МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социально-политическая мысль народов Восточной и Центральной Азии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильАзиатские регионы: социально-экономические и политические процессы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_АР_01_2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 24 18 24
Практические 18 12 18 12
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Лысенко Ю.А.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Социально-политическая мысль народов Восточной и Центральной Азии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017г. №648)

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - является формирование у магистрантов представления об истории становления и развития общественно-политической мысли народов Китая. Курс ориентирован на углубленное ознакомление магистрантов-регионоведов с той частью традиционного философского наследия восточных обществ, которая помогает понять современные общественно-политические и идейно-философские процессы как на Востоке, так и на Западе. В ходе изучения классического традиционного наследия Востока, студент-магистрант получает возможность войти в русло современной полемики о философских вопросах синтеза и диалектической борьбы восточного и западного идейно-философского наследия, актуализированной, прежде всего, в социально-политической проблематике.
Задачи курса: выявить основные этапы формирования политической мысли народов КНР, дать их характеристику; сформировать глубокие знания в области истории развития политических идей и учений в разных культурно-цивилизационных сферах; показать, что обращение к идейному наследию прошлого важно не только с точки зрения обогащения наших представлений о том, что было, но и для правильного понимания того, что есть сегодня и что может быть завтра; стимулировать процесс переработки получаемых знаний в самостоятельные убеждения студентов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
ОПК-3 Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.оосновные факторы формирования и этапы развития социально-политической мысли народов КНР и ее комплексную характеристику
3.2.Уметь:
3.2.1.определять основные институты политической системы КНР, выделять признаки традиционной политической культуры населения КНР и определять их роль на современный политический процесс
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.полученными знаниями для решения практических и исследовательских задач в области страноведения Китая

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тема 1. Традиционная социально-политическая мысль стран Востока
1.1. Особенности цивилизационного развития Востока иих взаимосвязь в формированием и развитием общественно-политической мысли Лекции 2 4 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Политические и социально-экономические особенности формирования общественно-политической мысли народов Востока Сам. работа 2 8 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Тема 2. Становление социально-политических концепций в Древнем Китае.
2.1. Внутриполитические и внешнеполитические факторы формирования и развития социально-политических концепций народов Древнего Китая. Роль конфуцианства, даосизма и буддизма в данном процессе. Лекции 2 4 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Становление и развитие социально-политических концепций Древнего Китая Практические 2 0
Раздел 3. Тема 3. Развитие политической и социальной мысли народов Китая в средневековый период.
3.1. Неоконфуцианство в политической и социальной мысли народов Китая в позднее средневековье Лекции 2 4 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Трактат Ли Гоу как пример неконфуцианской мысли средневекового Китая Практические 2 0
Раздел 4. Тема 4. Основные факторы и направления развития общественно-политической мысли Китая в период его превращения в полуколонию (вторая половина XIX - начало ХХ в.)
4.1. Реформаторскоет двм\ижение общественно-политической мысли Китая вьторая а\полровина XIX - начало XX в. Лекции 2 4 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Сунь Ятсен и революционное направление общественно-политической мысли Китая. Лекции 2 2 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Реформаторское и революционное общественно-идеологические движения в Китае во второй половине XIX – начале ХХ в. Практические 2 4 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.4. Реформаторское и революционное общественно-идеологические движения в Китае во второй половине XIX – начале ХХ в. Сам. работа 2 8 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Тема 5. Политическая мысль Китая в межвоенный период (20-30 гг. ХХ в.)
5.1. Политическая мысль Китая в межвоенный период (1911 – 1949 г.). Практические 2 2 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Формирование политической системы Китайской республики в межвоенный период Лекции 2 2 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.3. Эволюция политических взглядов лидеров партии Гоминдан (1911 – 1949 г.). Сам. работа 2 8 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Тема 6. Маоизм как общественно-политическая идеология.
6.1. Теоретические аспекты маоизма Практические 2 2 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Взгляды Мао Цзэдуна. Сам. работа 2 8 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Тема 7. Китай на пути политической и экономической модернизации. Буржуазно-либеральные идеи КНР и их «китайская специфика».
7.1. Китай на пути политической и экономической модернизации. Буржуазно-либеральные идеи КНР и их «китайская специфика» Лекции 2 4 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.2. Политическая модернизация в КНР и западные модели либеральной демократии Практические 2 4 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.3. Подготовка к семинару в формате "круглого стола" Сам. работа 2 8 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 8. Тема 8. Центральная Азия в постсоветский период: идеология политической и социально-экономической модернизации
8.1. Центральная Азия в постсоветский период: идеология политической и социально-экономической модернизации. 1. Процессы суверенизации в постосвесткой Центральной Азии. 2. Общенациональные идеологии в государствах постосветской Центральной Азии. 3. Коммунистическая идеология. 3. Идеология буржуазных преобразований и формирования рыночного сектора экономики Лекции 2 0
8.2. Подготовка в зачету Сам. работа 2 24 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
8.3. Подготовка исследовательской работы «Формирование и развитие идеологии национально-освободительного движения в Китае» Сам. работа 2 8 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. В полном обьеме материалы текущего контроля и промежуточной аттестации расположены в ЭУМК на Образовательном портале АлтГУ по адресу: https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=926
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Развитие социально-политической мысли в Древнем Китае.
2. Концепция государства и правителя в неоконцуфианской правовой мысли.
3. Проблемы человека и общества в социально-политической мысли конфуцианства
4. Социально-утопическая философия Кан Ювэя.
5. Концепция государства в идеологии национально-освободительного движения.
6. С. Ятсен и три народных принципа.
7. Коммунистическая идеология. Китай в период Мао Цзэдуна.
8. Китай на пути политической и экономической модернизации. Буржуазно-либеральные идеи КНР и их «китайская специфика».
9. Коммунистическая идеология в КНР на современном этапе Роль КПК в общественно-политической жизни страны.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Власов В.И., Власова Г.Б., Денисенко С.В., Цечоев В.К. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2020 biblio-online.ru
Л1.2 Мухаев Р. Т. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ (С ХРЕСТОМАТИЕЙ НА CD) 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2020 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю. А. Лысенко Политическая система и культура КНР [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.2 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека www.nlr.ru
Э2 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова www.hist.msu.ru
Э3 ЭУМКД "Социально-политическая мысль народов Восточной и Центральной Азии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации.Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентами в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на семинарское занятие, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.