МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Процессы модернизации и трансформации в регионе специализации и актуальные социально-экономические проблемы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильАктуальные проблемы политического и социально-экономического развития региона (Китай)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_Китай-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Бочкарева И.Б.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Процессы модернизации и трансформации в регионе специализации и актуальные социально-экономические проблемы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 01.07.2016г. №784)

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Процесссы модернизации и трансформации в регионе специализации и актуальные социально-экономические проблемы» является формирование у студентов комплексного представления о модернизационном процессе в социально-экономической и политической сферах, современных социально-экономических проблемах Китая, их причинах и последствиях для развития региона.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОК-6 готовность к публичному выступлению на профессиональные и научные темы, доводить собственные выводы, предложения, аргументы до сведения специалистов и неспециалистов
ОПК-1 способность объяснять причины интеграционных и дезинтеграционных процессов в современном мире, давать комплексный анализ их истоков, внутренних противоречий, реальных и потенциальных последствий
ОПК-8 владение компаративными методами, способность давать аргументированное научное объяснение сходству и (или) различию стран и регионов мира, обусловленному историческими закономерностями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности процесса модернизации Китая, основные проблемы социально-экономического развития КНР и подходы правительства к их решению; интеграционные объединения в Восточной Азии; правила и принципы подготовки самостоятельных работ на заданную тему; индексы оценки уровня модернизации
3.2.Уметь:
3.2.1.выделять причины проблем социально-экономического развития и последствия для осуществления модернизации КНР; давать оценку политике правительства КНР по решению этих проблем; анализировать факторы, способствующие и препятствующие интеграции в Восточной Азии; отбирать материал, готовить презентации на заданную тему; сравнивать процесс модернизации в Китае с Россией и другими странами
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.категориальным аппаратом; навыками самостоятельной организации научно-исследовательской работы по заданной теме; навыками составления аналитических работ, посвященных анализу причин и последствий интеграции в Восточной Азии; навыками выступления с научными докладами на специализированные темы; методикой сравнительных исследований

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Концептуальные подходы к пониманию процесса модернизации.
1.1. Понятие модернизация. Классическая теория модернизации. Эволюция теории модернизации в 1970-1980-е гг. Лекции 1 4 ОК-3, ОК-6, ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Заполнение таблицы в МУДЛ Сам. работа 1 10 ОК-3, ОК-6, ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. 2. Процесс модернизации Китая в колониальный период
2.1. Экономическая модернизация Китая как пример колониального синтеза Лекции 1 4 ОК-3, ОК-6, ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Политическая модернизация Китая: синтез западной общественно-политической мысли и традиционных представлений Практические 1 4 ОК-3, ОК-6, ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Подготовка к семинарскому занятию. Эссе в МУДЛ Сам. работа 1 16 ОК-3, ОК-6, ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. 3. Строительство социализма в Китае и процессы модернизации
3.1. Стратегия индустриализации КНР Лекции 1 4 ОК-3, ОК-6, ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.2. «Большой скачек» - попытка индустриализации с китайской спецификой Практические 1 2 ОК-3, ОК-6, ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.3. «Традиционное» и «современное» в Культурной революции (1966-1976 гг.) Практические 1 2 ОК-3, ОК-6, ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.4. Подготовка к семинарским занятиям. Самостоятельная работа в МУДЛ Сам. работа 1 18 ОК-3, ОК-6, ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. 4. Процесс модернизации в КНР в период экономических реформ (1980-е – начало XXI в.)
4.1. Стратегия экономических реформ в КНР (1980-е – начало XXI в.) Лекции 1 4 ОК-3, ОК-6, ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Инновационная политика КНР как показатель «второй волны» модернизации Лекции 1 2 ОК-3, ОК-6, ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Китай и процессы глобализации Практические 1 2 ОК-3, ОК-6, ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.4. Проблемы современного социально-экономического развития КНР Практические 1 4 ОК-3, ОК-6, ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.5. Политический процесс в КНР в период реформ. Экономическая либерализация при сохранении авторитарного режима. Практические 1 4 ОК-3, ОК-6, ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.6. Подготовка к семинарским занятиям. Подготовка докладов к практическому занятию 4.4. Реферат в Системе МУДЛ. Сам. работа 1 28 ОК-3, ОК-6, ОПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
1. Реформа собственности в КНР (1980-е – начало XXI в.)
2. Роль свободных экономических зон в реализации политики открытости КНР (1980-е – начало XXI в.)
3. Демографическая проблема в КНР
4. Экологическая проблемы в КНР и пути их решения
5. Региональные диспропорции в экономическом развитии страны
6. Проблема экстенсивного роста экономики и инновационная политика
7. Стратегия «выхода за рубеж» и вызовы глобализации развитию Китая
8. Позиция КНР в отношении интеграционных процессов в Восточной Азии
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Зобова Л. Л. Глобализация экономики: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Поляков В.В. - Отв. ред., Щенин Р.К. - Отв. ред., Смирнов Е.Н. - Отв. ред. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА. : Учебник и практикум М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Зубенко В.В. , Зубенко В.А. , Орлова Н.Л. Глобализация мировой экономики: вызовы и ориентиры: монография: Монографии Издательство "Дашков и К", 2012 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.ifes-ras.ru/publications/monograph/142-yamberger-qekonomicheskaya-strategiya-kitayaq
Э2 Научная электронная библиотека – http://elibrary.ru//default.asp
Э3 Институт востоковедения Ран [http://www.ivran.ru/]
Э4 Государственное статистическое управление КНР [http:// www.stats.gov.cn/english
Э5 Газета «Жэньминь жибао » на русском языке [http://www.russian.people.com.cn/]
Э6 Электронно-методический комплекс по дисциплине URL: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=630
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
4. Институт востоковедения РАН (http://www.ivran.ru/)
5. Государственное статистическое управление КНР (http:// www.stats.gov.cn/english)
6. Газета «Жэньминь жибао » на русском языке (http://www.russian.people.com.cn/)
7. Электронно-методический комплекс по дисциплине URL: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=630

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.