методический комплекс по дисциплине URL: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=630 | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) 4. Институт востоковедения РАН (http://www.ivran.ru/) 5. Государственное статистическое управление КНР (http:// www.stats.gov.cn/english) 6. Газета «Жэньминь жибао » на русском языке (http://www.russian.people.com.cn/) 7. Электронно-методический комплекс по дисциплине URL: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=630 |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД. Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае. Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний. |